Нерусские русские каратели и их немецкие хозяева. Фон Паннвиц

На модерации Отложенный

 

Нерусские русские каратели и их немецкие хозяева. Фон Паннвиц

В последнее время есть существует нарастающая тенденция по оправданию, обелению коллаборционистов и предателей. Под это оправдание подводится научная база. Уже есть докторская диссертация, где коллаборционизм объявляется просто социальным протестом, увековечиваются имена предателей через памятные доски, изваяния и даже названия улиц.

Одна из известных фигур коллаборционистского движения - Гельмут фон Паннвиц. «Батько Паннвиц». Ему посвящают стихи, о нём рассказывают легенды.


Немец из Силезии, группенфюрер СС фон Паннвиц, командующий 1-й кавалерийской дивизией, выросшей до 15 казачьего кавалерийского корпуса «СС».

Каковы же заслуги корпуса и «немецкого казака», какой славой покрыли себя русские эсэсовцы под командованием эсэсовца германского? Что значат «слёзы скорби и печали» по поводу выдачи их английским командованием советской стороне, и какой может быть разговор о т.н. «трагедии Лиенца»?

Трагедия для фашистов, их нынешних поклонников и приспешников – да. Для всех же - это выполнение союзниками своих обязательств с последующим заслуженным возмездием.
Рассмотрим подробнее.
***

1-я казачья дивизия была сформирована 4 августа 1943 года под началом полковника Гельмута фон Паннвица. В «русской кампании» участвовал с первого дня командиров разведподразделения. (по неподтверждённым данным, участника осады Брестской крепости [8]).

Собирали её из отступающих остатков казачьих формирований в составе вермахта, эмигрантов, военнопленных. Командиры подразделений дивизии: полковник Ганс фон Вольф, подполковник Вагнер,подполковник фон Нолькен, подполковник фон Вольф, полковник фон Боссе, подполковник фон Юнгшульц, подполковник Кононов, подполковник фон Кальбен. Похожая на русскую фамилию – одна.

17 сентября 1944 г. за подписью начальника Главного управления Казачьих войск генерала П.Н. Краснова вышел специальный приказ № 15 «О формировании казачьего корпуса и задачах Казачьего Стана». «
...Первая казачья дивизия, — говорилось в приказе, —генерал-лейтенанта фон Паннвица избрана Фюрером сборным местом всех казаков. Все казаки должны соединиться вместе и составить один казачий корпус…»
По состоянию на 25 февраля 1945 года командирами уже в 15-м кавалерийском корпусе генерала фон Паннвица оставались немцы:

полковник Штайнс-дорф, майор Вайль, полковник фон Баат, полковник Вагнер, полковник Вагнер, полковник фон Нолькен, подполковник фон Кляйн, майор фон Эйзенхард-Роте, полковник фон Шульц,
подполковник Леман, майор Эльц, подполковник принц Зальм-Хорстмар, майор граф Коттулинский.
Многие не имели отношения к казачеству, особенно офицерство - Краснов объяснял это тем, что среди самих казаков столь подготовленных по военным знаниям и дисциплинированныхне нашлось. [1]

Может, именно по этой причине их и не отправили воевать на фронт, против регулярных частей Красной Армии.

С кем воевали?
Воевали они в Югославии против партизан и местного населения, которое партизан поддерживало. Братушек сербов, которые, услышав русскую речь от карателей, не могли в это поверить.

«Под командованием уже произведенного в генералы фон Паннвица основная часть дивизии была брошена против партизан ИосипаБроз Тито в Югославии, в район Хорватии, а пять батальонов – 6 тыс. чел. – во Францию.

Дивизия превратила места своих действий в сплошное пожарище. Вместе с 11-й панцер-гренадерской дивизией СС «Нордланд» в районе северо-западнее города Сисак они выжгли крестьянские хутора и поселки, где укрывались партизаны и передали эти места под контроль усташей. После этого дивизию перебросили в район Загреба, где она снова учинила беспощадный разбой.

Германская газета сообщала: «За короткое время казаки стали грозой бандитов» (именуя так партизан. – А.К.). Местное население, югославы, ненавидели казаков, боялись их больше немцев. Показательно, в их глазах казаки представали нерусскими, презрительно именовались «черкасами». Говорили: «разве «русские братушки» могут убивать и насиловать»? В конце концов, казаки противопоставили себе все население, лишились союзников.»[2]
- - -
За эти «подвиги» подопечных Паннвица вождь их А. Гитлер завалил медовым печеньем и залил вареньем:

«1 мая 1944 г. казаков 1-й казачьей дивизии он полностью уравнял в правах с германскими солдатами, разрешил казакам носить знаки различия вермахта и одновременно сохранять знаки казачьих войск, носить лампасы и папахи, а вне боевой обстановки традиционную казачью форму. Дивизия переводилась полностью на продовольственное и боевое снабжение по нормативам германских частей, как и денежное довольствие по их тарифам. Офицерам и унтер-офицерам представлялись отпуска. При отсутствии родственников в Германии, они размещались в специальных домах отдыха. Семьям военнослужащих полагались денежные пособия, а инвалидам – пенсии. На казаков распространялись действующие в вермахте уложения о воинском уголовном праве и дисциплинарных взысканиях.» [2]
*
Из материалов допроса фон Панвица после его пленения в 1945 году

Вопрос: Какие карательные мероприятия проводились вами против партизан?

Ответ: Подчиненные мне части 
грабили жителей этих районов, жгли их жилища, насиловали женщин и при малейшем сопротивлении убивали население.

Вопрос: Следовательно, убийства и насилия над мирными жителями проводились вами не только за помощь партизанам, но и за сопротивление грабежу и насилию, которые учиняли?
Ответ: Да, это было так.
* *


«…Бойцы Казачьего корпуса сражались в Югославии с жестокостью, уступающей лишь головорезам из усташей, но они были немногим хуже прочих воюющих сторон. …» [3]

Британский историк Бэзил Дэвидсон, в период оккупации Югославии - офицер связи между британским «управлением специальных операций» и партизанами Тито, считает, что

«Паннвиц был безжалостным командиром шайки кровавых мародёров. Слишком сильно сказано? Есть ли такой язык, чтобы выглядел слишком сильным для описания их деяний?»(von Pannwitz was the ruthless commander of a horde of murderous wreckers.Too strong? But what language could be too strong for what they did?) [4]

Вот такой интересный штрих к быту формирования даёт в своей книге английский историк и политик Н.Д. Толстой-Милославский (однофамилец Л.Н. Толстого):

Не слишком разборчивый в вопросах морали и дисциплины, Кононов был, можно сказать, духовным сыном Шкуро. В его штабе имелся личный палач, здоровенный парень с золотыми серьгами, наполовину грек. По первому знаку Кононова этот детина с готовностью всаживал 9 граммов свинца во всякого, кто имел несчастье не угодить его командиру.[5]
Напомним - Кононов один из подчинённых фон Панвица: командир 5-го Донского полка.
***

Из протокола допроса фон Панвица:
Вопрос: Какими указаниями вы руководствовались в борьбе с партизанами?

Ответ: Особым циркуляром, составленным СС-обергруппенфюрером Бах-Зелевским и утвержденным генеральным штабом. Он был составлен на основании опыта борьбы с партизанами на Восточном фронте. В циркуляре указывалось, что партизанская война противоречит международным правилам, а поэтому предлагалось применять любые средства, признанные целесообразными начальником воинской части на месте. Поскольку партизаны пользуются поддержкой местного населения, предлагалось каждую женщину, каждого старика и даже ребенка рассматривать как помощника партизан.
<…> Местное население, если оно не будет признано активным помощником партизан, должно быть выселено и эвакуировано, а деревня, как очаг партизанской борьбы - 
может быть сожжена. Предлагалось выявлять и уничтожать партизанские базы вооружения и продовольствия. Старшему начальнику карательной экспедиции предоставлялось право - на месте решать вопрос о судьбе захваченных в плен партизан.
***

Одно из самых чудовищных преступлений дивизии, по определению Драгое, исследователя страданий детей в Боснийской Краине в годы войны — это 
убийство казаками 2-й кавказской бригады тринадцати югославских комсомолок и троих пионеров в горах Козары 11 января1944 года в ходе антипартизанской операции «Зажигательный факел» (нем. Brandfackel). Комсомолки и пионеры, жители села Грбавци (община Градишка), старшей из которых было 21, а младшему - 12 лет, возвращались из партизанского госпиталя в селе Буковица, когда наткнулись на засаду казаков в семи километрах от села Горни-Подградци. Их подвергли пыткам, вырезали им пятиконечные звезды на теле, а Стою Змияняц (СтоjaЗмиjaњац), у которой нашли флаг, ещё живую разорвали лошадьми. Под конец, после изнасилования, все тринадцать девушек и три пионера были убиты. [6]
***
Из протокола допроса фон Панвица:

Вопрос: В совершении каких преступлений и преступных действий вы признаете себя виновным?
Ответ: …Я признаю себя ответственным за то, что начиная с осени 1943 года я руководил боями подчиненной мне дивизии против югославских партизан, допускал в зоне действия дивизии расправы казаков с мирным населением, выполнял преступные приказы гитлеровского верховного командования и циркуляры СС...
Из многочисленных преступлений, совершенных подчиненными мне казаками в Югославии, мне припоминаются следующие факты.


Зимой 1943-1944 годов в районе Сунья-Загреб по моему приказу было повешено 15 человек заложников из числа югославских жителей.
В этом же районе в 1944 году были расстреляны три местных жителя якобы за шпионаж, хотя фактов их шпионской деятельности не было.
В конце 1943 года в районе Фрушка-Гора казаки 1-го кавалерийского полка повесили в деревне 5 или 6 (точно не помню) крестьян.
Казаки 3-го, 4-го и 6-го кавалерийских полков в этом же районе учинили массовое изнасилование югославских женщин.


В декабре 1943 года подобные же экзекуции и изнасилования были в районе города Брод (Босния).
В мае 1944 года в Хорватии, в районе южнее города Загреб, казаки 1-го полка сожгли одну деревню.
Этим же полком в июне 1944 года было совершено массовое изнасилование жительниц города Метлика.
По приказу командира 4-го кавалерийского полка подполковника германской армии Вольфа была сожжена деревня Чазьма, что западнее города Беловар.
В этот же период, то есть летом 1944 года, казаки кавалерийского полка сожгли несколько домов в Пожего-Даруварском районе.
Я также вспоминаю, что в декабре 1944 года казаки 5-го кавалерийского полка под командированием полковника Кононова во время операции против партизан в районе реки Драва, недалеко от гор. Вировитица, учинили массовое убийство населения и изнасилование женщин..."
 [7]

***
Фон Паннвиц 16 января 1947 году по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР 15-16 января 1947 был вместе с другими генералами Казачьего Стана повешен.

В 1998 году в Москве на территории храма Всех Святых поставили (очевидно, фашисты) «памятник Вождям Белого движения и Казачьим атаманам» - там упомянуты, в частности, группенфюрер СС Гельмут Вильгельм фон Паннвиц, атаман Султан-Клыч-Гирей, атаман Краснов.
«Павшим за веру и Отечество» - так там и написано.

— Любой памятник трогать нельзя — ведь историю уже не переделаешь, — говорил в 2005 году Янис Бремзис, заместитель общественного комитета «Примирение народов России и Германии, воевавших в двух мировых и Гражданской войнах», после выступления инициативной группы за снос памятника фашистам.
— Мы не хотим «войны памятников», которая происходит в тех же прибалтийских странах, где оскверняют и советские, и национальные памятники.(ссылка)

Вот так ловко, маскируясь под гуманизм, приравняв эсэсовцев к советским воинам, карателей к настоящим солдатам. Мы эти слова запомним.

Удивляет вот что: как вообще можно даже произносить вслух эти имена – имена предателей и убийц?

И тем не менее 17 июля 1996 года генерал СС фон Паннвиц был реабилитирован как «жертва политических репрессий» на основании заключения от 22 апреля 1996 года полковника юстиции В. Крука.
То ли от того, что совесть возобладала, то ли от того, что президентом перестал быть Ельцин - но 28 июня 2001 года заключение Крука было отменено как необоснованное, и 28 июня 2001 года вынесено заключение с выводом:
     
«…фон Панвиц за совершенные преступные деяния осужден обоснованно, оснований для принесения протеста не усматривается и реабилитации он не подлежит. Одновременно признано, что справка о реабилитации фон Панвица Гельмута юридической силы не имеет, о чем письменно уведомлены заинтересованные лица, а также соответствующие государственные учреждения ФРГ»

Но в России есть довольно публичные люди, называющие эсэсовского карателя «героем», «рыцарем чести» и т.п., одобряющие действия корпуса в Югославии. При этом они всерьёз рассчитывают на поддержку патриотической части общества. Надо быть, мягко говоря, очень близоруким политиком и человеком с весьма маргинальными для России взглядами. С очень непонятной трактовкой понятия "патриотизм".

P.S. 9 мая 2007 года памятник российским фашистам был найден разрушенным.

_________________________________

[1] Крикунов П. «Казаки. Между Гитлером и Сталиным»

[2] А.Козлов«Великая Отечественная война и казаки»

[3] Parrish M.The Lesser Terror: Soviet State Security, 1939-1953 https://books.google.ru/books?id=NDgv5ognePgC&pg=PA125#v=onepage&q&f=false

[4] Basil Davidson. Bad Habitshttp://www.lrb.co.uk/v13/n12/basil-davidson/bad-habits

[5] Н.Д. Толстой «Жертвы Ялты» http://lib.ru/HISTORY/FELSHTINSKY/tolstoj.txt
[6]  Википедия со ссылкой на:

DragoKarasijević.ČETVRTA KRAJIŠKA NOU DIVIZIJA. — BeogradVojnoizdavačkiinovinskicentar, 1988.

DragojeLukić. Rat idjecaKozareIIIKozarou srcutenosim — Beograd — Prijedor — Jasenovac, 1990.

ДанилоКарапетровић.Тринаестскоjевки и три пионира. — ДоњаЈурковица: Завичајна библиотека, 2015.

[7] Газета «Труд» от 31.01.02   http://www.trud.ru/article/31-01-2002/36073_delo_generala-karatelja.html

[8] Александр Полануер «Легенды и мифы 132-го отдельного батальона конвойных войск НКВД СССР» http://voenspez.ru/index.php?topic=1307.msg269140#msg269140