Как Фидель Кастро и Куба помогали пострадавшим в Чернобыле

На модерации Отложенный

2

В рамках освежения памяти скачущим.

> 26 апреля 1986 года, когда прогремели взрывы на 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС, мало кто мог до конца понять все масштабы произошедшей катастрофы. Радиоактивное заражение, накрывшее обширные территории России, Украины и Белоруссии, даёт о себе знать и 30 лет спустя.

> В первые годы после аварии в Чернобыле советским врачам впервые пришлось столкнуться с заболеваниями, которые были вызваны воздействием радиации. Особенно тяжёлая ситуация сложилась с детьми, пережившими катастрофу в младенческом возрасте или появившимися на свет у матерей, подвергшихся воздействию радиации.
Количество случаев онкологии и заболеваний крови у детей к 1990 году стало расти, как снежный ком. В СССР необходимых технологий для лечения и реабилитации не было. Матери с ужасом понимали, что их малыши фактически обречены.

> В феврале 1990 года штаб чрезвычайных ситуаций ЦК комсомола Украинской ССР, наиболее пострадавшей от чернобыльской катастрофы республики, обратился к мировой общественности с призывом о помощи пострадавшим детям.

> Призыв этот в какой-то степени был жестом отчаяния, попыткой хоть что-либо предпринять. И действительно, в большинстве ведущих стран мира его не услышали.

> Звонок в ЦК комсомола Украины раздался из генконсульства Кубы. Консул Серхио Лопес Бриель заявил, что его страна готова принять советских детей, нуждающихся в лечении.

> И вот, в 1990 году оказалось, что советские медики, когда-то помогавшие молодому Фиделю строить национальное здравоохранение Острова свободы, теперь могут меньше, чем их кубинские коллеги.

> Тогда решать эту проблему стали сами кубинцы и местные активисты. 29 марта 1990 года два самолёта с больными детьми и сопровождавшими их родителями вылетели на Кубу.

> За три часа до прибытия лайнеров Кастро собрал руководителей кубинского Минздрава, провёл с ними совещание, и затем все они отправились в аэропорт Гаваны — встречать детей из СССР.

> В аэропорту, встретив прибывших, Фидель Кастро заявил о том, что правительство страны утвердило государственную программу помощи «Дети Чернобыля» для маленьких жителей пострадавших республик СССР.

> Когда журналисты спросили, на какой срок рассчитана программа, команданте отрезал: «Помогать будем столько, сколько будет нужно».

> Кастро обратился к пионерам Кубы: ваши советские сверстники попали в беду, им нужна медицинская помощь и реабилитация, можем ли мы отдать под эти нужды один из наших пионерлагерей.

> Кубинские мальчишки и девчонки ответили согласием, и под лечебно-оздоровительный центр был отдан пионерлагерь имени Хосе Марти в Тарара, один из лучших на Кубе.

> Пока ещё существовал Советский Союз, работа была налажена следующим образом: кубинские врачи отбирали детей из пострадавших регионов, Министерство гражданской авиации СССР предоставляло самолёт, который отвозил их в Гавану. На Кубе все заботы о детях ложились на принимающую сторону.

> Распад Советского Союза больно ударил не только по миллионам жителей в одночасье исчезнувшей страны, но и по Кубе. Все прежние экономические связи были прекращены, помощь, оказываемая Острову свободы, свёрнута.

> Положение Кубы, которая многие годы жила в состоянии экономической блокады со стороны США, оказалось просто катастрофическим.

> У Фиделя Кастро были все основания свернуть программу медицинской помощи детям, пострадавшим от Чернобыля. Ведь мало того, что вновь образовавшиеся страны и, в первую очередь, Украина, не платили за лечение, так ещё и почти все оргвопросы приходилось решать кубинцам, опираясь только на помощь бывших работников ЦК комсомола, стоявших у истоков этого проекта.

> За два десятка лет, в течение которых действовала программа, лечение на Кубе прошли более 20 тысяч украинцев, чуть менее 3 тысяч россиян, более 700 белорусов. За это время были сделаны сотни сложнейших операций, стоимость которых составляет сотни тысяч долларов, однако все расходы на себя взяло правительство Кубы.

> От многих из тех, кого привозили для лечения на Кубу, на Родине уже отказались врачи, полагая, что их дни сочтены. Но кубинцы ставили их на ноги и возвращали к нормальной жизни.

> На программу «Дети Чернобыля» Куба потратила 350 миллионов долларов. Для маленькой страны с большими проблемами это огромная сумма. Бюджетные расходы Украины на проект составили 37 миллионов гривен, потраченных на оплату авиаперевозок детей на Кубу и обратно.

Даже как-то вот стыдно спрашивать - а как же помогали богатые и успешные-то? У которых 300 сортов колбасы на тот момент, "всё на лазерных роботах и дороги с шампунем моють", а также демократические ценности сплошь и рядом?