Пять главных российских мифов о НАТО

На модерации Отложенный

Миф 1: НАТО не заинтересована в реальном диалоге с Россией

Факт: Подход НАТО к России остается последовательным: сильное сдерживание в сочетании с политическим диалогом. Мы сожалеем о решении России приостановить работу своей дипломатической миссии при НАТО и Военной миссии связи НАТО в Москве, а также закрыть Информационное бюро НАТО в Москве. Эти шаги не содействуют диалогу и взаимопониманию.

Совет Россия–НАТО (СРН) является важным форумом для диалога и собирался десять раз с 2016 года. После неоднократных отказов России проводить очередное заседание СРН Генеральный секретарь назначил СРН на 12 января 2022 года для обсуждения вопросов, связанных с европейской безопасностью, особенно ситуации в Украине и вокруг нее, а также вопросов, связанных с военной деятельностью, взаимной транспарентностью и снижением рисков. Как сказал Генеральный секретарь, это «повестка дня для конструктивного диалога в интересах всех нас».

Все страны НАТО вновь заявили в декабре, что они по-прежнему открыты для диалога с Россией, но что такой диалог «должен вестись на основе взаимности, учитывать озабоченность НАТО в связи с действиями России, основываться на ключевых принципах и основополагающих документах европейской безопасности и проходить в консультации с европейскими партнерами НАТО».

 

Миф 2: НАТО игнорирует предложение о переносе военных учений от «линии соприкосновения» между силами НАТО и России

 

Факт:Между силами НАТО и России нет «линии соприкосновения», но есть международно признанные границы союзников по НАТО. Развертывания НАТО на территории союзников носят оборонительный характер,являются соразмерными и соответствуют нашим международным обязательствам.

Наше усиленное передовое присутствие в восточной части Североатлантического союза не имеют целью спровоцировать конфликт, его цель – предотвратить конфликт. Это ответ на применение Россией военной силы против своих соседей и наращивание ею военной мощи в Балтийском регионе и за его пределами.

В отличие от предложения России, мы видим, что агрессивные военные действия России продолжаются, включая значительное наращивание российских войск в Украине и вокруг нее в начале этого года.

Мы призываем Россию следовать существующим правилам о транспарентности, в том числе в отношении военных учений и построения сил. Мы также призываем Россию принять участие в процессе модернизации Венского документа в целях усиления мер проверки. Мы по-прежнему открыты для дальнейшего диалога по вопросам транспарентности и снижения рисков в формате Совете Россия–НАТО и по нашим военным каналам связи.

 

Миф 3: Украина не может вступить в НАТО

Факт: Страны НАТО приветствуют стремление Украины вступить в НАТО и поддерживают принятое на встрече в верхах в Бухаресте в 2008 году решение о том, что Украина станет членом Североатлантического союза.

Решения относительно членства в НАТО принимаются каждым отдельным кандидатом и 30 союзниками по НАТО. Россия не имеет права вмешиваться и не может наложить вето на такой процесс.

Мы отвергаем любую идею о сферах влияния в Европе – они являются частью истории и должны оставаться частью истории. Как и каждая страна, Украина имеет суверенное право выбирать свои собственные механизмы обеспечения безопасности. Это основополагающий принцип европейской безопасности, который Россия поддержала и который она должна соблюдать. И действительно, после окончания «холодной войны» Россия была привержена делу создания всеобъемлющей архитектуры европейской безопасности, в том числе посредством Парижской хартии, создания ОБСЕ, учреждения Совета евроатлантического партнерства и принятия Основополагающего акта Россия–НАТО.

 

Миф 4: НАТО отвергает предложения России по контролю над вооружениями

Факт: Предложение России о моратории на размещение ракет средней и меньшей дальности наземного базирования в Европе не заслуживает доверия. Оно игнорирует реальность на местах. А реальность такова, что в Европе нет новых американских ракет США, но в Европе есть новые российские ракеты – SSC-8.

Любые географические ограничения на развертывание российской ракеты SSC-8 не заслуживают доверия, поскольку ракетная система мобильна и может быть быстро перемещена. До тех пор, пока Россия на проверяемой основе не уничтожит систему SSC-8, этот мораторий не будет считаться реальным предложением.

НАТО взвешенно реагирует на значительные риски, создаваемые российской ракетой SSC-8, для обеспечения того, чтобы потенциал НАТО в области сдерживания и обороны оставался надежным и эффективным. НАТО не хочет новой гонки вооружений и не намерена размещать ядерное оружие наземного базирования в Европе. Союзники по-прежнему твердо привержены контролю над вооружениями, разоружению и нераспространению.

 

Миф 5: НАТО окружает и пытается сдерживать Россию

 

Факт: НАТО – оборонительный союз, цель которого заключается в защите наших государств-членов. Наши учения и военные развертывания не направлены против России или какой-либо другой страны.

Этот миф игнорирует географические факты. Протяженность сухопутной границы России чуть больше 20 000 километров. Из них 1215 километров (менее одной шестнадцатой) – граница с государствами-членами НАТО. Россия имеет сухопутные границы с 14 странами. Только пять из них являются государствами-членами НАТО.

За пределами территории стран НАТО Североатлантический союз поддерживает военное присутствие только в двух местах: в Косово и Ираке. Миротворческая миссия СДК осуществляется в соответствии с мандатом Организации Объединенных Наций, утвержденным Советом Безопасности, членом которого является Россия. Небоевая миссия НАТО в Ираке является ключевым вкладом в борьбу с международным терроризмом и осуществляется при полном уважении суверенитета и территориальной целостности Ирака и по просьбе иракского правительства. У России, напротив, имеются базы и военнослужащие в трех странах – Грузии, Молдове и Украине – без согласия на то правительств этих стран.