Foreign Policy о любимце Путина - Кадырове

На модерации Отложенный

Представляем вам перевод свежей (вышла буквально вчера, первого апреля) статьи из американского журнала Foreign Policy, посвященной одному из главных любимцев президента Путина - господину Кадырову.

Чеченский главарь
Президент Чечни обретает власть в России. Его бандиты игнорируют даже ФСБ.

Президент Чечни, Рамзан Кадыров, по уровню власти и авторитета в российской южной республике не имеет себе равных. Его жизнь защищает многотысячная личная армия из вооруженных накачанных "кадыровцев". В основном это бывшие боевики, которые перешли на сторону государства в непрекращающейся войне между исламистскими группировками, и в прошлом многие из них сражались во время сепаратистской войны против российской армии. Русские узнают боевиков по чёрной форме или надписи "Чечня" на спине футболок. Но больше всего объединяет их одинаковое напряжённое выражение на бородатых лицах; их глаза говорят: "только попробуй".

Методы, практикуемые кадыровскими боевиками, зачастую жестоки. Они известны своей специализацией на семьях, похищая родственников, чтобы заставить исламистских повстанцев сдаться. Российские следователи, работающие в Чечне, любят повторять: "Если кто-то говорит вам, что в Грозном сложно работать, не верьте — здесь невозможно работать". Если ранее жестокие методы кадыровцев ограничивались Чечней, то теперь они начали проникать и в Москву. Даже в столице они действуют безнаказанно, нападая в открытую среди бела дня.

Мощнейшие из российских силовых ведомств, Федеральная Служба Безопасности (ФСБ — ранее известная, как КГБ) и Следственный Комитет, неохотно расследуют преступления, совершённые последователями Кадырова, принимая во внимание их значение в стабилизации уже однажды воспламенившейся Чечни. Из всех приглашённых только трое подавленных и пьющих офицеров ФСБ встретились с журналистом, занимающимся независимыми расследованиями, Сергеем Каневым, в кафе на задворках Москвы, чтобы рассказать о своей проблеме. По его словам: "Следователи угрожали устроить забастовку. Им хотелось уволиться после того, как подозреваемые в похищении и человеческих пытках члены охраны Кадырова были отпущены даже без судебного разбирательства. По их признанию, они чувствовали себя беспомощными и бессильными, "будто в душу кто наплевал".

До сего дня никто из представителей ФСБ не делился столь откровенно своими мыслями с журналистами "Новой газеты", одним из немногих независимых российских изданий, ненавидимым властями. Их имена держатся в тайне, так как теперь они — потенциальная мишень "бандитов в форме". Главный редактор "Новой газеты", Сергей Соколов, говорит, что предвидел подобную ситуацию: "Это случилось не за сегодня. Офицеры, назначаемые заниматься расследованием дел с участием чеченских властей, должны выбирать между своей профессиональной гордостью и профессиональным унижением".

Авторитет ФСБ в лице следователей игнорируется — огромная пощёчина мощнейшему силовому ведомству.

Все понимают, что преступления служб безопасности Кадырова в Чечне не преследуются по причине его близких отношений с российским президентом Владимиром Путиным. Кадыров даже не пытается скрыть их: "Пока Путин меня поддерживает, я могу сделать все, Аллах акбар!", сказал мне Кадыров, когда мы разговаривали с ним в его доме в Гудермесе.

Мрачные люди с "калашниковыми" охраняют вход в официальную резиденцию Кадырова в Гудермесе, а также дом его семьи в Центарое. Они обеспечивают безопасность на КПП и патрулируют улицы вдоль проспекта Путина, главной улицы в столице Чечни, Грозном. ГИБДД республики не останавливает машины с аббревиатурой КРА (Кадыров Рамзан Ахматович) на номерах. Это почтительное отношение распространяется и на помеченные "КРА" Порши и Лексусы, популярные среди кадыровцев, которые начинают появляться и на улицах Москвы. (Это часть того экстравагантного образа, который он создаёт вокруг себя, включая коллекцию автомобилей и частный зоопарк. Кадыров также известен тем, что для развлечений на свой день рождения привозит западных знаменитостей)

Российские власти выражают недовольство тем, что некогда безупречная путинская вертикаль власти, кажется, рассыпается, когда заходит речь о попытке разумного диалога с Кадыровым. Военным особенно горько при мысли о делах лейтенанта Евгения Худякова и лейтенанта Сергея Аракчеева, двух военнослужащих российской армии, получивших большие тюремные сроки за убийство мирных чеченцев в 2003 году. Военные убеждены, что Аракчеев невиновен, а суд принял предвзятое решение, дабы удовлетворить Кадырова. Юрий Крупнов, глава кремлёвского аналитического центра, написал открытое письмо к Кадырову, требуя у президента разобраться с "восстановлением глубочайшей несправедливости к Аракчееву, который стал символом положения дел на Северном Кавказе". Грозный хранит молчание по сей день.

Москва слабо или вообще не помогает обвиняемым сотрудникам правоохранительных ведомств. По крайней мере на данный момент Кремль считает, что конфронтация с существующим правящим режимом в Чечне является опасной и нежелательной, и попустительски относится к распространению за пределы Чечни кадыровского принципа ставить себя над законом. "Кремль считает методы борьбы Кадырова с повстанцами и руководство регионом эффективными, и вероятнее всего, продолжит практику наделения его и его людей широчайшими полномочиями" - считает директор московского отделения Международной кризисной группы Екатерина Сокирянская. "Эта ситуация не изменится, если только жажда перемен внутри российского общества не вырастет до предела".

Источник: http://www.foreignpolicy.com/articles/2013/04/01/the_chechen_boss