Акт Творения или Самозарождение

На модерации Отложенный


Вениамин Маркуц 


канд. техн. наук (Ph.D.)

DOCTOR OF SCIENCE, HONORIS CAUSA of Academy of Natural History

профессор РАЕ

EANH (FULL MЕMBER)

Акт Творения или Самозарождение

Один французский философ, не помню, кто именно, возможно Вольтер или Руссо, так выразился о существовании Бога – верю, ибо это абсурдно. Я же могу сказать, что в том осознании, как это проявляется в трёх родственных религиях мира: иудейской, христианской и мусульманской, Бога не существует. Напомню, что первые две религии явно позиционируют Бога в неком человеческом подобии, а христианская, к тому же, ещё и в трёх лицах. Основатель ислама Мухаммед, развивая идею единого Бога, решительно изгонял из Его образа любые черты какого-либо сходства с человеком. Мысль о том, что Бог сотворил человека по образу своему и подобию, была решительно отвергнута Мухаммедом, как несовместимая с истинной природой Бога и унизительная для божественного достоинства - (В.Ф. Панова, Ю.Б. Бахтин "Жизнь Мухаммеда").

В этом отношении Мухаммед пошёл дальше иудаизма и христианства, в которых, как отголосок греко-римской мифологии, Богу приписывается некий человеческий образ – (сура 16 стих 53, сура 57 стих 3, сура 112 стих 1 – 4). На самом же деле, по убеждению Мухаммеда, Бог не имеет ничего общего с человеком. Бог безграничен в пространстве и времени. Он невидим, незрим, безграничен в своих творческих актах. Он - создатель бесконечного множества миров, и бесчисленного множества наделённых разумом существ. (сура 6 стих 72, сура 7 стих 52, сура 10 стих 62, сура 40 стих 67, сура 57 стих 3, сура 57 стих 4, сура 112 стих 1 – 4). Ещё более высокое представление Мухаммеда о Боге, как о Боге без всяких родственников - жён, сыновей, дочерей и прочих атрибутов греко-римской мифологии, предтеч иудейской и христианской религий (сура 4 стих 169, сура 5 стих 19, сура 5 стих 76, сура 5 стих 77, сура 5 стих 79, сура 5 стих 99, сура 6 стих 100, сура 6 стих 101, сура 7 стих 190, сура 7 стих 191, сура 9 стих 31, сура 16 стих 23, сура 16 стих 53, сура 19 стих 91, сура 23 стих 93, сура 28 стих 88).

Если бы Мухаммед сделал ещё один логический шаг к пониманию мироздания и развил идею единого Бога до её теоретического предела, он пришёл бы к логическому завершению мысли полного отрицания Бога в традиционном его понимании, как о некой высшей силе, исходящей ещё с доисторических времён. Он логически пришёл бы к заключению, что наша Вселенная – это самозарождающаяся, самоорганизующаяся, бесконечная в пространстве и времени, саморегулируемая природно-космическая, энергоинформационная Система, действующая независимо от воли, сознания и разума элементов её составляющих.

Из этой формулы следует, что человек, являясь элементом этой Системы, не может придумывать неких идолов или богов, как бы их ни называй, и какими-либо функциями их ни наделяй. Эта самозарождающаяся, самоорганизующаяся и саморегулируемая Система функционирует независимо от воли, сознания и разума самого высокоорганизованного существа, потому что это существо является элементом этой Системы. Следовательно, никакого Бога, как высшей, креативной, доминирующей силы не существует.

Система сама по себе является и креативом, и эволюционером во всех её проявлениях в прошлом, настоя-щем и будущем в зависимости от вероятностных процессов поведения всего бесконечного множества элементов её составляющих. Конечно, если бы в то время Мухаммед сделал такой шаг, то не было бы такой простой, ясной и понятной многим на нашей Земле религии, свободной от сложной, малопонятной, невразумительной христианской идеологии, усложнённой, к тому же, властной вертикальной иерархией. Недаром Мухаммед в суре 57 стих 27 упрекал: "Мы (то есть Бог) отправили им Наших посланников и отправили вслед Йсу (Иисуса), сына Мирйам, и даровали ему Евангелие, а они монашество изобрели (то есть учредили властную вертикальную иерархию). Этого Мы (то есть Бог) им не предписывали". Теологи утверждают, что жизнь не может самозародиться.

Образцом тому может послужить телесюжет, показанный по православному каналу Российского телевидения. Там весьма уважаемый профессор теологии в одной из лекций пытался доказать, что жизнь в нашей бесконечной в геометрических пределах и времени Вселенной не могла возникнуть иначе, как только креативным методом путём слова Божия. А как же тогда обстоит дело с Богом? Пророк Мухаммед в суре 112 стих 1 – 4 утверждает, что "Аллах вечный; не родил и не был рождён". То же самое утверждается в Библии. Следовательно, он был создан, но не рождён, другим – более могущественным Богом – супер-Богом. А этот, в свою очередь, был создан другим – ещё более могущественным Богом – супер-супер-Богом. И так, до бесконечности, пока круг не замкнётся в самом его начале. Следовательно, если Его не создал какой-либо супер-Бог, Бог самозародился. "Он – живой, нет божества, кроме Него!" – утверждает Пророк Мухаммед в суре 40 стих 67. Следовательно, если Бог – живой, и он самозародился, то и жизнь других существ может самозародиться.

Вот как описывает зарождение жизни современная академическая наука. Установлено, что Земля возникла свыше 4.5 миллиардов лет назад, а первые признаки жизни появились на ней 3 – 3.5 миллиарда лет назад. Следовательно, первые 1.5 – 2 миллиарда лет существования Земли на ней не было жизни. В этот период, названный периодом химической эволюции, протекали разнообразные химические превращения, приводившие к образованию сложных органических веществ.

Они образуют случайные разнообразные химические соединения, из которых, в свою очередь, таким же случайным порядком образуются различные органические соединения, которые впоследствии стали компонентами пробионтов. При их определённом сочетании случайным образом может получиться устойчивое органическое соединение, способное к улучшению своего качественного состояния, то есть к эволюции и дальнейшему самоусовершенствованию.

Закрепление устойчивости - это первый признак самоусовершенствования. А это самый первый признак жизни. Описанный метод называется абиогенезом, то есть возникновение живых существ из веществ неорганической природы. Кроме того, установлено, что органические вещества абиогенного происхождения присутствовали на земле уже при её образовании.

На следующем этапе эволюции, уже эволюции биологической - из таких органических веществ под воздействием, тепловой энергии, ионизирующего и ультрафиолетового излучения, электрических разрядов, магнитных полей, разнообразных потоков излучений стали формироваться пробионты, а затем и простейшие клетки – протоклетки, уже обладающие свойствами живого. Возникновение макромолекул пробионтов положило начало биологической эволюции.

Переход химической эволюции к биологической связан с повышением качественного состояния макромолекул пробионтов. В каждом последующем процессе они закрепляют эту устойчивость. Давайте посмотрим, какова вероятность самозарождения жизни, может ли на самом деле жизнь где-либо самозародиться или это на самом деле акт творения высших сил. Минимальный объём единичного пространства, для которого проводятся вероятностные расчёты, примем равным одному кубическому миллиметру, который вполне достаточен для зарождения хотя бы одного элемента протоклетки органического вещества. К сведению: 1мк = 10-6м = 10-3мм = 103нм = 104Ǻ.

Учитывая, что размер молекулы химического вещества не превышает 10Ǻ, одного кубического миллиметра пространства достаточно для размещения макромолекулы пробионтов, даже если она в миллион раз больше молекулы химического вещества. В этом пространстве случайным образом функционируют атомы различных элементов, тепловая энергия, ионизирующее и ультрафиолетовое излучение, электрические разряды, магнитные поля, разнообразные потоки излучений и прочие элементарные частицы. Примем для нашей Земли, радиус R которой составляет 6371 км, толщину H, благоприятную для условий зарождения жизни, равной 10 км (хотя учёные допускают эту толщину на порядок выше, то есть в 10 раз больше). Тогда объём этого пространства составит: V = 4π [ (R + H)3 – R3 ] / 3 = 4π (3R2 H + 3H2R + H3) / 3 (км3) или V = 4π [ 3 × (6371 × 106)2 × 106 + 3 × (106)2 × (6371 × 106) + 106 ] / 3 (мм3).

Проведя вычисления, получаем, что объём пространства нашей Земли, выраженный в миллиметрах кубических, где возможно зарождение жизни, ориентировочно составляет ≈ 1026 (мм3). Эта величина 1026, равна количеству элементарных единичных объёмов, где происходят вероятностные процессы самозарождения жизни. Поскольку такие вероятностные процессы в каждом микрообъёме происходят не синхронно, а по-разному из-за различия условий в каждом из них, то вероятности их складываются. Принимая длительность периода появления первых признаков жизни на Земле 1.5 × 109 лет, в году 3 × 107 секунд, длительность одного процесса взаимодействия 1 сек, получаем величину, равную 1016 × 1026 ≈ 1042.

Полученная величина есть количество процессов, произошедших в пространстве Земли толщиной 10 километров в течение 1,5 миллиардов лет. Если это число больше числа всевозможных сочетаний, в результате которых могла бы возникнуть жизнь хотя бы в одном микрометре кубическом, то вероятность её самозарождения больше единицы. Для этого достаточно воспользоваться методами теории комбинаторики, чтобы подсчитать это число сочетаний.

Учитывая, что исходных элементов не так уж много (углерод, азот, водород и кислород), число сочетаний наверняка будет значительно меньше 1042, тогда вероятность зарождения жизни будет больше единицы. Мне не известна формула пробионтов, уже обладающих первичными признаками живого из которых формируются протоклетки.

Попробуем определить хотя бы порядок количества элементов её составляющих. Воспользуемся для этого одним из методов теории комбинаторики - методом размещений с повторениями элементов, составляющих формулу клетки. Общее число размещений A определится как A = nm , где m – это количество исходных элементов. Тогда при A = nm = 1042 количество элементов, составляющих первородную клетку n = 1042/m . При m равным четырём n ≈ 1010, при m равным пяти n ≈ 108, при m равным шести n ≈ 107…. при m равным десяти n ≈ 104 и т.д.

Таким образом, формула пробионтов, состоящей из m элементов, может быть не более чем 1042/m или 1042/m различных сочетаний этих элементов. Тогда вероятность того, что она может оказаться живой, более чем единица. Если принять минимальный объём единичного пространства равным одному сантиметру кубическому, всё равно количество элементарных единичных объёмов, где происходят вероятностные процессы самозарождения жизни, будет значительно больше числа компонентов, составляющих формулу пробионтов, состоящей из m элементов. И вероятность зарождения жизни будет больше единицы.

Процесс самозарождения жизни начинается с процессов синтеза различных химических соединений в каждом единичном объёме из простейших исходных химических элементов. Начавшиеся процессы синтеза различных химических соединений в каждом единичном объёме из простейших исходных элементов приводят к образованию первых сборок органических и белковых субстанций. Большинство из них не обладает достаточной степенью устойчивости, и моментально распадаются. Но некоторые комбинации оказываются более стабильными и устойчивыми. Из этих более устойчивых соединений начинают выделяться те, которые в каждом последующем процессе закрепляют эту устойчивость. Закрепление устойчивости - это первый признак самоусовершенствования. А самоусовершенствование - это самый первый признак жизни.

Таким образом, первый этап самозарождения жизни – это на сто процентов вероятностный физико-химический процесс. На следующем этапе выделяются те соединения, которые в каждом последующем процессе методом проб и ошибок пытаются выйти на высший предел устойчивости, на самый высокий уровень самоусовершенствования – самосохранение путём самокопирования. Самый простейший способ это осуществить – это деление.

Едва только появившиеся устойчивые соединения, благодаря обретённым признакам самопроизводства и самоусовершенствования, стремятся теперь уже и самоутвердится, занять более выгодные для себя позиции, чтобы обеспечить своим копиям наиболее благоприятные условия развития. Посмотрите как в молодом, недавно высаженном смешанном лесу, все деревья: сосёнки, берёзы, осины дружно один за другим тянутся вверх к солнцу, где более благоприятные условия для их роста и развития. И тут же рядом можно видеть, как медленно и мало вырастают отставшие. Кто не успел, тот опоздал.

То же самое происходит с одиноко стоящими деревьями. Отсутствие конкуренции не стимулирует их жизненные функции.

Таким образом, образующаяся конкурентная среда способствует тому, что в такой среде выживает сильнейший. А это следующий признак жизни – жизнь развиваться может только в конкурентной среде. В условиях застоя и отсутствии конкуренции – нет развития, нет жизни. В мёртвой природе, в среде голых камней между ними конкуренции нет, как нет и жизни. Здесь начинается новое качество, когда количественные признаки переходят в качественные изменения – начинаются медленные процессы получения таких соединений методом разделения уже существующих.

Эти соединения способны к самопроизводству без участия внешних креативных сил, то есть к размножению. А это второй признак жизни – способность к размножению. Но это уже биологический процесс, когда последующие копии образуются не слепым вероятностным методом проб и ошибок, хотя и такое не исключено полностью, но целенаправленной деятельностью подчинённой определённой программе. И если на первом этапе необходимо было сотни тысяч соединений и сотни тысяч лет для получения устойчивого соединения, то на биологической стадии развития жизни идёт целенаправленный отбор, минуя явно не пригодные соединения. Но и на этом этапе присутствуют вероятностные процессы, когда образуются тупиковые ветви, хотя в меньшей степени. Каждый из описанных этапов может длиться миллионы лет, пока не получится хотя бы одна устойчивая живая простейшая первородная клетка. Как видим, процесс сомозарождения жизни - это длительный в пространстве и во времени вероятностный процесс синтеза устойчивых органических соединений из простейших исходных химических элементов. И для этого не требуется моментального креативного акта высших сил.

Таким образом, можно подытожить вышесказанное: жизнь – это конкурентная среда организма, способного к самопроизводству, самокопированию, самоусовершенствованию и самосохранению. В середине 20 века экспериментально осуществлён абиогенный синтез белковоподобных и других органических веществ в условиях воспроизводящих условия первобытной Земли. Так что самозарождение жизни на Земле не только теоретически обосновано, но и экспериментально доказано.

Тем самым доказана формула самозарождающейся, самоорганизующейся и саморегулируемой Системы. Самозарождение происходит и в настоящее время. Оно не прекращалось никогда. Об этом свидетельствуют многие факты, например, якобы неожиданные открытия новых вирусов, бактерий, организмов и даже новых видов животных. Но ведь именно с таких соединений и начиналась жизнь. Но в те далёкие времена конкуренция среди живых существ была значительно меньшая. И у вновь появляющихся существ была большая вероятность выживания, нежели в последующие времена, а особенно сейчас, когда против них ополчается вся огромная масса уже существующих живых организмов и самый разумный из них – это человек.

Впрочем, не исключена и такая возможность, что вновь появившиеся организмы окажутся настолько сильны, что уничтожат существующую жизнь и начнут свою эволюционную цепь вплоть до появления разумных существ. Какими они будут – это уже вопрос вероятности и особенности биологической эволюции. Но на этом процесс самозарождения также не закончится. И вновь может образоваться очередная эволюционная цепь вплоть до появления разумных существ. И так далее по программе. Где же здесь Высшая креативная сила, то есть то, что мы назвали бы Богом. А может это и есть сам Бог? Не об этом ли писали и думали в недалёком прошлом мыслители и учёные, приходя к идее всемирного божества?

Однако приверженцы теории креационизма пытаются доказать обратное. Какие они приводят доводы, смотрите сами. Привожу один из попавшийся мне на глаза пример их мышления.

Цитируемый текст свидетельствует о незнании его авторами основных законов диалектики, а именно закона перехода количества в качество. Мы эту диалектику изучали в контексте марксистко-ленинской диалектики. При всей неоднозначности марксизма-ленинизма, законы диалектики, открытые ещё древними греками, а может быть и ещё ранее, никто пока не отменял. Основополагающий закон диалектики перехода количества в качество означает, что количественное накопление, дойдя до определённого предела, переходит в иное качественное состояние, уже не подчиняющееся прежним вероятностным законам накопления и развития. Из приведённого фрагмента видно, что автор для опровержения теории эволюции и возможности случайного соединения элементов, взял за основу своих доказательств уже вполне сформировавшуюся клетку живого организма, перепрыгнув сразу множество промежуточных стадий развития!

Чтобы такой сложной живой клетке появится, ей необходимо было пройти вероятностную стадию физико-химических процессов, стадию появления и закрепления основных признаков, стадию возникновения биологических процессов взамен вероятностных и т.д. и т.д. Эволюционный процесс развития природы происходит вовсе не так равномерно, как представляют себе это сторонники креатива, а скачкообразно, когда процесс количественного накопления элементарных единиц создаёт новое качественное соединение, которое не на все сто процентов подчиняется вероятностным процессам. Вероятностный физико-химический процесс природы переходит в стадию целенаправленного развития, подчиняющегося уже биологическим, скачкообразным законам сохранения достигнутых результатов и их улучшения.

Такие креативисты для опровержения теории эволюции могли бы сразу взять, к примеру, человека, состоящего из 10 в n – ной степени молекул и ещё в более чем 10 в (n+к) – ной степени атомов да посчитать вероятность его появления целиком и полностью. Да всей жизни всей бесконечной вселенной не хватит, чтобы сотворить такое. И только вероятность да природа (биология) могут осуществить такое. Что и произошло на Земле и ещё на сотнях миллионах планет, где существуют благоприятные для этого условия. Но это уже другие процессы и другие вероятности.

Апрель – май 2009 – февраль 2013 г.   

Вениамин Маркуц 

 

К сведению: цитаты из Корана:

Сура 4 стих 169 (171) – О обладатели писания! Не излишействуйте к вашей религии и не говорите против Аллаха ничего, кроме истины. Ведь Мессия, Иса, сын Мирйам, - только посланник Аллаха и не говорите три! Поистине, Аллах – только единый Бог. Достохвальнее Он того, чтобы у Него был ребёнок.

Сура 5 стих19 (17) – Не веруют те, которые говорят, что Аллах – это Мессия, сын Марйам.

Сура 5 стих48 (44) – Мы низвели Тору, в которой руководство и свет; судят по ней пророки тех, кто исповедует иудейство.

Сура 5 стих 49 (45) – И предписали Мы им в ней, что душа - за душу, и око - за око, и нос – за нос, и ухо – за ухо, и зуб – за зуб, и раны – отмщение.

Сура 5 стих 50 (46) – И отправили Мы по следам их Йсу, сына Мирйам, с подтверждением истинности того, что ниспослано до него в Торе, и даровали Мы ему Евангелие, в котором руководство и свет, и с подтверждением истинности того, что ниспослано до него в Торе.

Сура 5 стих 76 (72). Не веровали те, которые говорили: "Ведь Аллах – Мессия, сын Мирйам ". А Мессия сказал: "О, сыны Исрайла! Поклоняйтесь Аллаху, Господу моему и Господу вашему!" Ведь, кто придаёт Аллаху сотоварищей, тому Аллах запретил рай.

Сура 5 стих 77 (73). Не веровали те. Которые говорили: "Ведь Аллах – третий из трёх", - тогда как нет никакого божества, кроме единого Бога.

Сура 5 стих 79 (75). Мессия, сын Мирйам, - только посланник, прошли уже до него посланники, а мать его – праведница.

Сура 5 стих 99 (99). На обязанности посланника – только сообщение. Креативность Бога:

Сура 6 стих 59 (59). Он знает, что на суше и на море; лист падает только с Его ведома.

Сура 6 стих 72 (73). Он – тот, кто сотворил небеса и землю. В тот день, когда Он скажет: "Будь" – и оно бывает.

Сура 6 стих .100 (100). И устроили они Аллаху сотоварищей из джиннов, в то время как Он их создал, и бессмысленно приписывать Ему сынов и дочерей.

Сура 6 стих101 (101). Создатель внове небес и земли! Как будет у Него ребёнок, раз не было у Него подруги.

Сура 7 стих 52 (54). Поистине, Господь ваш – Аллах, который создал небеса и землю в шесть дней, а потом утвердился на троне. Ему принадлежит и создание и власть.

Сура 7 стих 190 (190). И когда Он даровал им праведного, они устроили для Него сотоварищей. Превыше Аллах того, что они придают Ему в сотоварищи!

Сура 7 стих 191 (191). Неужели они придают Ему в сотоварищи то, что ничего не творит.

Сура 9 стих 31 (31). Они взяли своих книжников и монахов за господ себе, помимо Аллаха, и Мессию, сына Мирйам. А им было повелено поклоняться только единому Богу, помимо которого нет божества. Хвала ему, превыше Он того, Что они придают Ему в соучастники!

Сура 10 стих 16 (15). А когда им читаются Наши знамения ясно изложенными, те говорят: "Принеси нам Коран другой, чем это, или замени его!" Скажи: "Не быть тому, что я заменю его по своей воле. Я следую только за тем, что открывается мне. Я боюсь, если ослушаюсь Господа моего".

Сура 10 стих 17 (16). Скажи: "Если бы Аллах пожелал, я не читал бы его вам, и Он не дал бы вам знания о нём. Я ведь целую жизнь провёл среди вас до этого".

Сура 10 стих 48 (47). К каждому народу – свой посланник; и когда придёт их посланник, то будет между ними решено по справедливости, и они не будут обижены.

Сура 10 стих 62 (61). Не укроется от Господа твоего вес пылинки ни на земле, ни в небе, и ни то, что меньше этого, и ни то, что больше. Сура 16 стих 38 (36). Мы отправили к каждому народу посланника: "Поклоняйтесь Аллаху и сторонитесь язычества".

Сура 16 стих 53 (51). И сказал Аллах: "Не берите двух богов; ведь Бог - только один!"

Сура 16 стих 23 (22). Не делайте с Аллахом другого божества.

Сура 17 стих 37 (35). И будьте верны в мере, когда отмериваете, и взвешивайте правильными весами.

Сура 19 стих 91 (88). И говорят они: "Взял себе милосердный сына". (89). Вы совершили вещь гнусную.

Сура 19 стих 92, 93 (90,91,92). Небеса готовы распасться от этого, и земля разверзнуться, и горы пасть прахом от того, что они приписали Милосердному сына. Не подобает Милосердному брать Себе сына.

Сура 23 стих 93 (91). Аллах не брал Себе никакого сына, и не было с Ним никакого божества. Иначе каждый бог унёс бы то, что он сотворил, и одни из них возвысились бы над другими.

Сура 25 стих 22 (20). И до тебя Мы не посылали посланников, которые бы не ели пищи и не ходили по рынкам.

Сура 28 стих 88 (88). И не призывай вместе с Аллахом другого бога. Нет божества, кроме Него! Всякая вещь гибнет, кроме Его лика.

Сура 40 стих 67 (65). Он – живой, нет божества, кроме Него! Сура 57 стих 3 (3). Он - первый и последний, явный и тайный, и Он всякой вещи знающ.

Сура 57 стих 4 (4). Он тот, кто сотворил небеса и землю в шесть дней. Он с вами, где бы вы ни были. Аллах видит то, что вы делаете!

Сура 57 стих 26 (26). Мы уже посылали Нуха (Ноя) и Ибрахима и в потомстве их установили пророчество и писание. И среди них есть идущий прямым путём, но много из них распутных.

Сура 57 стих 27 (27). Потом Мы отправили по следам их Наших посланников и отправили вслед Йсу (Иисуса), сына Мирйам, и даровали ему Евангелие, и вложили в сердца тех, которые последовали за ним, кротость и милосердие, а монашество они изобрели; Мы им его не предписывали.

Сура 112 стих 1 - 4 (1 - 4). Скажи: "Он - Аллах – един, Аллах вечный; не родил и не был рождён, и не был Ему равным ни один!"

V = 4π [ 3 × (6371 × 109)2 × 109 + 3 × (109)2 × (6371 × 109) + 109 ] / 3 (мк3). V = 1036(мм3). V * 1017 = 1036 * 1017 = 1053 V = 4π [ 3 × (6371 × 106)2 × 106 + 3 × (106)2 × (6371 × 106) + 106 ] / 3 (мм3). V = 1026(мм3). V * 1017 = 1026 * 1017 = 1043 V = 4π [ 3 × (6371 × 103)2 × 103 + 3 × (103)2 × (6371 × 103) + 103 ] / 3 (см3). V = 1017(см3). V * 1017 = 1017 * 1017 = 1034 Другой аргумент теологов: "не сохранилось никаких промежуточных элементов самозарождения". Не совсем так. Кое-какие древнейшие остатки организмов всё-таки сохранились. Их до сих пор находят в самых древнейших слоях земли, датируемые 2-3 миллиарда лет тому назад. Многие другие, конечно же, не сохранились, ввиду давности лет. Другие же древнейшие также не сохранились, ибо они оказались неустойчивыми формами. От Бога до Иисуса – 76 поколений, то есть ≈ 1500 лет. От Авраама до Иисуса – 42 поколения, то есть ≈ 1000 лет. Многие ли из нас помнят хотя бы 5 – 6 поколений?