Казахстан отверг проект переброски части стока сибирских рек в азиатский регион.

На модерации Отложенный

Неожиданным для некоторых наблюдателей стало решение Казахстана не участвовать в проекте переброски части стока сибирских рек в азиатский регион.

Власти приграничного государства поручили озвучить официальное резюме специальной правительственной комиссии ее члену, заместителю директора республиканского НИИ гидрогеологии и геоэкологии академику Петру Плеханову. Эта комиссия была сформирована по распоряжению казахстанского премьера после того как Юрий Лужков, будучи мэром Москвы, в очередной раз предложил реанимировать давнюю идею о прокачке "излишков речных вод" из Ханты-Мансийского округа в засушливые южные степи.

Экс-глава столицы убеждал в том, что отбор 5-7 процентов годового объема стока Оби (15-20 кубических километров) для нужд сельхозпроизводителей РФ, Казахстана, Узбекистана, Туркменистана ничуть не повлияет на экологическое состояние великой реки, зато позволит России заработать большие деньги на продаже ценного природного ресурса. Для реализации идеи предполагалось создать консорциум с участием заинтересованных стран. В свое время Лужков провел переговоры с губернатором Югры, и тот предложил проанализировать финансовые траты, продумать технический механизм. Один из бывших чиновников администрации округа обрисовал корреспонденту "РГ" возможный механизм перекачки воды по трубам большого диаметра. Водозабор планировался близ Ханты-Мансийска. Реализация столь масштабного проекта потребовала бы поистине гигантских расходов.

Руководство казахстанского НИИ отказывается подробно распространяться о мотивах отрицательного отношения к идее переброски речного стока. Основная причина, подчеркнул Плеханов, лежит в сфере геополитики. Наблюдатели полагают, что республика, скорее всего, не желает стать зависимой от поставок воды извне. Ранее проект подвергался беспощадной критике со стороны ряда отечественных ученых и политиков.

Прежде всего как способный нанести непоправимый урон экологии северного края, подорвать традиционный образ жизни коренного населения Югры и Ямала. Так, в свое время председатель комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов Александр Назаров прямо назвал прожект преступным.

Проект переброски обских вод на юг еще в советские годы критиковали многие ученые:  он способен нанести непоправимый урон экологии северных территорий

Обь, отмечают тюменские гидрогеологи, и без того мелеет, в том числе по причинам увеличивающегося отбора вод самого крупного притока - Иртыша - в приграничных государствах.

Отметим, что идее "поворота сибирских рек" вспять уже свыше полвека. В 1950-60-х годах ее чуть было не реализовали, когда Госплан и ЦК КПСС задумали создать в Сибири новый каскад гидростанций, самую мощную из которых планировали построить в низовьях Оби. При этом четверть территории огромной Тюменской области была бы затоплена, в том числе крупнейшие месторождения углеводородов. Против затеи выступили большая группа ученых, Тюменский обком партии, часть влиятельных чиновников отдельных министерств и ведомств, геологоразведчики, нефтяники.

Многолетняя борьба сторонников и противников возведения самой производительной в Евразии ГЭС завершилась победой последних. Спустя годы руководство обкома КПСС все-таки благожелательно отнеслось к проекту механического отбора и переброски части речного стока, но, разумеется, без затопления территории края. Десятилетия, в том числе в постсоветское время, идею орошения земель северными водами лоббировали в московских коридорах власти руководители некоторых среднеазиатских республик. И вот теперь поставлена еще одна, вероятно, опять не последняя, точка в дискуссии.