Мир смерти как норма жизни.

Уже больше недели Евразийский континент страдает от аномальных снегопадов. Начавшись в центре Европы снежные бури плавно переместились на восток, засыпав Украину, Северо-Запад, центр, а теперь и восток России. В Европе непогода помешала планам российских футболистов. Наша сборная должна была сыграть в Белфасте с Северной Ирландией, но из-за снегопада встреча была перенесена. Это не самая страшная трагедия. Было и пострашней.

«Сильный снегопад и мощный паводок спровоцировали чрезвычайные ситуации в Киеве… Шесть сбоев электроснабжения произошло в Подмосковье из-за снегопадов… Под снегопад попали Урал и Сибирь… На дублёре Сибирского тракта из-за снегопада в аварию попали сразу десять автомобилей… Движение пассажирских автобусов ограничено на трассе Хабаровск — Биробиджан в связи со снегопадом и ухудшением видимости...» — такими заголовками пестрят нынче страницы газет. То же самое мы слышим по радио и видим на экранах телевизоров. И невольно начинаешь задаваться вопросом, а что, собственно, происходит?

Есть, разумеется, соблазн согласиться с апокалиптическими предсказаниями астрологов и прочих псевдоучёных шарлатанов, неоднократно предупреждавших о наступлении конца света. Но, увы, экологи утверждают иное. Их прогнозы более прозаичны, но от этого не менее пессимистичны.

Мощные снегопады, накрывшие чуть не половину Северного полушария, говорят экологи, являются проявлением глобальных климатических изменений. И к этому надо привыкать — в ближайшее время изменений к лучшему не ожидается.

Об этом рассказал научный советник британского правительства профессор Джон Бэддингтон. Он увязывает аномально мощные снегопады, в марте этого года накрывающие города нашего полушария, с жестокой засухой прошлого лета. И это — не единичное явление. Погода, которую пока ещё называют аномальной, теперь будет наблюдаться все чаще: снегопады, ливни, штормы, ураганы, экстремальная жара станут нашими естественными и постоянными спутниками. Поскольку, по мнению экспертов, количество энергии, накопленной в атмосфере и океанах, растёт. Поэтому интенсивные погодные процессы высвобождения этой энергии будут случаться чаще, возрастет и их сила.

Погодные аномалии характерны последние годы и для многих районов земного шара, особенно, для нашего северного полушария. Снежные заносы сейчас парализовали дороги США, Канаде и Японии. За столетие средняя температура земной поверхности выросла примерно на градус. При этом уровень потепления над земной поверхностью в несколько раз больше, чем над уровнем моря. И это, разумеется, повлекло гигантский рост тепловой энергии на всей Земле. Вероятность изнуряюще жаркого лета в отдельных частях планеты выросла в пять раз. А поскольку температура по земной поверхности распределена неравномерно, возникает реальная угроза проявления крайних погодных аномалий в виде засух, снегопадов, наводнений, сильных морозов.

Стоит только вспомнить прошлый год: Европа и Россия пережили опустошающую засуху. На США обрушился один из самых сильных ураганов за последние сто лет — «Сэнди», а в Филиппины пережили супертайфун «Бофа», который сформировался довольно нетипично для него, близ экватора. Япония пережила разрушительное цунами, не менее сильное, чем предыдущее — 2011 года…

Вряд ли в скором будущем нас ожидает климат, подобный тому, который описан в незабываемом шедевре Гарри Гаррисона «Мир смерти». До Пирра нам ещё далеко, но изменения, наблюдаемые в атмосфере — на ледяных шапках, над океанами, в ледниках — указывают на то, что процесс уже пошёл.

Анализ снимков из космоса приводит к выводам о стремительном сокращении площади арктических льдов и ледяного щита Гренландии.

Потепление является своего рода ответной реакцией природы на выбросы парникового газа в прошедшие годы.

Появление парниковых газов неизбежно, особенно, в технократической цивилизации, каковой являет себя земная. Как бы стремительно не двигался прогресс, больше половины человечества пока ещё живёт в эпохе угля и стали. Однако неконтролируемый рост концентрации в атмосфере парниковых газов ведёт, как теперь очевидно, к изменению климата.

Направления политики и действия по сокращению выбросов парниковых газов, определенны в так называемом Киотском протоколе 1997 года. Они включают в себя мероприятия по ограничению и сокращению выбросов парниковых газов, поощрение исследовательских работ, разработку и внедрение новых и возобновляемых видов энергии, инновационных экологически безопасных технологий. Однако носят общий и необязательный характер. Даже страны, подписавшие Протокол — а их не так много — отнюдь не всегда соблюдают его. Как, например, Россия.

Основной источник выбросов парниковых газов в России — энергетический сектор, на который приходится более трети всех выбросов, второе место — любимое дитя путинского правления — добыча угля, нефти и газа (16%). И то и другое — основа нашей экстенсивной экономики. В настоящее время общие выбросы в атмосферу парниковых газов составляют в России около 2 млрд тонн. И уже ведутся разговоры о выходе из Киотского протокола, если его требования будут мешать развитию нефтегазовой отрасли.

При этом многие, в том числе и экологи, полагают, что в борьбе с изменениями климата главная роль принадлежит государственной власти. Будто бы она обязана придерживаться международных обязательств по сокращению выбросов, сокращать потребление энергии и увеличивать энергоэффективность, направлять средства и усилия на борьбу с парниковым эффектом.

Конечно, некоторый смысл в таком уповании есть. Однако возлагать на государство надежды на избавление от вселенского катаклизма, по меньшей мере, непрактично. Ни один чиновник не заинтересован в возложении на себя дополнительных обязанностей (без дополнительных вливаний). Следовательно, в лучшем случае, появится дополнительное министерство или ведомство, которое будет надзирать за исполнением предписаний. То есть — ещё одно коррупционное звено в и так уже длинной цепочке взяткополучателей.

Гораздо мобильней и эффективней работает гражданское общество — группа единомышленников, ответственных и активных людей, вполне осознающих опасность и прилагающих неформальные усилия для борьбы с ней. Именно гражданское общество заставляет двигаться неповоротливую бюрократическую машину, пресекает коррупцию чиновников и добивается реальных результатов. Это правило действует повсеместно — в Крымске, во время борьбе с последствиями наводнения, в Петербурге, во время защиты от уничтожения парка Александрино, в Москве во время акций протеста против вырубки Химкинского леса.

Каждый из нас — часть нашей планеты, и каждый несёт ответственность за её будущее. Но поодиночке мы превращаемся в донкихотов, сражающихся с ветряными мельницами. Такое было под силу разве что Язону динАльту, да и то пришлось сколачивать бригаду. Зато, объединёнными усилиями можно добиться многого. Будущее планеты в наших руках, от того, сможем ли мы объединиться, зависит, каким оно будет. На Пирре тоже можно жить, но только объединившись.

Источник: http://solidarizm.ru/txt/mirsm.shtml

13
739
11