Рейс Париж — Каир: трагедия во мраке

На модерации Отложенный NovayaGazeta.ru


<small>21-05-2016 22:08:00</small>

Рейс Париж — Каир: трагедия во мраке

О ночной авиакатастрофе рейса MS804 известно несколько важных деталей, но все они могут оказаться ложными

Ночью 19 мая у греческих островов, залетев в египетское воздушное пространство, рухнул самолет Airbus A320 авиакомпании EgyptAir, совершавший рейс MS804 Париж — Каир. К вечеру субботы 21 мая известно несколько важных деталей, которые позволяют выдвинуть версию теракта, но не исключают других версий. В парижских аэропортах ведутся усиленные проверки.

Ночью 19 мая у греческих островов, залетев в египетское воздушное пространство, рухнул самолет Airbus A320 авиакомпании EgyptAir, совершавший рейс MS804 Париж — Каир. К вечеру субботы 21 мая известно несколько важных деталей, которые позволяют выдвинуть версию теракта, но не исключают других версий. В парижских аэропортах ведутся усиленные проверки.


Фото: EastNews

Версия 1. Эритрея, Египет, Тунис

Самолет, прежде чем прилететь в Париж и подняться из аэропорта «Руасси — Шарль де Голль» в последний путь по направлению в Каир, совершил 18 мая четыре вылета. Сначала он вернулся из Асмэры (Эритрея) в Каир, затем совершил рейс из Каира в Тунис и обратно.

«Во время таких блицостановок не бывает полного осмотра самолета», — рассказывает французскому изданию «20 minute» консультант по авиационной безопасности Юбер Арну. «Условия безопасности в парижском аэропорту «Руасси» очень строгие,  — говорит Бертран Вильмер, эксперт по аэронавтике при апелляционном суде Парижа. — Но так ли обстоит дело в других аэропортах — в Асмэре или в Каире?»

Тем более что все мы помним трагедию 31.10.2015, когда террорист, имевший доступ на взлетную полосу аэропорта Шарм-эль-Шейха, сумел занести бомбу на борт российского самолета, летевшего в Петербург.

В то же время, как утверждают эксперты, все самолеты, прилетающие в европейские аэропорты из страны, не входящей в ЕС, обязательно подвергаются полному досмотру. В аэропорту «Руасси» этот A320 приземлился в 21.55, а уже в 23.19 оторвался от парижской земли. То есть побыл в парижском аэропорту чуть больше часа.

«Я сомневаюсь, что взрывчатку (если она была) заложили в Эритрее или в Тунисе» (чтобы через несколько часов взорвать над египетскими островами),  — говорит в интервью радио RFI Ян Кошеннек, журналист, пишущий об авиации. Версию о предварительной закладке бомбы с часовым механизмом следует отвергнуть хотя бы по той причине, что она «невыгодна для террористов», говорит Кошеннек: графики движения самолетов часто сдвигаются, и поэтому есть вероятность, что самолет взорвется, когда в нем никого не будет. «Взрывчатку могли заложить только в Париже»,  — уверен журналист. Эту же версию поддерживает утверждение о том, что любой «посторонний» самолет, прилетающий в европейский аэропорт, тщательно проверяется.

Впрочем, если он не был тщательно проверен — это тоже упущение сотрудников «Руасси».

 

Версия 2. Париж

Сразу же после известия о катастрофе, в четверг 19 мая, начались проверки в парижских аэропортах. Работают спецслужбы, жандармерия на авиационном транспорте (GTA), пограничная полиция (PAF), прокуратура Парижа… Допрашивают всех сотрудников аэропорта, которые занимались регистрацией и проверкой пассажиров этого рейса, контролем и загрузкой багажа, а также проверкой, заправкой и уборкой самолета перед вылетом. В конце декабря, вскоре после страшной волны парижских терактов, директор управляющей парижскими аэропортами компании Aéroports de Paris Огюстен де Романе утверждал, что с начала 2015 года «красные бейджи», дающие сотрудникам право доступа на «закрытые» территории аэропортов, отобрали у «600 с лишним сотрудников», большинство из которых были «уличены» или «заподозрены» в «радикализации». Сообщалось, что бейджи отнимали, даже если становилось известно, что сотрудник просто отказывался подавать руку женщинам или получать от них указания. Но даже если предположить, что такая жесткая и слепая «зачистка» была очень эффективной, нельзя забывать, что в аэропорту «Руасси» красные бейджи имеют больше 85 тысяч человек. И хотя, как утверждает дирекция парижских аэропортов, все пропуска ежедневно проверяются сотрудниками службы безопасности, никто не может исключить возможность совершения теракта опытным сотрудником «вне подозрений».

Что касается людей, летевших в самолете, то «источники, близкие к расследованию», рассказывали в пятницу газете Figaro, что «ни один пассажир и ни один член экипажа» не был объектом французского «досье S» (куда заносят разного рода радикалов) и не числился в других базах розыска.

 

Версия 3. Технические неполадки/ошибки экипажа

Самолет оторвался от взлетной полосы «Руасси» в 23.19, пишет Monde, и должен был прибыть в Каир в 3.15. В 1.50, пролетая над островом Кеа, экипаж штатно связывался с греческим диспетчером. В 2.26 самолет выходил из греческого воздушного пространства, и диспетчер снова связался с экипажем, как и положено по регламенту, но ответа не последовало (хотя самолет оставался на высоте 37 000 футов  — примерно 11,2 км). В 2.29 самолет не ответил на запрос египетского диспетчера. В 2.37, как утверждал потом министр обороны Греции, самолет сделал «два резких виража: на 90 градусов влево, а потом — на 360 вправо» и начал падение с высоты 22 000 футов. В 2.39 радары теряют контакт с самолетом.

Погода была хорошая. Самолет налетал 48 тысяч часов, что относительно немного. Экипаж опытный. Пилот имел стаж 6275 часов (из них свыше двух тысяч на этом самолете), его напарница (второй пилот) — 2766 часов.

К тому же, как утверждают все опрошенные эксперты, самолет слишком быстро исчез с радаров, чтобы можно было считать техническую версию достаточно прочной. Ну и пилоты ни на что не жаловались.

«Более вероятной» назвал версию теракта и египетский министр гражданской авиации. Расследование с египетской стороны возглавил Айман эль-Мокаддем, в чьем ведении находится и дело о теракте на борту рейса Шарм-эль-Шейх — Санкт-Петербург.

 

Версия 4. Нападение в воздухе

Как уверяет «близкий к расследованию» источник Agence France Presse, «версия теракта не исключается», но «скорее самолет мог рухнуть в результате действий людей», а не бомбы.

Среди 66 людей, летевших на борту, было три агента безопасности. Могли ли они гарантировать сохранность экипажа в случае нападения террористов в воздухе, сказать сейчас невозможно. Но можно вспомнить, что меньше двух месяцев назад, 29 марта, гражданин Египта Саиф эль-Дин Мустафа захватил самолет EgyptAir, выполнявший рейс из Александрии в Каир, и, угрожая взорвать муляж «пояса смертника», «посадил» самолет в Ларнаке. Потом выяснилось, что Саиф эль-Дин Мустафа — всего лишь нездоровый гражданин. Так что сомнения по поводу эффективности службы безопасности авиакомпании EgyptAir при борьбе с агрессорами в воздухе тоже не могли не возникнуть. В субботу французское Бюро по расследованию и анализу безопасности гражданской авиации (BEA) заявило, что незадолго до падения в районе кабины и расположенных рядом с ней туалетов сработал детектор дыма. Сообщение о задымлении передала ACARS  — система связи, применяемая для передачи коротких сообщений между летательным аппаратом и наземными станциями.

На следующий день в море, в 290 км от Александрии, нашли первые обломки самолета, но среди них не было «черных ящиков». Поиски продолжаются при участии авиации и ВМФ Франции, Египта, США и Греции.

Министр иностранных дел Франции Жан-Марк Эро, который в субботу утром встречался в Париже с родственниками жертв катастрофы, заявил, что пока власти не имеют «абсолютно никаких свидетельств», указывающих на причину трагедии, и что «нельзя исключать ни одну из них».

Мировые СМИ ссылаются на Instagram 27-летней стюардессы этого рейса Самар Эзз Элдин. На фото женщина стоит в униформе почти по колено в воде, а на заднем плане — упавший в воду самолет. Странный «пророческий» юмор стюардессы или хакер-атака террористов? — ломают голову мировые СМИ.

Если это теракт, страшнее всего предположить версию номер 2.

Конечно, префект полиции, отвечающий за безопасность в парижском аэропорту «Руасси», рассказал газете Croix о том, что она «и так была на 100% уровне», и повысить ее просто невозможно.

В парижских аэропортах уже и так работают 6500 агентов безопасности, 250 пунктов контроля пассажиров и 150 машин, определяющих взрывчатку, говорят авиационные власти. Весь багаж проходит тройную систему проверки.

Но если что-то произошло в одном из крупнейших аэропортов Европы в дни, когда страна восьмой месяц живет в состоянии ЧП, которое не снимается ради обеспечения безопасности…

Тогда мы наверняка услышим, что меры контроля будут еще больше усилены, штат аэропорта увеличен и новая партия «радикальных» сотрудников лишится «красных бейджей» для входа в особо охраняемые зоны аэропорта.

P.S. На борту было 40 египтян, 15 французов, двое иракцев, гражданин Великобритании и Австралии, а также по одному гражданину из Бельгии, Кувейта, Саудовской Аравии, Судана, Чада, Алжира, Канады и Португалии. Среди них — трое детей. «Новая газета» выражает соболезнования всем, кто потерял своих близких.

Автор:Юрий Сафронов

 

Постоянный адрес страницы: http://www.novayagazeta.ru/politics/73172.html