Унижение и покаяние: о скандалах с запрограммированным финалом

Унижение и покаяние: о скандалах с запрограммированным финалом

 

 

Еврею очень просто получить прощение. Для этого требуется лишь дотерпеть до месяца элуль, прочитать покаянные молитвы (слихот) и дождаться соответствующего результата.  По мнению мудрецов, шансы на реабилитацию в этот период наиболее высоки, так как дни покаяния под это специально заточены.

Впрочем, признаваться в ошибках и просить прощения можно и в любое другое время. Как в устной форме, так и в письменной. Например, через Facebook, что в последнее время стало особо популярным в Израиле. Сложно сказать, зачитываются ли подобные раскаяния на небесах, но до «униженных и оскорбленных» они доходят точно. С полной гарантией на взаимопонимание.

Хотя публичные покаяния не очень характерны для политики вообще, а для израильской – в особенности, - периодически они случаются. Как правило, после громких скандалов, которые грозят либо крупными неприятностями, либо отлучением от власти, что по сути – одно и то же. И тут уж лучше бухнуться в ноги обиженному начальству и возопить о прощении, нежели отстаивать свои принципы. Потому что проявление милости к падшим в данном случае запрограммировано заранее и срабатывает безотказно.

А принципы? Кому они нужны, эти принципы, когда речь идет об элементарном выживании. Пусть о политическом, карьерном, сиюминутном, но все-таки о выживании, на фоне которого все прочее не столь уж важно. Ни мораль, ни нравственность, ни будущее Эрец-Исраэль.

Публичное унижение, которому подверг себя министр обороны Моше (Буги) Яалон, публично покаявшийся перед госсекретарем США Джоном Керри,  которого незадолго до этого критиковал за отсутствие какого-то бы ни было смысла в миротворческих усилиях, имеет по меньшей мере три негативных последствия.


                    Моше (Буги) ЯалонA. Фото: Alon Besson, Getty Images

Во-первых, оно обрекает израильскую политическую элиту на безоговорочную поддержку генеральной линии американских кураторов. Отныне вряд ли кто-то решится усомниться в верности действий американской администрации на ближневосточном направлении. И процесс, не встречая сопротивления, будет лишь набирать обороты, как оно случилось, например, с Осло-1 и Осло-2, а потом и с программой размежевания.

Во-вторых, получивший сатисфакцию Вашингтон более не будет ограничен в маневре, что позволит ему еще более ужесточать требования в отношении договаривающихся сторон (точнее – одной из договаривающихся сторон). По сути – это уже произошло на конференции по безопасности в Мюнхене, когда Керри впервые открыто пригрозил Израилю международным бойкотом за недостаточные темпы братания с палестинцами.

Параллельно американцы готовят рамочное соглашение о постоянном урегулировании, который Израиль должен будет принять безоговорочно. При этом документ не будет считаться американским, а будет представлен как «договоренность между двумя сторонами».  Игры закончились.

В-третьих, и что не менее важно, покаяние Буги свидетельствует о том, что желание оставаться у кормила власти ломает даже самых стойких. А это уже более широкая проблема, включающая, среди прочего, и вопрос о доверии к власти и ее представителям.

В этой связи очень показателен другой скандал с покаянием - на сей раз с участием лидера партии «Еврейский дом» («Байт ха-йегуди»)  Нафтали Беннета, возмущенного заявлением премьер-министра Биньямина Нетаниягу о готовности оставить еврейских поселенцев под властью Абу-Мазена.




                         Нафтали Беннет. Фото: Татьяна Савина, Polosa.co.il

"Две тысячи лет тоски по Земле Израиля прошли не для того, чтобы евреи существовали под властью Абу-Мазена, и тот, кто допускает подобные мысли о существовании евреев под палестинским суверенитетом, лишает основания наше пребывание в Тель-Авиве", - сказал тогда Беннет. И пообещал костьми лечь, но не допустить подобного сценария.

Нетаниягу повел себя в этой ситуации, подобно Керри. Он обиделся, сведя навязываемую Беннетом полемику о будущем государства Израиль и его безопасности до своего (Биби) личного оскорбления. И после этого очень логично выдвинул ультиматум – либо Бенннет в течение четырех дней извиняется перед ним, оскобленным, либо подает в отставку. Потому что в условиях тотального единомышления по вопросу мирного урегулирования иных способов разрешения конфликта между коалиционными партнерами попросту уже не может быть. Классика: кто не с нами - тот против нас.

Беннет не стал дожидаться четырех дней и почти мгновенно капитулировал,выступив с покаянием на конференции. При этом он избрал изящную формулировку, что, дескать, "не хотел обидеть главу правительства", которого вообще глубоко уважает. Что же касается поселенцев, перед которыми маячит перспектива оказаться подданными Абу-Мазена после очистки Иудеи и Самарии от израильского присутствия (в рамках мирного соглашения с палестинцами, разумеется), то этот вопрос как бы сам собой отпал на фоне спасительных зигзагов лидера «Еврейского дома».

Уже после извинения Беннета многие политические обозреватели задавались вопросом, а как бы поступил Биби, откажись лидер «Еврейского дома» идти на попятную. Нашел бы он в последний момент пути к компромиссу? Втянул бы в коалицию ШАС и «Аводу»? Объявил бы о досрочных выборах, тем самым, поставив на всенародное голосование вопрос о доверии к проводимой им политике?

Все эти гадания уже лишены смысла. И как бы спародированы еще одним скандалом с извинением, но теперь уже совсем локального свойства. Адам Верта, скромный учитель образовательной системы ОРТ в Кирьят-Тивоне, покаялся перед своей ученицей, оскорбленной нелестными высказываниями педагога о ЦАХАЛе. Точнее о праве израильтян защищать свою родину от арабских террористов.

Споры о том, имеет ли право учитель навязывать свои идеологические взгляды школьникам, тоже в данном случае не имеют значения. Главное состоит в том, что педагог, поставленный перед альтернативой увольнения из системы минпроса или извинения перед оскорбленной ученицей, выбрал путь самосохранения. И теперь продолжит спокойно преподавать, несмотря на то, что по-прежнему считает израильскую армию «аморальной», ее действия по защите безопасности граждан – «военными преступлениями», а солдат – «оккупантами».

Вот тут, собственно, и вся мораль. И, похоже, зря извинялись власти Майорки перед Израилем за массовое сожжение евреев, выразивших готовность пойти на костер, но не отказаться от следования своим традициям и принципам. То были совсем другие евреи. И было это аж в 1691 году. Задолго до того, как Израиль покаялся перед турками за «Мармару», перед Японией - за жертвы атомной бомбардировки, а перед ООН – за операции ЦАХАЛа в Газе...

Еврею на самом деле очень просто получить прощение. Для этого надо просто покаяться. Искренне, безраздельно. Не перед Керри, Обамой или Нетаниягу, а перед Всевышним. Почувствуйте разницу.

Источник: http://www.polosa.co.il/blog/56153/

0
144
0