Должен ли быть инженер изобретателем? Мои свидетельства и мнение

      Окончив ЛИАП, я в Ленинграде попрыгал по разным научно-техническим «конторам» и вне зависимости от  плановых работ, занимаемых должностей, главное, к чему  всегда серьезно относился, была  моя творческая работа, со статьями в научно-технических журналах, и изобретательство, завершаемое авторскими свидетельствами СССР (для молодого читателя поясню, что это патент, владельцем которого на 100%-являлось государство и на 0% - изобретатель).

      Как правило творческий процесс и дальнейшее внедрение изобретений в госпромышленность осуществлялись в соавторстве и сотрудничестве с талантливыми, частенько иногородними коллегами

     А  начальникам иногда не нравились претензии на независимость и творческие потуги, отвлекающие от главной святыни – «перевыполнения Плана предприятия».

     Однако потихоньку я приспособился: насколько можно, брал начальников в соавторы, выполнял  навязываемые сверху пункты по творческой работе так называемых «Социалистических обязательств», причем им было приятно поучаствовать в получении крох авторских вознаграждений (на всех полагалось не более смехотворных 4% от экономического эффекта при внедрении Авторского свидетельства) и премиальных за содействие.

     Старался избегать «оборонных» работ и тем не менее большАя часть Авторских свидетельств СССР у меня оказалось с грифом ДСП (Для служебного пользования), то есть вместо рекламирования даже к себе домой их описание изобретения формально  принести не разрешалось.

    Например поэтому изделие "плазмотрон для резки металла" мудрыми людьми рекомендовалось по-идиотски называть в изобретении "горелкой" иначе все становилось жутко секретно... Даже сегодня я не нахожу способа прочитать некоторые свои «грифованные» Авторские свидетельства СССР в интернет- публикациях Роспатента (может кто из гайдпаркеров посоветует – как это все-таки можно проделывать).

     Однако, тем не менее не раз пользовался и защитой государства: использовал право подачи заявки на изобретение вне зависимости от воли начальства.

     Всего у меня (преимущественно в соавторстве) Авторских свидетельств СССР до ста штук , а также немного патентов России, и сегодня вряд ли можно найти такой городишко России, в котором бы не «фурычило» какое –либо из моих изобретений, есть и за границей.

     Правда, из-за изобретательства, естественно, задерживался должностной рост. К счастью - не научный, а творчество для меня всегда было дороже карьеры.

      Более того, в моем «еретическом» представлении, вообще и всегда главное предназначение любого инженера состоит в создании новой техники, которая оформляется не иначе как в виде запатентованных им способов или устройств. Если этого нет, то, несмотря на наличие любых наград, дипломов, технических навыков или менеджерских способностей, - нет и толкового инженера.

   Разумеется, для возможности своего профессионального существования  инженер должен при капитализме ладить с бизнесом, а при социализме –  придуриваться и бороться с бюрократией вертикали.

     Эти максимы, весьма очевидные для цивилизованного образа мысли, я обычно скрывал, чтобы не быть уж явным «врагом народа», «ставящим личное выше общественного». И многие из этого «народа» выговаривали мне прямо в лицо, что моя деятельность пахнет индивидуализмом, что при социализме считалось крайне грешным.

Петр Новыш, Санкт-Петербург

    

38
1676
9