ЧЕЛОВЕК ПРОТИВ МАШИНЫ (№4 из цикла “Слушая Кургиняна”)

На модерации Отложенный

 

 

Сегодня абсолютно все говорят только о кризисе. Каждый о своём. Гуманитарном, финансовом, экономическом, экологическом, о кризисе вообще и в частности, прямо или косвенно, в лоб или по лбу. Вплоть до кризиса в более тонких структурах человеческой деятельности, типа искусства. Хотя по выражению Кокто «…трудно говорить о кризисе того, чего в определённом смысле уже нет».

Так и хочется вспомнить о кризисе жилищно-комунального хозяйства. 

Но и тут всегда очень важно, что говорится и как.

Огромный интерес и резонанс у пытающейся разобраться публики, вызвало выступление режиссера Сергея Кургиняна. Мало того что, мнение Кургиняна достаточно свежо выглядит на фоне совершенно привычных и прогнозируемых теле-рефлексий, конспирологических шоу и  электорального охлопатриотизма, писатель и философ Кургинян, взял ещё более высокую планку: он заявил о попытке создания альтернативной политической силы, то есть партии, на базе активных слушателей своего цикла лекций «Суть времени»!

Вот так, ни много, ни мало.

Кургинян ворвался в политинформационное пространство России как свежий ветер в обывательскую форточку, с забытыми запахами архивов, советского мазута и шуршанием театральных штор…

Вот она правда! - вздохнули утомлённые рыночным хаосом телезрители и почти сознательно зафиксировали у себя в памяти этот архетипический образ: пожилой, интеллигентного вида мужчина, напоминающий своими повадками хорошо забытого советского актера, или врача, как будто только что проснувшегося и очень рассерженного увиденным, и который начал уверенно, по-хирургически вскрывать один за одним стандартные штампованные мифы о советском житии-бытии, об эпохе Сталина и прочем, что уже вовсю обсуждается в интернете.

Когда первые растревоженные эмоции спали, и магия первого откровения расстворилась, стало очевидным, что на современное ТВ, стандартно привлекаемое к раскрутке новых вождей для воинствующих обывателей с потревоженными кризисом «советскими» тараканами в головах, была наконец допущена иная логика прошлой советской истории, чем уже привычное: «бабы были моложе»,  «Сталин – редиска», а  «подвиг Гагарина – чисто случайное достижение тоталитарного режима  и т.д. и т.п.

Впервые, за столько лет современного ТВ,  тема советской истории в изложении Кургиняна зазвучала  как философско-политический андерграунд. Она пробилась как самый настоящий контркультурный  лучик сознания из кромешней темноты, как спертый бытовой дух, прорвавшийся наружу из своего интернетного и кухонного подполья. Во всяком случае, первое впечатление, неожиданно полученное  промытыми рекламой людьми, было именно такое.

Впервые, официальные СМИ позволили себе соединить в одном флаконе критику современного состояния России с просоветским пафосом, то есть позволили прямое сличение первого со вторым, не в пользу первого.  Это произошло ярко и креативно, вызывающе и неожиданно. И очень профессионально.

И народ не устоял! Ну не мог устоять народ, которого уже воротит от сладкого - либерально сахарной ваты на палочке  в круглосуточном политическом лунапарке для оболваненой нации!

Вот она магия ТВ экрана. Ещё Геббельс говаривал, что телевизионное воздействие на массы, самое эффективное, так как сочетает в себе и звук, и картинку, и готовый «заданный» образ. Среди слезливых мыльных опер, песенно-танцевальных телеконкурсов, сериалов о крутых ментах и бандитах (и то и другое – полный киношный наив, анестезия для домохозяев, отгородившихся сидением перед телевизором от реальной жизни), среди канализационного потока слов,  рекламы и иного, промывания мозгов, вдруг появился седой и слабый человек, пытающийся как Дон Кихот противостоять целой Системе. Вполне ожидаемый человек.  Если бы его не было, его стоило бы придумать.

 

***

 

К слову. «Человек против машины» – так называется излюбленный технический приём американских политтехнологов, которые в своих предвыборных изголизмах, понятное дело, уже давно впереди планеты всей. Американское буржуазное общество в тотальной технологичности заехало намного дальше юродиво копирующей её капиталистической России.

«Человек против машины» - универсальная спекуляция на образе, дающая стопроцентное сочувствие массового зрителя, даже если этот зритель с чем-то может быть и не согласен с выступающем.

По сути, если вдуматься, этот штамп-спектакль, разыгрывается под каждые выборы, в разных вариациях и декорациях, и общество, где каждый по своему недоволен реально существующей системой, каждый раз пытаясь помочь этому отчаянному смельчаку, человеку вступившему в схватку с машиной, делает это самым "экономным" и ленивым для себя способом: путем голосования за него в урну. То есть современный политик должен быть или стать "своим отчаянным парнем", одним из нас, общечеловеческим душкой, Дон Кихотом, (вспомните образы разных Обам, Тимошенок, Путиных и т.д.) иначе он не сможет найти отклик в "многоэтажном" иерархическом обществе, всегда состоящем из успешных собственников и тех, многочисленных лузеров, которым  постоянно "пока" не везет.

Для нашего телезрителя, постсоветского трусоватого обывателя, просоветская компания-акция Кургиняна  стала  поистине подвигом, поступком, революцией! Человек против машины!

«Вы потеряли  первородство!» сказал Кургинян и это было мощно и ново. И здорово.

Российские грамшисты, стали даже говорить о молекулярной  революции, советском реванше на базе нового мощного интеллигентского движения, одержимого волной эдакого, мировоззренческого «микса»: советского с русским, коммунистического с религиозным. Так сказать взрывоопасной смеси сталинского пороха с царской водкой, и даже национальной мистики с полумассонским Марксом, с которым видите ли, даже Ленин не всегда соглашался!

Преданные, а точнее зацикленные на перестроечных либеральностях наблюдатели,  те самые потешные фундаменталисты-либероиды, с которыми сейчас сражаются исполненные праведного гнева другие либеральные (такие же по сытости!) русские патриоты, были просто убежденны, что советские образы обгажены настолько основательно и бесповоротно, что своему возврату в обывательские мозги, ни в каком виде уже не подлежат. Ни в виде водки, ни в виде пороха. Ни в виде седых интеллигентного вида мужчин на ТВ, «умно» отстаивающих Советское. Что вообще, оправдывать и восхвалять это советское - удел доживающих свой век маргинальных пенсионеров, когда-то цеплявших своего Сталина на лобовое стекло инвалидок.

Но видно было принято решение и они появились на ТВ, седые мужчины хвалящие «советский проект»!

Однако какое незнание русской души!  Русский по своей душевному складу всё тот же крестьянин-язычник, обленившийся пантеист! и сделать себе индивидуалистическую религию даже из ерунды, а уж тем более из забытого и вечно распинаемого прошлого   (причём своего же  прошлого, не чужого), ему как говориться сам бог велел. А если об этом можно коллективно поболтать и поохать в интернете, постебаться в блогах, поспорить друг с другом за бутылкой, не говоря уже о прекрасном моральном поводе обозвать всех окружающих потребляцкими дураками – мощное культурное движение в обществе просто обеспечено. 

Огромное количество праздно скучающих людей ринулось реализовывать свою застоявшуюся психическую энергию и сенсорный голод, изрядно поднакопившийся в мало что созидающем  и ничего не преодолевающем русском обществе, дожевывающем, похоже свои последние относительно спокойные  десятилетия. Люди ринулись общаться друг с другом, скорее ведомые коллективистским инстинктом – срабатывают глубоко подсознательные, выработанные  тысячелетиями механизмы коллективной человеческой защиты от угроз, берущие начало в детской психике, формируемой, сначала естественно в семье, а потом и в обществе.

Да, действительно, в общении всегда создавались языки, культуры и религии, тем более, легче всего создается религия, если в неё, кто-то там, такой неизвестный и таинственный, альтруист-сермяга, вкладывает ещё и деньги.  Если имеется  всё ранее упомянутое почему бы не инвестировать в политику?    

«…Почему бы не помолиться, если есть спонсоры!» (Из кинофильма Гайдая).

И вот, новые уличные религии вперемешку со старыми индивидулистическими атеизмами, философскими спорами и духовными поисками снова возвращаются на просторы славянские, только пока в таком предварительном виде – в виде поисков смысла жизни, смысла бытия и прочего человеческого, напоминающего массовое психическое растройство, фрустрацию, на фоне бытового неблагополучия массы людей, уже не желающих мирится с показным благополучием других отдельных групп населения. 

Как правило, возникая конечно же не на пустом месте эти психо-философские вопросы накаляются, и с параллельным усугублением обстановки плавно переходят в классическую национо-революционную конкретику: кто виноват?  что делать?  Кого бить?

Ответы уже готовятся. Своевременная их подготовка – залог выживания многих. Вот только ответы будут очень разные. И расплывчатые.

 

***

К ошеломительной и несколько «заказанной» победе талантливого и ироничного Кургиняна, надо бы вполне заслуженно приобщить и телеканал. допустивший такую контрастную, такую креативную и главное достаточно аргументированную победу над всем, что официально говорилось ранее лет 30!  Уже в своих беседах после, Кургинян даёт этому уклончивое объяснение: мол, лишь беспрецедентная информационная и моральная поддержка со стороны зрителей и работа целой команды – вот вся причина его успеха!..

Что это, начало этапа большого переосмысления обществом своей истории?  Неужели значит и политики?  С чего бы? Это то самое начало, которое  якобы уже трудно скрыть даже такими, испытанными в рыночной и политической заказухе институтами, как современные СМИ, что эти СМИ теряют контроль над привычным для них процессом формирования должных (либерально правильных и удобных) массовых представлений о прошлом, как раньше?

Или же медиамагнатам, хозяевам, совету акционеров канала, уже настолько всё равно, на чем делать их рейтинги, и повышать популярность политических проектов: на сюжетах о детской смертности или великосветском порно, на «народной» критике капиталюг, или на лекарствах от геморроя, или… на просталинском шоу (а получилось-то именно так), что каких либо особых угроз для своих буржуинских отраслей и буржуинского государства они просто не видят?

Одно из двух: или то, что говориться в этих просталинских передачках,  действительно уже не имеет особой важности, а стало быть и политической опасности для них или мы изначально не понимаем и недооцениваем роль средств массовой информации в управлении массовым сознанием и потому клюем на запретные темы (якобы теперь кем-то пророчески раскрываемые), как рыба на удочку.

Кто хоть немного знаком с кухней больших СМИ знает точно, что ничто, никто и никогда, просто так на экране не появляется.   Никто и никогда. Если Кургинян, относится к свои фанам как к взрослым людям, не гоже ему прятать карты в рукаве, и на соответствующие вопросые, выражающие здоровый скепсис и недоверие, либо праведно раздражаться, либо нести сказочку для успокоения наивных членов клуба своего имени.

А может речь действительно идёт о банальном оседлании кухонно-интернетного пара, скопившегося  в  мозгу у части населения под кризис, чтобы оформив все эти тенденции в шоу, подать, так сказать, в качестве  эмоциональной болтовни, повышающей не только стоимость рекламы, но и подготавливающий электорат к будущим выборам? С точки зрения социальной инженерии, повсеместно используемой в политтехнологиях современности, всё ж лучше так, чем, тихая и подпольная просоветская контркультура, незнамо на что способная и незнамо что там внутри себя затевающая. Как заявил один блоггер: "Это только богатые вступают в сговоры как трусы, а массам конспиративность не нужна. Они будут действовать мощно и  открыто!"

Спросим почти по-кургинянски: действительно, неужели кто-то считает, что канал причастный к ежедневному и ежесекундному  травмированию массовой психики рекламой и другими обычными для маркетинга воздействиями, увеличивающими товарный спрос и политические рейтинги политических марионеток, неожиданно смог «просто так» разродиться «настоящей» исторической правдой в исполнении гуттаперчевого Сергея Эрвандовича, который видите ли дерзнул и вышел из под контроля?

Так и хочется закричать по-Станиславски: НЕВЕРИМ!

С чего бы такой альтруизм посреди привычного оплёванного базара? Любое современное предприятие, а тем более серьёзное общественное явление, (а «Суть Времени» - по масштабу подачи - серьёзное явление) в  сегодняшнем квазикапиталистическом мире, если оно не содержится на членские взносы  своих членов, как правило, не обходится без внешнего менеджмента. А менеджмент это всегда конкретная цель, конкретные средства немалые!),  фонды и усилия, тратящиеся на продвижение нового общественного бренд-персоны.

«Никакой коммерции» призывает Кургинян своих слушателей и этим лукавит сам с собой, наверно. А уставший от политической коммерции обыватель поражённый альтруистической «чистотой» и политической экологичностью интеллигентского образа заглатывает наживку.

Да простят слушатели «Сути Времени», но даже председатели садоводческих товариществ, отчитывающихся перед своими подопечными о каждой копейке взносов выглядят, таким образом, куда органичнее, надёжнее и достойнее, можно даже сказать социалистичнее, чем режиссер, возомнивший себя политиком и позволяющий себе моральные рассуждения на политэкономические темы. 

 

***

 

Так или иначе, но политическим деятелем Кургиняна назвать сложно – нет пока никаких конкретных политических программ, предвыборных лозунгов и официальных политических требований, как с его стороны, так и со стороны той группы, которая объединилась под знаменем «Сути Времени».  Есть достаточно яркая и эмоциональная публицистика, в виде регулярного культурологического  анализа и описания  сегодняшнего положения России в глобальном мире. Есть метафизика и логика мелкого буржуа по спасению «своего» отечества, есть страх перед набирающей обороты фашиствующей толпой на улицах, и есть призывы к самосовершенствованию и просвещению, которые очень напоминают известную «помощь беспризорным детям».

Надо учесть, что «Суть Времени», само по себе одно из многих явлений существующих в многоэтажной, бурлящей недовольством, России. Достаточное количество полувиртуальных общественных движений, вбирают в себя разноликий спектр социальных и общественных протестных мнений, идущих порой непонятно откуда, сверху ли, снизу ли, или существующих для элементарного замыливания глаз общественности.  Общественная логика давно утонула в грантоедских, неправительственных организациях, как паутина обволакивающищих любое здоровое творчество снизу.

Но даже в этом случае, знают ли нынешние искренние революционные «строители», на каком фундаменте нужно и можно строить здание, когда они до сих пор как недоучившиеся дети, всё ещё спорят про цвет обоев?.. С разрешения большого брата…

 

***

 

Всё же, надо честно признать, нравственная правда, нервная правда сердца и души, частично была Кургиняном всё же задета. Хоть и с большим трагическим опозданием, спустя десятилетия, Кургиняном она востребована в большей, чем когда-либо, и кем-либо степени.  И в этом режиссерском стремлении восстановить нравственный протест, как акт мысли, творящий за собой целый мир, когда-то разрушенный, недвусмысленно читается попытка восстановить или затронуть что-то наподобие  национального сознания как таковое. Или, во всяком случае, напомнить о нём, как о чём-то необходимом.

Восстановить сознание… Не поздно ли для погрязшей во лжи и гедонизме публики, родившейся и воспитанной в многоэтажном здании Россия?

Чем это сознание, в итоге  будет отличаться от  «России для русских», всевозможных маршей, ведь национализм – самое высокотехнологичное политическое приспособление для разрушения любых многонациональных государств. А Россия – многонациональное государство. И если политические действия и государственная политика (или полное отсутствие такой политики) её властей, прямо или косвенно привели к межэтническим  противостояниям, не лучший ли это повод разрушить всё государство разом, по ходу окончательно и без суверенностей, видоизменяя его в угоду… глобальной мировой системы, глобального квазикапиталистических собственников? Тех самых, которые в России уже есть?  

Достаточно ли только лишь духовного, пусть самого справедливого негодования в деле просвещения, в деле описания устройства мира и сути времени, в деле выстраивания гражданской позиции в современных условиях, и уж тем более, достаточно ли разоблачительства в деле строительства новой политической силы, как об это заявил сам Кургинян? Знают ли доктора устройство здорового организма, чтобы судить о том, почему и что у него болит и какие нужны лекарства?

А может без кроваво-гнойных операций, великому общественному доктору – истории, уже никак не обойтись?

 

***

 

Судя по тому, что вопросы (Кто виноват?  Что делать?  Кого бить?) снова на повестке дня, время и история снова начинает еле заметные, но до боли знакомые тектонические движения, очень напоминающие события известной исторической давности…  Но как и тогда, так и сейчас, кризис общественного объективного сознания, инстинктивно подталкивает его к тому субъективному, в котором всего легче забыться, достичь социального успокоения, нирваны. Религии, шовинизм, гедонистические культы и прочее всегда на поверхности, всегда легче поглощаются обществом, в  качестве кризисной пищи.

Увы, инстинкт самосохранения, выраженный в такой психической "страусинной" реакции  общества, играет с ним злую шутку: тогда, когда оно должно напрячь все свои силы и понимание, направить всю страсть души своей на поиск и реализацию середины, здравого смысла, оно либо самоуспокоительно расслабляется, заботясь лишь о душевном здоровье, либо взвинчивается в фашистском экстазе. При этом забывается, что и образы душевного здоровья, и агрессивные манипуляции - переменные составляющие, и также проповедуются, нашептываются высокотехнологичной  системой квазикапитализма, как и вообще любые социальные нормы поведения. То есть политика рекламируется как товар, как женские прокладки или гигиенический туалетный утенок.  

Потому то, сегодня религиозно идеализируются даже такие стороны русско-советского прошлого, которые в своё время яростно и дружно отвергались, оплёвывались и высмеивались.  И никого не заботит историческая объективность, время социального заказа на объективность ещё не пришло. Есть заказ на эмоции и психологические электоральные установки, борющейся за свое выживание общественно-политической системы.

Как неоднократно учит историческая практика, рано или поздно на определенной кризисной глубине достигнутой обществом, в смертельных судорогах старой отживающей части, пытающейся  утащить с собой в могилу и целое, ставится под сомнение и вся действующая официальная доктрина бытия народа и государства, а с ним и общественно-политический строй, и экономические принципы, если без такой ревизии уже просто невозможно.

В принципе  медленно, но уверенно это и происходит, хотя эмоционально противостоять полчищам глобальных СМИ, из всех сил поддерживающим и рекламирующим образ массового здоровья (на самом деле-то нездоровья), а тем более противостоять им информационно - сегодня практически невозможно.

 

***

Если брать в некоторых аспектах, Кургинян как современный советско-русский интеллигент, очень и очень прав.

И в отсутствии места  России при её  нынешнем состоянии в современной системе капиталистического мира, и в «сломанном  хребте» и прочем, что он, как режиссер-гуманитарий, очень реалистично живописует. Правда по-журналистски ругать и капитализм и советскую интеллигенцию одновременно, бороться с антисталинистами и при этом не цитировать  самого Сталина (а цитировать поэтов), взывать к утраченному патриотизму как первородству, ещё не значит касаться чего-то такого, что принципиально важно, что является системным и главным на самом деле и всерьёз, хотя бы теоретически.  Тем более - ругать интеллигенцию и тут же рассчитывать на неё в политическом будущем как на «пролетариев умственного труда», когнитариат, ссылаясь на теории Грамши о гегемонии интеллигентской прослойки, исторической миссии интеллигенции и пр. 

Всё это не значит делать проблему понятной, а свою программу такой, которая имеет право на перерастание в политическую, в конце концов в такую, которая будет отличаться от прошлых остальных по части их расплывчатости, велиречия и неконкретности.

Движение Кургиняна выгодно отличается от остальных уже тем, что деловито соединяет  самомнение россиянских обывателей с советскими символами успеха начала СССР, как будто это они и были тому величию  причиной.

В советскую эстетику как в психологическое спасение от своего геополитического унижения, ударилось  массовое сознание огромной части  россиян и не учитывать этот фактор, для инженеров общественного мнения, согласитесь, было бы глупо.  То есть данное психологическое состояние, как состояние культурного бегства от действительности, не ускользнуло от пристального внимания  политтехнологов, а потому должно быть каким либо образом использовано. Освоено и направлено в нужное русло.   И вот уже Путин, окруженный общественниками, поёт гимн СССР на корабле с советской символикой, снимаются новые  документальные ленты с «коррективами» по поводу Сталина, а в Интернете всё чаще  фиксируется  слово-вопрос «что такое марксизм?»…

 

 

***

 

Официальный Кургинян вполне обосновано говорит о готовящейся «перестройке-2» в России, способной, по его мнению, уже окончательно дорасчленить и допогубить самое большое в мире по территории государство Россию и ссылается на аналог разрушительных перестроечных событий двадцатилетней давности. В ответ он слышит упрёки в пропутинстве, в заказе на дискредитацию политических сил и т.д. и т.п. хотя упреки в нашем сонном обществе - самая лучшая реклама: избиратель хоть запоминает фамилии!

Примечательно, но эти рекламные упреки слышны в том числе и от потешных коммунистов, что говорит о том, что Кургинян мастерски попал в мейнстрим, в самую наболевшую точку: судьба России, просматривается именно в таких зловещих тонах и красках, какие используются режиссером, как человеком всё таки искусства.  В конце концов, именно он, Кургинян, а не коммунисты, оказался первым, таким ярким и страстным заявителем темы российской разрухи допущенный на ТВ, а не коммунисты, чья лицензированная думская монополия на критику капитализма уже давно утратила харизму и  потому вреда современной капиталистической России не приносит. Наоборот, куражит, веселит и вообще добавляет тонуса капиталистам, как цыганский хор приглашенный на свадьбу. Небесплатно.

Ну не нашлось среди российских карьеристов-коммунистов ХХI века, человека по креативности  равного Кургиняну! Скорее всего и не должно было найтись, а вот среди творческой бизнес-интеллигенции – всегда были, есть и будут!  Из русской мелкой бизнес-интеллигенции, воспитанной на постоянных рисках и куражах, на прожектерстве, всегда можно найти подходящий материал для любой конструкции.

 

***

 

Как часто спустя время, явление, которое мы считали естественным и самобытным, то есть воспринимали за чистейшую монету, оказывалось искусственным, то есть всё тем же «хвостом виляющим собакой»! Секты, в которых путём оболванивания отбирают квартиры, или заставляют брать кредиты для нужд церкви, ни чем не отличаются от политических движений отбирающих сознание или критичность восприятия окружающей действительности: все они спекулируют на общечеловеческих ценностях, духовностях, нравственностях, на самом деле не имея к ним никакого отношения.

В конце концов, если даже, реклама лишь бы какого производителя или товара, в этом насквозь замонополизированном мире случайно не выходит, то как быть с альтернативными общественно-политическими явлениями или персонами, демонстративно критикующими власти? 

Детскость – элемент счастья, но нельзя, же счастье так по детски разменивать!

Как часто то, что воспринимается порой за глоток свежего пьянящего воздуха, на самом деле оказывается химическим испарением чего политтехнологического, чем то вроде смазки, необходимой для продления ёрзанья и механической работы системы частнособственнического владения и управления массивной собственностью, капиталами, и пр. то есть для сохранения и упрочения истинно функционирующей системы, спрятанной глубоко за фасадами видимого.

Это классика оперативной работы: не можем помешать, задавить, вытравить, так лучше организовать, направить и применить. Или возглавить.

Или лучше, даже так: не можем изменить, так попробуем канализировать это общественное явление в некую абстрактно-умозрительную структуру, в большей мере культурологическую, эмоционально-пафосную, с продвинутыми элементами коньюктурного интеллектуализма (которых, более или менее явных, собственно, на сегодняшний день и без того хватает), чем напротив скрыто и неконтролируемо живущую в обществе, и уже только поэтому самую, что ни на есть, реальную. То есть попробуем преобразовать в то, что пусть лучше будет всегда и на виду и под контролем, и готовым к политическому использованию, манипуляции, чем то, что  живёт самостоятельно и скрытно и потому составляет угрозу. 

Это не конспирология, это элементарные  законы управления обществом описанные и в трактатах древнего Рима, в трудах Макиавелли, мало ли ещё где! А в успешном управлении обществом главное - достоверная статистика.

Даже сам медиатор проекта, то есть его так называемый «горизонтальный» (!)  лидер, об этом может не знать, и не догадываться.  Главное, чтобы массы ВЕРИЛИ ему, лидеру, в его пафосное: «я знаю что из этого ничего не получится, но мы будем это делать!». , а сам лидер должен верить в «благотворительность» со стороны и при  этом быть максимально  одухотворённым, так как именно одухотворённость его как лидера, главный товар.

А если что, антисталинистов-либероидов, размноженных и воспитанных под либероидную браваду отгремевших перестроек, даже сегодня, когда Украина покупает гречку в Китае, а у России перебои с бензином, хватит на всех!  Их хватит для того, чтобы эти искусственно созданные и  потешно противостоящие друг другу, электронно контролируемые общественные силы вполне официально вцепились друг другу в мировоззренческие носы и таскали друг друга, под обзоры телекамер, в промежутках между рекламой. При этом набивая метафизические шишки, испытывая когнитивные диссонансы и бессонницы от мировоззренческого запора!  

Всё это, будучи «передним краем интеллектуальной борьбы» создаёт параллельную иллюзию демократии и мучительного поиска правды, на потеху праздно жующей публики России, начала ХХI века, под окнами которой уже маршируют новые фюреры.

На медиаресурс, как на фонарь, как мотыльки, пусть слетается особо идейный актив, который неплохо бы регистрировать в отдельном журнале, вести учёт всей их, так сказать, стандартной «нестандартно-альтернативной» мозговой деятельности, с обязательным отдельным учётом наиболее буйных... Главное в управлении и прогнозировании всеми реваншами и реакциями – анкетирование, статистика и контроль...  В противном случае, реванш за СССР, объявленный Кургиняном, с точки зрения военной демаскировки истинных намерений его движения, с детскими попытками «отобрать собственность у олигархов», с точки зрения даже формальной логики, выглядит просто идиотством.

В США 60-х, например, в своё время, по описанию Самуэля Чавкина в его страшной и тягостной книге «Похитители разума», особо упорным коммунистам-марксистам, под очередной кризис начавшим вдруг «громко» неудовлетворятся официально дозволенной  псевдореволюционной рок-н-рольной чегеваровщиной и революцией онанистов, той самой, созданной по фрейдистским рецептам Маркузе и Райха, и по технологиям интеллигентского   индивидуализма Грамши, не ленились и делали… лоботомию.  Как психически больным.

У кого-то есть надежда, что наши капиталисты будут поступать иначе, человечнее? Имеется в виду  с настоящими марксистами?  

Всё-таки, что ни говорите, а это всё ещё свобода, хоть как-то болтать о Ленине и Марксе, и их совокупном теоретико-практическом опыте национализации всех капиталов, в результате очередного мирового кризиса и… не боятся лоботомии…  Необходимо срочно забалтывать, топить эти логические рациональные линии общественного мышления в чем то коричневом…

То есть, с философско-практической точки зрения, очень важно остановить  общество в его процессе осознания происходящего на национализированном образе гламурного Сталина, правда, немного поменяв его первоначальную суть, и стерев ранее созданный, такой же оторванный от реальной исторической основы образ тирана-палача.  Чтобы, общество, в массе своей и в этом своём неудержимом стремлении к осознанию природы русского капиталистического кризиса, как логического кризиса всей глобальной системы частного капитала, не дай Бог не пошло дальше. Опят не оживило Ленина, например, причём в настоящей революционной сути. А там, гляди ещё, и Маркс возникнет в совершенно  новом актуальном научном облике. Возьмёт, встанет и опять, начнёт бубнить политэкономические вещи о перепроизводстве, или о вечных капиталистических противоречиях, об эксплуатации, о паразитировании на присвоении прибавочной стоимости и труда. То есть о всём том, что  достаточно ясно и понятно объясняет все эти обсуждаемые Кургиняном регрессы, чечевичные похлёбки и китайскую Рассею.  И что во времена полной разрухи и коллапса может подсказать, как в случае чего действовать и кто настоящий извечный враг всем народам России. ТО есть  отвтеить  на вопросы Кто виноват? Что делать? Просто и ясно. А это уже будет слишком!

Ведь тогда сразу станет ясно, от кого и от чего, как от непомерной ноши, народу надо  избавляться. Это если он действительно захочет выжить, если вдруг такая бредовая утопическая идея придёт к нему в голову.

Тут уж действительно лучше пока со Сванидзе о Магницком!

Лучше совместно пиариться на темах общепопулярных, политически текущих, одобренных сверху для своего «раскрытия» и жевания  публики, чем говорить о  чём то принципиальном. О том почему всё таки у России проблемы с топливом а у Украины с гречкой. И если и цитировать Маркса, то чисто, эстетически, через Хайдеггера, а не в его революционной политэкономической сути. В его революционном… скучном здравомыслии политэконома.

Новые кризисные интеллигенты не спешат снять с иконы советского Маркса, потому что в таком виде, как религиозный образ, он будет намного лучше спрятан от революционного сознания общества.   

 

***

 

Вся эта драматическая историческая ситуация, имеется в виду «сломанный хребет» и все остальные травмы в совокупности, как и множество аргументов самого Кургиняна, прямо указывают на то, что она, ситуация, в большей степени напоминает начало ХХ века, чем перестройку 80-х. Кургинян забывает что природа и масштабы кризиса, активизировавшего  сегодня процессы по «расшатыванию и поглощению государств», являются мировыми, то есть таковыми, какими они являлись и в начале ХХ века. То есть вновь, как и в начале века, мощный консолидированный хищный частный капитал, влекомый смертельным страхом кризисного краха (тот самый имперский «змий» заглатывающий геополитические организмы и медленно переваривающий их) используя   капиталистические противоречия элит на местах, снова уготовил быстро стареющей капиталистической России (как и когда-то России монархической,  феодальной), такую же печальную судьбу, какую он собственно готовил и всегда. Для всех поглощаемых на своем пути геополитических национальных организмов и перевариваемых уже в виде колоний. Поглощаемых где мягким где жёстким способом. Маленькие организмы поглощаются быстро и энергично, большие медленно и планомерно. Кусками.

Ну почему всё - таки поглощение, а не милая сердцу интеграция, устало и печально будут вопрошать фундаменталисты? 

Потому что интеграция – есть европейское политическая иллюзия, всего лишь одно из пантеона демократических идолов «на экспорт», для третьих стран,  в числе которых и Россия и Украина. Кроме того, в каком-то смысле Россия и Украина уже более чем интегрированы: одна ресурсами, другая рабочей  силой и проституцией. Как заявил бывший, ушедший  в отставку директор НИИ статистики Росстата Симчера: «России чтобы оставаться сырьевой колонией Запада, не обязательно в ВТО». А пресловутое ВТО – тоже идол, как и евродемократия и всё остальное, в самой Европе гниющее и валящееся набок. Но если русско-украинская элита исправно пополняет евродепозиты,  еврофонды, исполнительно популяризирует евроцентристские устремления у себя на местах, во всех СМИ, зачем еврозоне желать ещё  большей интеграции? С кем, со своими условными колониями? 

Ну почему же? Почему, почему? Вы видите только негатив - говорят европатриоты!  

Дело в том, что для подпитки и сохранения своего перманентно кризисного и противоречивого капиталистического хозяйства в относительном равновесии, для удовлетворения своих распухших аппетитов и социально-паразитарных потребностей систем метрополии, просто жизненно необходимо «глобальное питание» извне. Без таких мягких цивилизованных заглатываний и перевариваний, невозможно поддерживать высокие уровни потребления своих "продвинутых" многоэтажных обществ. По ходу невозможно поддерживать миф европейской успешности, на котором зиждится весь комплекс культурной и государственной неполноценности восточных стран бывшего СССР.  

Поглощение условно состояло, из процедур шедших в своё время в строгой очердности и последовательности: долларизации (экономический фактор), вестернизации (культурный фактор) и оптимизации  количества населения (военный фактор). Это происходило неумолимо спокойно, рассудительно и методично. Тихо и целеустремлённо и по последнему слову науки и техники. Если североамериканским индейцам давали алкоголь, то русским показали порно, и дело пошло.

Допустим долларизация экономики, имеется в виду сначала валютное долларовое резервирование национальных денежных ресурсов  а затем и свободное использование  доллара на потребительском рынке, позволяет чудесным образом этот постоянно печатаемый  и инфлируемый доллар обеспечить чужими ресурсами, со всеми последствиями для других национальных экономик, национальных валют и соответственно международной стоимости национальных  ресурсов, полезных ископаемых, труда и т.д.  То есть обеспечивать неравный рыночный обмен. Далее вестернизация, культурная экспансия образов англосаксонского буржуа, гедонистические культы внедряемые в массовое сознание, мышление и поведение, позволяют  не только увеличить потребительские аппетиты масс, не только обеспечить процесс неравного рыночного обмена менее болезненным, для национального самосознания, что какое никакое но есть, но и позволяет создавшимся политическим  конструкциям на местах контроллировать саму себя.

Ну а оптимизация количества населения, снижение социальных нагрузок на государственные бюджеты, оптимизация рынка труда под постоянно меняющиеся нужды сегодняшнего кризисного капиталистического производства, то есть политэкономия Адама Смита наоборот, вообще очень тонкая и деликатная задача, которую необходимо проводить со всей военной хитростью и пропагандистской маскировкой. Это и ест объект менеджмента глобальной буржуазии, если это кому интересно.

 

***

 

Россия как чрезвычайно крупный геополитический организм не могла и не может быть проглочена вся и сразу и это совершенно объективно. Можно и подавиться…

Более того, столетие назад она самым неожиданным образом умудрилась выскочить из уже раскрытой пасти, и то только потому, социальная революция, разразившаяся в Европе по результатам прошлого мирового капиталистического кризиса лишила мировую частнокапиталистическую систему необходимых сил, для заглатывания и пережевывания. Кургинян конечно не заостряет внимание на таких деталях. Он оперирует перестройкой, Ельциным, либероидами и прочим историческим хламом двадцатилетней давности, спущенным со своего интеллигентского чердака и очищенного от устарелостей.

Создаётся интересная теория-иллюзия, что сложившуюся систему русской экономики, при которой русская нефть, продаваемая на запад, пройдя все пертурбации оседает в государственных казначейских обязательствах США, можно поменять путём… ожидания её самообрушения, или того хлеще – при помощи духовной борьбы русской интеллигенции!  С параллельным  созданием для Российского общества,  под это дело, некоего аттрактора, дивного приспособления в виде матраца, одеяла, для смягчения его падения.  Вопрос падения кого  и чего конкретно, в философии Кургиняна остаётся до сих пор открытым, хотя сорок одна передача позволяла изложить целые сложнейшие дисциплины институтов.

Если речь идёт об аттракторе для русского потребительского общества «ням-ням», это одно, если речь о ком-то ином – это другое.  В любом случае Кургиняну необходимо хотя бы теоретически отделить класс «ням-нямов» от когнитариата, а класс когнитариата от паразитов, более внятным и объективным образом. В такой приблизительной социологии очень легко плодить браваду и спекуляцию. Пудрить мозги искренне верящим людям.  

В конце концов, разрушение России, которое собственно уже ни кого не вызывает никаких сомнений, предполагает работу по созданию политических матрацев (аттракторов) многими политическими силами. Многими, кроме одного -  самого народа. Ведь когда разрушается государство, когда рушиться дом, в нём уже существуют и живут политические силы, которые к этому разрушению готовятся,  вырабатывают  собственные сценарии своего выползания из под обломков.  Отсюда получается, что тот,  кто посчитает себя более готовым к социальному пожару, к обрушению, скорее всего первым всё и начнёт...

Отсюда вопрос, чем, патриотический матрац (аттрактор) Кургиняна будет отличаться от других патриотических матрацев, но на которых всё те же, тёмные мировоззренческие пятна?

 

***

 

Кургинян, требующий от российской публики отвлечься от чавканья, взывающий к логике и совести, к разуму и здравому смыслу, взывающий к осознанию русским народом гибельного процесса, призывающий  наконец, к патриотике, в то же самое время внес такую путаницу в своих историзмах и режиссёрских прочтениях современной ситуации, что стал похож на философского камикадзе, отвлекающего внимание своим метафизическим самоубийством в толпе глухих.

Это самоубийство происходит в то самое время, когда обывательское чавканье продолжается уже с остервенением от мысли, что кто-то это чавканье может вообще обсуждать, не говоря уже о том чтобы прекратить.

Так может поступать только человек, который всё своё достоинство поставил на непонятный политический кон. Ставка в историческом русском казино на движение Куригняна сделана, и у Кургиняна, судя по всему своя ставка в этой игре. 

Что из этого всего выйдет –неизвестно. Известно только то, что и сам Куригинян не знает, что из этой игры получится. Модерируя ситуацию, он не моделирует её дальнейшее развитие, что сразу же снимает с него ответственность за эффективность его пророчеств и просветительства. 

В любом случае Кургинян, в своём пафосе и страсти, под старость лет, уже не проиграл.  Он встал во главе вполне ликвидного товара, общественного движения, и это обеспечит ему с десяток лет безбедной революционной деятельности.

В современных условиях тотальной усталости людей от политики и неразрешимых проблем,  демонстрируемая Кургиняном, заведомая информационная победа, без реального политического поединка с системой (и стало быть и результатов) уже привлекает к себе участников, любителей  игры в политическую борьбу за «что-то там» российское.

Брокерская контора по виртуальным политическим боям на интернетных мечах, между гламурным сталинизмом и загнивающими глоболибероидами, по всем метафизическим аспектам современного бытия, успешно открыта.  Реальных взносов, стрельбы из-за угла, жертв не требуется, что вы!, только внимание. А массовое внимание нынче, в нашу эпоху переедания информационным фастфудом,  хорошее капиталовложение. Хороший задел для получения управления психической энергией народа, что Кургинян каждый раз настойчиво называет самой «настоящей политикой». Возможно он и прав. Пока прав.

 

                                                                                                                                             Продолжение следует…