ПАТЕНТ НА РАБСКИЙ ТРУД

Патент на рабский труд. Власти обещают «прикрепить» гастарбайтеров к земле

Власти обещают «прикрепить» гастарбайтеров к земле

Представители власти продолжают удивлять общество новыми инициативами на тему трудовых мигрантов в России. В интервью «Известиям» министр регионального развития Слюняев предложил привязать действие патента, выдаваемого физическому лицу на привлечение иностранных работников, к конкретному региону. Как считают эксперты, подобными мерами вряд ли удастся решить задачу гармонизации межнациональных отношений.

Постоянно возникающие в разных городах страны народные волнения, вызванные преступлениями приезжих, заставляют руководителей разного уровня выступать с всё новыми и новыми идеями, как упорядочить ситуацию с мигрантами. Для многих очевидно, что именно в неконтролируемом потоке иностранцев в Россию кроются проблемы и роста преступности, и удешевления рабочей силы. Но иначе как популистскими высказывания чиновников назвать нельзя. Сокращение квот, увеличение штрафов, введение обязанности для мигрантов оплачивать медстраховку не меняют ситуацию. Ведь экономическая основа привлечения труда мигрантов остается: за россиянина в фонд страхования, на будущую пенсию и медицинский полис платит работодатель, а мигрант должен все социальные расходы оплачивать сам. Почему-то изменение этих норм на ум правительству не приходит.

Точно так же руководство страны всячески отмахивается от давно витающей в воздухе идеи введения виз для граждан среднеазиастких республик. Мол, будут загранпаспорта, новые справки, но въезд в Россию останется открытым. Пусть и так незавидная участь мигрантов станет еще хуже, а проблемы, связанные с ними увеличатся, но без иностранных работников нам никак не обойтись.

Недавно премьер-министр в общении с журналистами сказал, что материальный уровень россиян вырос настолько, что они не пойдут мести дворы ни за какие деньги. Многим очевидно, что это не так: при нормальном отношении наши граждане готовы выполнять любую работу. Получается, что привлечение мигрантов выгодно только работодателям. Получается, что ради интересов бизнесменов власть готова терпеть даже народные волнения. А для отвода глаз высказывать различные идеи, которые не изменят ситуации.

В похожем русле лежит и высказывание Слюняева. «Физические лица имеют право приглашать иностранных работников для работы в Российской Федерации на основе патента, но этот патент не имеет географической привязки — ценза оседлости. Его можно получить, например, в Северной Осетии, а потом оказаться на Дальнем Востоке, там и работать. Патент необходимо привязать к конкретному региону. Получен патент для работы в Московской области — значит, имеешь право работать именно на данной территории», – заявил министр.

Как говорит председатель Профсоюза трудящихся мигрантов Ренат Каримов, ничего нового Слюняев не сказал:

– Разрешения на работу и сегодня выдаются с жесткой привязкой к региону. Если в нем написано, что человек должен работать в Северной Осетии, то с таким документом мигрант не сможет поехать работать на Дальний Восток или в Москву. А с патентом, выданным в Москве, нельзя работать в Подмосковье. Просто не всегда чиновники знают, какие инициативы выдвигают. Это часто происходит, когда что-то предлагают, а это уже записано в законе.

Надо иметь в виду, что весь 2013 г прошел под знаменем инициатив, ухудшающих положение мигрантов. Ни одного закона, который бы хоть чуть-чуть ослабил петлю вокруг шеи мигранта, не было принято.

Это объясняется просто. Миграция – это удобная тема, с помощью которой можно уйти от темы ответственности власти за свои социальные обязательства.

Нам представляют, что миграция – это некое стихийное бедствие. Мол, мигранты еду и едут к нам, и ничего с этим нельзя поделать. Получается, что Кремль перед лицом этой угрозы сидит в одной лодке с народом.

Дескать, нас пытаются чуть ли не завоевать, так давайте действовать сообща. Поэтому и высказываются различные инициативы.

 – Вы не ожидаете улучшений в сфере трудовой миграции?

– Сейчас в своем послании Федеральному Собранию президент сказал, что было бы правильно распространить действие патента и на юридические лица. Смысл предложения в том, что сегодня работать на юрлица мигранты могут только в соответствии с квотами, а физлица могут привлекать мигрантов в любом количестве по патентам.

Сейчас в стране 11 миллионов мигрантов, а работать легально могут только 1 млн. 745 тыс. Если дадут оформлять патенты юрлицам, то мигранты смогут легализоваться. Но это равносильно снятию любых ограничений для труда мигрантов. Это тоже не правильно.

 – Получается, что власть говорит о необходимости сокращения числа мигрантов, но выдвигает инициативы по привлечению новых.

– Все кто хотел приехать, уже приехали. Если идею с патентами реализуют, то вырастет число легальных мигрантов.

Но проблема в другом. Русский народ тревожит не нелегальная миграция, а мигранты сами по себе. Потому что они другого цвета кожи, другого исповедания, другой культуры, не знают русский язык. Да, с легализацией придут в бюджет новые поступления от налогов. Но на проблеме межнациональных отношений это скажется не сильно.

 – Нет ли ощущения, что власть способствует приезду мигрантов?

– Власти, конечно, выгодны мигранты. Причем нелегальные. Это бесправные люди, которые не могут отстоять свои права ни с помощью профсоюзов, ни в судах. Такие люди выгодны и власти, и работодателям, и полиции.

Кроме того, мигранты – это социальный таран, которым можно пробить брешь в стене социальной защиты коренных жителей.

Политолог Константин Крылов полагает, что массовый завоз мигрантов в Россию стал чуть ли не главным проектом власти:

– В принципе, инициатива Слюняева не лишена разумности, но в ее эффективности я сомневаюсь. Всё это похоже на «мертвому припарки». На ситуацию с мигрантами это не повлияет: они спокойно преодолевают все барьеры. Принципиального ужесточения законодательства не намечается.

Плохо то, что инициатива Слюняева ложится в общий негативный тренд закрепления людей на территории. Под прикрытием борьбы со сдающими мигрантам жилье под санкции попадают жители российской провинции. А это уже затрагивает интересы самых что ни на есть коренных жителей России.

Так вот законопослушных людей прикрепят к территории, а мигранты продолжат жить, как жили. Жители деревень приезжают в Москву учиться и потом хотят остаться в столице, но им не дадут спокойно жить и работать. И вот эти ограничения на россиян вызывают опасения.

 – Экономически мигранты выгодны только работодателям. Неужели бизнесмены настолько могущественны, что государство готово даже мириться с постоянно возникающими в разных городах народными волнениями?

– Власть привлекает мигрантов, чтобы заместить коренных жителей. Работодателями власть вертит как хочет. Они ходят «по струнке», по указу сверху передают кому надо свой бизнес и ничего не смеют возразить. Только в вопросе мигрантов бизнесмены оказываются всесильными чудовищами, с которыми никак нельзя справиться. Это всё сказки. Мы все прекрасно понимаем, что как не было бы выгодно предпринимателям нанимать мигрантов, их не было бы в стране ни одного, если бы государство этого захотело. Но власти необходимо, чтобы мигранты были. Они – будущие граждане, которые, в отличие от русских, будут молчать, платить налоги и голосовать как нужно.

Все пляски вокруг мигрантской темы носят политический характер, а экономика – вторична. Хотя материальная сторона дела служит прикрытием. Нам постоянно говорят: «Мигрантский труд так выгоден, так выгоден, что мы ничего не можем поделать с капиталистами, которые рабочую силу мигрантов используют». Но мигранты нужны, прежде всего, власть имущим.

Источник: http://svpressa.ru/politic/article/79234/

36
967
26