Кандидаты в депутаты «забыли» про свои миллионы

На модерации Отложенный

Центризбирком выявил кандидатов в депутаты, которые скрывают свои доходы. Несколько сотен членов партий предпочли умолчать о своих машинах, квартирах, дачах, земельных участках и бизнесе.

Многие из них при этом являются миллионерами. Сумма скрытых доходов достигает сотен миллионов рублей. Некоторые депутаты при этом оправдывают пробелы в декларациях о доходах своей забывчивостью, признаваясь, что не знают, сколько точно они зарабатывают денег. О провалах в памяти и тайном имуществе кандидатов — материал корреспондента «Вестей ФМ» Николая Осипова.

Земельные участки, квартиры, нежилые помещения, автомобили, скутеры и моторные лодки — все это имущество, оставшееся за пределами деклараций о доходах, подаваемых кандидатами в депутаты. В Центризбиркоме, отправив запросы в налоговую, Росреестр и структуры МВД по учету транспорта, узнали, кто и что скрывает. На первом месте оказались кандидаты от «Справедливой России» — 133 человека укрыли целые состояния. В перечне сведений от налоговой изредка фигурируют довольно скромные суммы в 5-6 тысяч рублей, но чаще видны и деньги побольше, к примеру, Олег Боглаевский получил с некоего акционерного общества более 600 тысяч рублей, но он не выделяется из списка, ведь есть и более внушительные поступления. Так, у Владимира Сметанина в энергобизнесе собрано более 2 миллионов, у Андрея Филатова дивиденды в строительной отрасли более 9 миллионов, в его же графе стоит еще 2 миллиона доходов плюс более мелкие суммы. Алексей Душутин предпочел не рассказывать никому о трех жилых домах и шести земельных участках. В КПРФ чуть меньше политиков, которые то ли стесняются своих доходов, то ли предпочитают молчать о них. Секретарь Центрального комитета партии коммунистов Сергей Обухов пытается оправдать коллег — ничего плохого они не замышляли.

«Мы сейчас сверяем кандидатов, к которым возникли вопросы, почему это произошло. Оказалось, что в одной базе данных это есть, в другой все это уже устранено. Я думаю, что все это прежде всего недостатки учета», — поясняет Обухов.

Неучтенными странным образом оказались заработки в 300, 400, 500 тысяч рублей. Есть и миллионеры, такие как Александр Некрасов и Василий Трофимов, которые утаили более 2 миллионов. Но список имущества некоторых их соратников по партии потрясает. На целую страницу развернулся перечень недвижимости, принадлежащий Владимиру Горбунову, — 35 объектов общей площадью в 2000 квадратных метров.

У «Яблока» примерно столько же людей, которые умолчали о доходах и имуществе. Александр Румянцев скрыл около 4 миллионов рублей, еще трое не указали о доходах свыше 2 миллионов, еще один предпочел умолчать о пяти земельных участках и трехкомнатной квартире. Их лидер Сергей Митрохин пытается объяснить, что не все люди аккуратны в финансовых делах, некоторые забывают о своем имуществе.

«В большинстве случаев речь идет об ошибках кандидатов, об их забывчивости — это никакое не укрывательство доходов, потому что налоги с этих доходов были заплачены, просто люди по оплошности забыли сообщить о точности своих доходов в ЦИК», — думает Митрохин.

Забывчивость, исходя из данных Центризбиркома, очень распространена среди политиков.

Особенно когда речь идет о миллионах, земле, квартирах и машинах. Многие умудряются позабыть даже, что у них есть гидроциклы, моторные лодки, а один из членов «Правого дела» — Рафил Мавлиев — забыл, что у него есть баржа, а его однопартиец — про пять земельных участков площадью в десятки квадратных километров. К недвижимости там многие относятся неаккуратно, зато самая крупная незадекларированная сумма едва превышает 900 000 рублей.

Забытые миллионы встречаются почти в каждой партии. У «Патриотов России» Адам Богус как-то «затерял» в списке своего имущества порядка 3 миллионов, несколько зданий, заборов и складских помещений, а Бахаджан Альжанов забыл, что владеет несколькими десятками грузовых машин. Еще два «патриота» забыли, что не учились — один в институте, а другой в колледже, хотя данные об образовании указывали в своих документах.

В ЛДПР оказалось более 40 кандидатов с тайными доходами и имуществом, не так уж много на фоне остальных, да и представители партии считают, что данные ЦИК преувеличены, однако, если им верить, то Михаил Долгов продал имущество более чем на полтора миллиона рублей и умолчал об этом. Гаврил Парахин как индивидуальный предприниматель заработал около 10 миллионов, у него же в Якутии затерялось строение в 500 квадратных метров. Все это в основном недоразумения, считает руководитель фракции ЛДПР Игорь Лебедев. Данные о нарушениях он считает результатом предвыборной бюрократии, когда в ворохе документов трудно понять, кто и что указал о своем имуществе.

«Никто не имел злого умысла скрывать доходы или имущество. В некоторых случаях разночтения между тем, что представляет кандидат, и тем, что выявляет ЦИК, заключаются в метраже площадей квартир или дома. Собственник представляет информацию о том, что он владеет квартирой площадью в 110 квадратных метров, а ЦИК получает данные, что эта площадь составляет 111 квадратных метров. Вот 1 метр, по нашему разумению, не является умыслом, чтобы ввести в заблуждение избирателя, а ЦИК считает это ошибкой», — думает Лебедев.

Меньше всего скрытых, забытых или, как уверяют политики, «ошибочных» доходов — у «Единой России». В их списке только 9 человек: Виктор Бамбух не задекларировал более 1 миллиона, Алексей Галоганов получил с подмосковной коллегии адвокатов более 600 тысяч, а с московской — около 900. Еще единороссы умолчали о гараже, нежилом помещении и квартире в Якутии, в общем, ничего серьезного, если сравнивать с остальными, хотя политические оппоненты подозревают, что партию власти в ЦИК проверяли не так придирчиво, как остальных.

Тем не менее, в сумме вся эта «забывчивость» и скрытность кандидатов тянет на годовой бюджет какой-нибудь проблемной африканской страны, вроде Конго или Либерии. Ведь если сложить в единое целое незадекларированные доходы, стоимость недвижимости, транспорта, сумма получается колоссальная.

Однако кандидаты этих разоблачений не слишком боятся. Они сами говорят, что проверка носит формальный характер, никаких санкций к ним по этому поводу не применят. Единственные потери — это доверие электората и репутация, которые для некоторых политиков стоят значительно меньше, чем их тайные доходы.