Объединимся?! Перспективы белорусско-российской интеграции

Сезон захватывающих политических баталий, информационных войн, интернет-революций и прочих событий в Белоруссии, похоже, перешел в стадию затишья. Сегодня в стране практически все заняты только одним - поиском возможностей выйти из сложившегося экономического кризиса. При этом правительство ищет свой путь, оппозиция свой, а у народа остается лишь одна стратегия - вырастить как можно больше картошки на своих участках, чтобы хоть как-то пережить нынешнюю зиму. В таких условиях, как в республике, так и за ее пределами, все чаще стали раздаваться голоса в пользу скорейшего объединения Белоруссии и России в единую социально-экономическую структуру. Понимают это, надо полагать, не только в Минске, но и в Москве.

Так, например, совсем недавно, отвечая на вопросы участников Всероссийского молодежного форума "Селигер 2011", премьер-министр Российской Федерации В. Путин заявил, что создание единого государства России и Беларуси по образу СССР "очень желательно и полностью, на 100 процентов, зависит от волеизъявления белорусского народа". Если еще год назад в Кремле относились весьма скептически к вопросу объединения двух стран, то сегодня, по-видимому, ситуация изменилась. Многие обозреватели связывают подобное заявление главы российского правительства с предстоящими в 2012 году президентскими выборами, накануне которых белорусская карта может стать одним из козырей предвыборной борьбы. При этом отмечается, что ее попробует разыграть именно Путин, а не Медведев.

На наш взгляд, говорить сегодня о важности Белоруссии в процесс президентской гонки в России, довольно рано, так как достаточно сложно определить не только основные точки соприкосновения белорусского вопроса и "Выборов 2012", но и позицию по данному вопросу белорусского президента. Скорее всего, именно Минск, а не Москва, попытается использовать следующий год в своих интересах - в вопросе объединения двух стран Лукашенко имеет достаточно опыта для того, чтобы предложить кому-то из тандема себя в качестве одного из PR-менеджеров. Однако, в таком случае процесс интеграции, о котором с ужасом говорят в белорусской оппозиции, предрекая голод, разруху и прочие напасти на белорусский народ, остановить будет достаточно сложно. И дело здесь не только в многовековой совместной истории и схожести культур двух народов, но и в экономической целесообразности подобного объединения. Выгода от этого, на наш взгляд, для Белоруссии более очевидна, чем для России.

Экономика

То, что белорусская экономика на сегодняшний день не может существовать без российских энергоносителей и обширного рынка Российской Федерации, ни для кого ни секрет. Несмотря на то, что в Минске продолжают настойчиво говорить о конкурентоспособности белорусских товаров в Европе, Азии и Южной Америке, официальная статистика говорит об обратном. Так, по данным Национального банка, в первом полугодии наблюдалась положительная динамика, связанная с экспортной выручкой белорусских предприятий. Однако, несмотря на то, что валютные поступления составили 18,26 млрд. долларов, увеличившись на 71,9% по сравнению с прошлым годом, Белоруссии так и не удалось диверсифицировать свой экспорт. Львиную долю выручки республика получила от продажи нефтепродуктов, цены на которые в этом году значительно выросли. При этом, основным поставщиком нефти, как и в прошлые годы, по-прежнему является именно Россия.

Несмотря на прошлогодние заявления белорусских властей о возможных поставках 10 млн. тонн углеводородного сырья в год из Венесуэлы, в январе-мае республика получила из этой страны только 796,1 тыс. тонн нефти, в то время как из России - почти 6,5 млн. тонн. Нормализация отношений со своим восточным партнером позволила Белоруссии вновь начать продавать нефть: на внешние рынки республика вывезла почти 700 тыс. тонн углеводородного сырья на сумму 544 млн. долларов. Таким образом, можно констатировать, что проект постепенного отказа от российской нефти, так и остался в буйных фантазиях руководства Белоруссии, не сумевшего пойти в данном процессе дальше широкомасштабной демагогии.

Помимо нефтепродуктов, одним из важнейших экспортных товаров РБ традиционно является сельскохозяйственная продукция - то, чем гордится президент и о чем практически каждый день трубят официальные белорусские СМИ. Однако и здесь, как оказывается, не все так радужно - белорусская продукция в Европе практически не востребована. За январь-май Белоруссия поставила на экспорт 254,4 тыс. тонн молочной продукции (за счет роста цен в стоимостном выражении экспорт вырос на 20,4% и составил 709,8 млн. долларов). Однако почти 93% молочной и 99,7% мясной продукции ушли в Россию.

Аналогичная ситуация наблюдается и в экспорте белорусского машиностроения: основным покупателем тракторов, грузовых автомобилей, тягачей и прочей автомобильной и сельскохозяйственной техники является Россия. При этом, интересен тот факт, что даже такой друг Белоруссии, как Уго Чавес, в нынешнем году практически отказался от белорусских товаров. За пять месяцев 2011 года в Венесуэлу не было отгружено ни одного трактора (за аналогичный период прошлого года их было закуплено почти 700 штук) и только два белорусских седельных тягача (в январе-мае 2010-го - 122). Поставки же грузовых автомобилей сократились почти в 6 раз. Подобный расклад заставляет всерьез задуматься о реальной конкурентоспособности белорусского машиностроения на мировом рынке.

В настоящее время белорусский экспорт независим от России только лишь в области калийных удобрений. За первое полугодие республика поставила на экспорт около 2 млн. тонн хлоркалия на сумму 1,334 млрд. долларов США. При этом основной объем белорусских калийных удобрений ушел в Бразилию (518,1 млн. долларов). Однако надо понимать, что "Беларуськалий", являющийся фактически последним оплотом белорусского режима, не способен в одиночку вытащить Белоруссию из разыгравшегося сегодня в стране экономического кризиса.

Таким образом, можно практически со стопроцентной уверенностью утверждать, что в нынешней ситуации, когда белорусские производители не пользуются популярностью на мировом рынке, а процесс модернизации производства в республике идет крайне медленно из-за административного контроля и нехватки средств, экономика Белоруссии полностью завязана на рынке России и, в какой-то степени, Казахстана, как члена ЕЭП. С другой стороны, все утверждения белорусского руководства о том, что Белоруссия, потребляя около 60% комплектующих из России и являясь "сборочным цехом России", обеспечивает работой 15 миллионов россиян, выглядят, по меньшей мере, неубедительно. Кажется маловероятным, что в случае потери рынка Белоруссии, без работы в РФ останутся миллионы человек. Более вероятным, на наш взгляд, является вариант, когда белорусским рабочим будет найти сложно работу на предприятиях, не сумевших за два десятка лет найти иные рынки сбыта, кроме России.



Военное сотрудничество

Белорусское руководство несколько последних лет пытается уверить не только белорусов, но и россиян в том, что без Белоруссии Российская Федерация может оказаться перед неприкрытой угрозой со стороны США и НАТО. Дескать, только белорусское ПВО и возможность бесплатного размещения на территории республики российских частей предотвращает продвижение "танков НАТО на Москву". Правда, при этом белорусский лидер забывает, что военное сотрудничество с Москвой для Белоруссии куда как важней, чем наоборот.

Действительно, важнейшее значение для безопасности России имеет радиолокационная станция "Волга", располагающаяся в районе белорусского города Ганцевичи (Брестская область), которая совместно с отдельным радиотехническим узлом связи "Антей" ВМФ России (расположен возле Вилейки) входит в Систему предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства 3-й армии ракетно-космической обороны Космических войск Российской Федерации. Однако эти станции обеспечивают прикрытие не только России, но и Белоруссии, для которой создание подобных комплексов своими силами было бы крайне сложно.

Помимо этого, по информации заместителя председателя Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Государственной Думы Российской Федерации Татьяны Москальковой, Россия имеет с белорусским оборонно-промышленным комплексом производственную и научно-техническую кооперацию со 120 заводами и конструкторскими бюро по 1 тыс. 600 видам продукции военно-технического назначения. То есть, российские заказы позволяют работать множеству белорусских предприятий ВПК, давая им возможность не переходить на производство кухонных комбайнов и зубочисток, как это случилось с рядом предприятий Украины. К тому же, несмотря на достаточно высокий уровень белорусской военной продукции, острой необходимости в ней мировой рынок в целом не испытывает, что резко снижает ее конкурентоспособность.

Вдобавок к экономической стороне военного сотрудничества необходимо напомнить, что сегодня Белоруссия находится под своеобразным "ядерным зонтиком" России. Если бы подобного не существовало, вопрос о независимости белорусского режима во главе с Лукашенко был бы решен Западом достаточно быстро, как это произошло, например, с Милошевичем и Сербией, которую авиация НАТО утюжила несколько недель. Соседство же с Россией позволяет белорусскому руководству держать себя достаточно уверенно в различных политических и экономических конфликтах с ЕС и США, заявляя о своем государственном суверенитете.

Помимо этого, как известно, Белоруссия является одним из членов Организации Договора о коллективной безопасности, трибуну которой белорусский президент использует в собственных интересах. Лукашенко, неоднократно заявляя о необходимости повышения эффективности деятельности Договора о коллективной безопасности в кризисных ситуациях, заботится, на наш взгляд, не столько о мирной ситуации в регионе, сколько о сохранении своего политического авторитета, помня о прошлогодних событиях в Киргизии. Подтверждением тому может являться его резкая критика деятельности ОДКБ: "Для чего мы создавали ОДКБ, если в одной из стран (Киргизия - Н.Р.) этой организации происходят кровавые события, осуществлен государственный переворот?".

Поэтому, по мнению Лукашенко, в развитии Организации Договора о коллективной безопасности главным должно являться "применение Коллективных сил оперативного реагирования", читай - недопущение геополитических изменений в регионе. В данном случае Белоруссии, как и другим членам ОДКБ, наиболее важна позиция России, которая, по сути, является стрежнем этой организации. Что бы не говорили в Минске, региональная безопасность без Белоруссии, пускай, и не будет полной, но сможет продолжить свое существование, но вот сможет ли обезопасить свой суверенитет Белоруссия без помощи других стран и, в первую очередь, РФ - вопрос довольно спорный.

Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что обоюдовыгодное военное сотрудничество России и Белоруссии, на наш взгляд, является жизненно важным условием существования независимой Республики Беларусь.

Политическое и социокультурное сотрудничество

Несмотря на определенные ухудшения российско-белорусских отношений за последние несколько лет, Белоруссия по-прежнему находится в сфере политического влияния России. И дело здесь не в "имперских амбициях Кремля", а в исторически сложившейся геополитической картине восточноевропейского региона. Обладая огромными природными и людскими ресурсами, Россия попросту не может не являться определяющим игроком не только на европейской, но и на мировой арене. Как и любое подобное государство, будь то Китай, США или Германия, Российская Федерация, в соответствие со своими национальными интересами, стремится создать вокруг себя пояс дружественных ему государств.

В отличие от Евросоюза, который, как нам кажется, уже давно определился со своими восточными рубежами в районе Белостока, Россия только сегодня пытается воссоздать единую социально-культурную и экономическую структуру на пространстве бывшего СССР. При этом надо учитывать то, что и Казахстан, и Белоруссия, и Украина, не имея, по разным причинам, возможности самостоятельно провести модернизацию своих экономик, все еще живут наследием советского периода. Восстановление же былых связей, на наш взгляд, при должной сноровке руководства Белоруссии, позволит республике не только не закончить свое существование в качестве поставщика дешевой рабочей силы в страны Западной Европы, но и сохранить свою национальную идентичность в рамках русского мира.

Роль России в процессе объединения двух, а может и более, стран бывшего Советского Союза, сегодня трудно переоценить. Именно Москва, несмотря на утверждения Минска о своей первостепенной роли, имеет достаточный политический вес и наиболее конкурентоспособную из всех постсоветских республик экономику, необходимые для того, чтобы процесс интеграции на территории бывшего СССР, в конечном счете, стал реальностью. При этом надо помнить, что в настоящее время никто на Западе независимое белорусское государство в действительности не ждет. В Брюсселе Белоруссия рассматривается либо как возможный инструмент давления на Москву, либо как буферная зона, отделяющую Западную Европу от России (подобными зонами уже стали три прибалтийские республики). Поэтому, на наш взгляд, поиск сегодня альтернативы белорусско-российскому объединению (в любых его формах), является делом нелогичным и бесперспективным.

Источник: http://www.regnum.ru/news/polit/1434171.html

5
360
5