Войти в аккаунт
Хотите наслаждаться полной версией, а также получить неограниченный доступ ко всем материалам?

Back in the USSR

Сообщество 22103 участника
Заявка на добавление в друзья

Куда у нас подевалась смерть?

 

 Интересно, а куда у нас подевалась смерть? Почему больше не слышно похоронных оркестров во дворах? Где еловые ветки, которыми покойнику выстилали дорогу от квартиры до катафалка? Почему не видать встревоженных лиц соседей: «Ой, это что, Геннадий Сергеевич из 53-й квартиры? Я ведь еще на прошлой неделе с ним здоровалась».

<cite>«Сегодня о смерти вообще никто не думает. Люди живут кое-как, умирают кое-как»</cite>

Когда вы вообще последний раз видели нормальные человеческие похороны? Люди, вы что, перестали умирать?

Ну согласитесь, как-то все стало с этим делом неправильно. «Последний путь» превратился в какую-то санитарную процедуру. Собирается кучка родственников у морга, заходят в специальный зал, полчаса помолчали, повздыхали и уступили место следующему трупу, у которого тоже есть право на свои полчаса. Хорошо, если усопший был верующим – хотя бы в церкви полежит, подышит. А если нет? Сразу на кладбище! Из всех посмертных ритуалов – только вскрытие. Такого покойника даже покойником не назовешь. Так – продукт жизнедеятельности.

Когда я наконец заметил пропажу смерти, до последнего надеялся, что все это результат какой-нибудь дурацкой реформы, официального запрета на содержание трупов за пределами моргов или еще чего-нибудь в этом роде. Но вот я звоню Евгению Евгеньевичу, моему дальнему родственнику, владельцу похоронного бюро в подмосковном Обухово, и он одним махом мои надежды развеивает.

– Никаких запретов нет, просто люди изменились. Ты разве не знаешь, что каждые 20 лет люди полностью меняются? Ничто не мешает им и сегодня хоронить, как раньше, ну, разве что с оркестрами теперь проблема. Раньше при каждом ДК был оркестр, на каждом предприятии был оркестр, в одном Обухово у нас было три коллектива. А сегодня на весь Ногинский район, пожалуй, только МЧС играет, и то не на похоронах. После перестройки люди стали умирать по-другому.

– По-другому – это как?

– Сегодня о смерти вообще никто не думает. Люди живут кое-как, умирают кое-как и очень удивляются, когда чья-то жизнь вдруг заканчивается. Приходят к нам беспомощные, как дети: ой, а что теперь надо делать?

Говорят, в некоторых недоделанных регионах люди еще не разучились нормально умирать. Но странное дело: чем сильнее там или сям влияние развитого гуманизма, тем больше ужаса испытывает человек перед смертью и тем решительней гонит ее приметы с глаз долой. Люди готовы платить любые деньги, лишь бы отгородиться от смерти, не пускать ее в свой мир. Не держать покойника в квартире, не омывать его собственноручно, не читать над ним Псалтирь, не хоронить по-человечески. Чем короче путь от морга до могилы, тем лучше. Пробки опять же, расстояния огромные, не наездишься. Даже дома, в которых мы живем, не приспособлены для выноса гробов. Год назад в нашем доме хоронили по-человечески одного армянина – они еще умеют. Вынос гроба из подъезда превратился в сложнейшую инженерную операцию – чуть за болгаркой бежать не пришлось.

За последнюю пару десятилетий произошла полнейшая эмансипация покойников. Они теперь лишены всех посмертных обязанностей, которыми были обременены еще совсем недавно. Они больше не вынуждают весь двор выражать соболезнования родным и близким, а заодно вспомнить, кого из соседей как зовут. Они больше не обогащают сознание живущих рядом подростков первыми размышлениями о смысле жизни, а также знакомством с творчеством Фредерика Шопена. Как только человек умирает, он перестает иметь всякий смысл для окружающих. Три дня до похорон нужны лишь для того, чтобы собрать необходимые справки, заказать и оплатить все услуги, купить венок и снять ресторан.

А раньше эти последние три дня жизни покойника имели огромное значение. Он успевал сообщить родным и близким едва ли не больше, чем за всю предыдущую жизнь. Вообще, от нежелания живых общаться с мертвыми проигрывают прежде всего живые.

– Здесь, в этих местах, от старых людей мы слышали такое поверье, что можно искупить грехи, обмыв семь покойников, – рассказал мне однажды публицист Андрей Рогозянский, который уехал жить из Питера в глухой конец Костромской области. – На первый взгляд это звучит дико, но на самом деле в этом бездна здравого смысла. Встреча со смертью дает массу переживаний. Раньше жизнь человека всегда была устроена так, что даже в быту он постоянно был вынужден вспоминать о конечности земного бытия. В этом не было никакого пессимизма, смерть мыслилась просто как еще одна стихия, а постоянный контакт с ней развивал опыт будущего собственного умирания.

Сегодня люди сознательно отказываются от этого опыта. Это так же странно, как, например, лишить себя возможности регулярно видеть море. Ну да, море большое и страшное. Но в то же время оно очень красивое. Нет ничего лучше – посидеть на берегу, послушать прибой, повглядываться вдаль, помочить ножки.

Вот даже сейчас, уже почти написав колонку про простую человеческую смерть, я все равно никак не могу впихнуть себе в голову мысль, что смерть – это не про кого-то там. Смерть – это про меня. И морг, и вскрытие, и дурацкий трупный макияж, придуманный, чтобы покойники не пугали трусливых живых людей своей мертвой рожей, и вообще весь этот унылый маскарад, в который мы превратили свои похороны, – это все будет актуально для каждого из нас. И не когда-нибудь, а, может быть, даже завтра. Или даже сегодня.

А я не хочу маскарад. И в морг не хочу. И пожалуйста, не надо пудрить мне лицо перед панихидой, я ведь не клоун. Конечно, теоретически мне должно быть все равно, что там происходит с моими осколками после смерти. Но почему-то очень хочется поваляться три дня дома, сослужить родным и близким последнюю службу. Я обещаю сильно не вонять. Я очень постараюсь.

Источник: vz.ru
{{ rating.votes_against }} {{ rating.rating }} {{ rating.votes_for }}

Комментировать

осталось 1800 символов
Свернуть комментарии

Все комментарии (32)

11 11

комментирует материал 03.04.2013 #

Дурдом.

no avatar
Robinzon Kruzo

отвечает 11 11 на комментарий 03.04.2013 #

Смерть то никуда не девалась. Исчезают традиции. Просто, для власти есть полезные традиции, и их стараются сохранять и возрождать. А есть вредные традиции - например, помнить о смерти и отдавать дань памяти усопшим, и такие традиции постепенно изживают. Точнее, живых уже нет, есть временно не мёртвые...

no avatar
11 11

отвечает Robinzon Kruzo на комментарий 03.04.2013 #

Ну, на Пасху съездить на кладбИще, это святое. Даже специальные маршруты автобусов в этот день делают. А , что не хоронят, как раньше во дворе с музыкой и венками, я ничего плохого не вижу. И так на душе не айс, так ещё всё это смотреть.

no avatar
Яяяя малолетнийдэбил

комментирует материал 03.04.2013 #

у меня коллега по работе разбился, все как и раньше, еще и церковь была...
а старушка по подъезду померла, так со всего двора ее подруг набежало...
просто жизнь стала быстрее, мы сами куда-то бежим и не замечаем ничего вокруг, а если и наткнулись на панихиду, так подумаем: "слава богу не я", и дальше по делам...
ЗЫ сейчас проблем с транспортом нет, потому все быстро... и тема мерзкая...

no avatar
Алексей Паршиков

отвечает Яяяя малолетнийдэбил на комментарий 03.04.2013 #

Люди по 20 лет в одном подъезде живут и
как друг друга зовут не знают.

no avatar
aron moiseevich

комментирует материал 03.04.2013 #

ты о чем , мужик ? сегодня похорнить дороже чем жить если ты не бандит или чиновник

no avatar
Сергей Кторов

комментирует материал 03.04.2013 #

Что-то мне это напомнило...

"-- Почет дорогому гостю,-- улыбнулся Ипполит Матвеевич.-- Что скажешь?
Хотя дикая рожа мастера и сияла в наступивших сумерках, но сказать он ничего не смог.
-- Ну?-спросил Ипполит Матвеевич более строго.
-- "Нимфа", туды ее в качель, разве товар дает?смутно молвил гробовой мастер.-- Разве ж она может покупателя удовлетворить? Гроб -- он одного лесу сколько требует...
-- Чего? -- спросил Ипполит Матвеевич.
-- Да вот "Нимфа"... Их три семейства с одной торговлишки живут. Уже у них и матерьял не тот, и отделка похуже, и кисть жидкая, туды ее в качель. А я -- фирма старая. Основан в тысяча девятьсот седьмом году. У меня гроб -- огурчик, отборный, любительский...
-- Ты что же это, с ума сошел? -- кротко спросил Ипполит Матвеевич и двинулся к выходу.-- Обалдеешь ты среди гробов."

Что-то вроде этого ))

no avatar
Алексей Паршиков

комментирует материал 03.04.2013 #

«Я послан жить был и пошел,.
чтоб нечто выяснить в итоге,
и хоть уход мой предрешен,
однако я еще в дороге»
И Г

no avatar
Александр Лысенко

комментирует материал 03.04.2013 #

Ну, почему же разучились?.. Вон, как артистов хоронят. На всю страну, с широким освещением в СМИ, с интервью пришедших попрощаться, с аплодисментами.

no avatar
Марина Смирнова

комментирует материал 03.04.2013 #

"смерть мыслилась просто как еще одна стихия, а постоянный контакт с ней развивал опыт будущего собственного умирания" - да нет никакого особого опыта умирания. Контакт с ней напоминает, как коротка жизнь, как много надо в ней успеть...

no avatar
Свет Юр

комментирует материал 03.04.2013 #

А вы не подумали о состоянии психики близких людей, которые находятся возле гроба, даже в течение получаса? А если ещё 3 дня дома? Вполне может закончиться чьим нибудь инфарктом или новыми похоронами...Человека надо предать земле, и потом уже оплакивать, да могилки посещать...
Горе, оно ведь не проходит, оно только поглубже забивается, и при первой же возможности, память услужливо рисует картины прощания...Ни к чему они, длительные проводы...

no avatar
Серафимушка .

отвечает Свет Юр на комментарий 03.04.2013 #

Вы абсолютно правы.

no avatar
Виктор Козлов

отвечает Свет Юр на комментарий 03.04.2013 #

Традиции бывают не только радостные, как свадьба, но и грустные, как похороны. Никто не живёт вечно и проводить человека в последний путь нужно достойно.

no avatar
Свет Юр

отвечает Виктор Козлов на комментарий 03.04.2013 #

Т.е. если нет оркестра и пихтовых лап, то уже и не достойно?
*...Грустные традиции...*, это выражение подходит, когда провожают в последний пусть соседа/соседку по лестничной площадке...
Когда хоронишь своего близкого, это безумие...

no avatar
роман барчук

комментирует материал 03.04.2013 #

У нас все чинно, последний раз был правда, год назад, но изменений не заметил. Наверное действительно регион отсталый.
Бывает и пара дудок дует музыку, если средства есть, но без фанатизма.
Друзья, родственники, гроб на руках почти до кладбища, поминки, бывает даже с анекдотами и перекурами.
Мне по-другому и не представляется.
Вы правы, это сильное зрелище, особенно когда изнутри знаешь весь процесс, копание могилы, тонкости обрядов, их значение. Воспитывает.
Есть в этом что то от вечности.

no avatar
Vladimir Petrov

комментирует материал 03.04.2013 #

Уважаемый Виктор, я живу в Иркутской области, но у нас то же самое. Я тоже думал по этому поводу и пришел к мысли, что все это делается целенаправленно, из нас вытравливают русский дух, православные традиции. Если рассматривать эту тему, то может кому то мои слова покажутся смешными, но если посмотреть шире... сначала нас лишили национальности, потом лишили отчества (не путать с отечеством, хотя и его лишили тоже) сейчас по отчеству мало кого вообще называют, даже президента. Из школьной программы убирают русских писателей...и так далее. Вот и до похорон добрались. Все становится понятно.

no avatar
Серафимушка .

комментирует материал 03.04.2013 #

"весь этот унылый маскарад, в который мы превратили свои похороны, – это все будет актуально для каждого из нас." Далеко не каждый хотел бы из своих похорон делать шумиху. Я предпочла бы тихонечко накрыться крышечкой - нечего меня разглядывать, пусть помнят живой.
"Хорошо, если усопший был верующим – хотя бы в церкви полежит" - это не есть так. Отпевание сейчас проводят там же, в траурном зале, т.ч. в церкви лежат только избранные. Кстати, и оркестр в зал можно пригласить, и торжественности там достаточно (для любителей), и на прощание дают час.

no avatar
Наталья Натальина

комментирует материал 03.04.2013 #

Народ в основной массе не живет, а выживает, находясь под постоянными стрессами, т.к. государство бросило народ и отечество на разграбление мошенникам и ворам и нет никакой уверенности в будущем. И, если Вы заметили, исчезли песни до утра по праздникам, дружба двором или с соседями, ну и похороны стали роскошью все из-за тех же причин: постоянных стрессов и естественного невольного желания у людей укорачивать длительность стрессов.

no avatar
×
Заявите о себе всем пользователям Макспарка!

Заказав эту услугу, Вас смогут все увидеть в блоке "Макспаркеры рекомендуют" - тем самым Вы быстро найдете новых друзей, единомышленников, читателей, партнеров.

Оплата данного размещения производится при помощи Ставок. Каждая купленная ставка позволяет на 1 час разместить рекламу в специальном блоке в правой колонке. В блок попадают три объявления с наибольшим количеством неизрасходованных ставок. По истечении периода в 1 час показа объявления, у него списывается 1 ставка.

Сейчас для мгновенного попадания в этот блок нужно купить 1 ставку.

Цена 10.00 MP
Цена 40.00 MP
Цена 70.00 MP
Цена 120.00 MP
Оплата

К оплате 10.00 MP. У вас на счете 0 MP. Пополнить счет

Войти как пользователь
email
{{ err }}
Password
{{ err }}
captcha
{{ err }}
Обычная pегистрация

Зарегистрированы в Newsland или Maxpark? Войти

email
{{ errors.email_error }}
password
{{ errors.password_error }}
password
{{ errors.confirm_password_error }}
{{ errors.first_name_error }}
{{ errors.last_name_error }}
{{ errors.sex_error }}
{{ errors.birth_date_error }}
{{ errors.agree_to_terms_error }}
Восстановление пароля
email
{{ errors.email }}
Восстановление пароля
Выбор аккаунта

Указанные регистрационные данные повторяются на сайтах Newsland.com и Maxpark.com