Новая Морская доктрина России

На модерации Отложенный

20 мая в Санкт-Петербурге в Адмиралтействе под руководством вице-премьера Юрия Борисова состоялось очередное заседание Морской коллегии при правительстве РФ, посвященное итогам морской деятельности страны за прошедший 2021 год.

В докладах и выступлениях членов коллегии звучала озабоченность и был отмечен ряд серьезных недостатков, создающих риски национальной безопасности.

Так, в отечественном судостроении все более остро ощущается нехватка комплектующих для строящихся и запланированных к постройке судов. Были подняты проблемы производства судовых дизельных установок на отечественных предприятиях и дефицита инженерных и рабочих кадров в судостроительной отрасли, который в настоящее время составляет более 10 тыс. человек.

В условиях западных санкций в составе морских судов, плавающих под государственным флагом России, стало остро не хватать газовозов и танкеров, способных обеспечить требуемые объемы поставок углеводородов зарубежным потребителям. Особую тревогу вызывает также старение и изношенность научно-исследовательских судов океанического типа. Были вскрыты и другие негативные тенденции в морских отраслях.

Дефицит квалифицированных кадров не позволяет промышленности в полной мере удовлетворять

потребности Военно-морского флота.

 

 

Значительное место коллегия уделила рассмотрению проекта новой редакции Морской доктрины РФ. Было отмечено, что главными целями корректировки действующей Морской доктрины, принятой в 2015 году, являлись учет изменений геополитических и военно-стратегических условий в мире и приведение структуры и содержания доктрины в соответствие с новыми концептуальными, нормативно-правовыми и иными документами РФ, принятыми после 2015 года.

Проект новой редакции Морской доктрины учитывает целевые ориентиры, определенные указом президента РФ от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации до 2030 года». Конкретизирует и развивает применительно к морской деятельности основные положения Стратегии национальной безопасности РФ (утверждена указом президента РФ от 2 июля 2021 года № 400); «Основ государственной политики РФ в области военно-морской деятельности на период до 2030 года» (утверждены указом президента РФ от 20 июля 2017 года № 327); «Основ государственной пограничной политики РФ (утверждены указом президента РФ от 25 апреля 2018 года № 174); «Основ государственной политики РФ в Арктике на период до 2035 года» (утверждены указом президента РФ от 5 марта 2020 года № 164) и ряд других документов стратегического планирования.

В выступлении членов коллегии подчеркивалось: главным отличительным признаком новой редакции Морской доктрины является то, что все приоритетные направления национальной морской политики направлены на обеспечение независимости и самодостаточности России в сфере морской деятельности.

Инновационными и наиболее важными положениями новой редакции Морской доктрины являются положения трех новых разделов:

– раздел II «Национальные интересы, риски, вызовы и угрозы национальной безопасности РФ в Мировом океане»;

– раздел VII «Мобилизационная подготовка и мобилизационная готовность в сфере морской деятельности»;

– раздел IX «Порядок использования инструментов государственной политики для защиты национальных интересов РФ в Мировом океане».

В разделе II впервые констатируется, что национальные интересы России как великой морской державы распространяются на весь Мировой океан. При этом к основным национальным интересам в Мировом океане отнесены:

– сохранение за РФ статуса великой морской державы, деятельность которой направлена на усиление национального влияния в условиях формирующегося полицентричного мира;

– развитие морского потенциала и укрепление обороноспособности РФ с океанских и морских направлений;

– свобода открытого моря, включая свободу судоходства, полетов, рыболовства, научных исследований, прокладывания подводных кабелей и трубопроводов, права на изучение и освоение минеральных ресурсов международного района морского дна;

– обеспечение гарантированного доступа РФ к глобальным транспортным коммуникациям в Мировом океане;

– развитие Арктической зоны РФ как стратегической ресурсной базы и ее рациональное использование;

– развитие Северного морского пути в качестве национальной транспортной коммуникации РФ, конкурентоспособной на мировом рынке.

Национальные интересы и их защита отнесены к высшим приоритетам нашего государства. Впервые районы (зоны) обеспечения национальных интересов РФ в Мировом океане разделены на жизненно важные, важные и другие.

Фактически это означает, что вслед за обозначением красных линий на сухопутных территориях мы впервые обозначаем красные линии на море. Там, где мы будем отстаивать интересы государства всеми имеющимися в его арсенале средствами, в том числе военными.

В документе впервые в качестве жизненно важного национального интереса России определен Северный морской путь. В геополитической ситуации, сложившейся из-за западных санкций, Северный морской путь как самая защищенная от внешнего военного воздействия национальная транспортная коммуникация станет важнейшим направлением, позволяющим осуществлять крупнейшие экономические проекты РФ и бесперебойную торговую связь со странами Азии. Стратегическую значимость этого положения подтверждает решение председателя правительства Михаила Мишустина, принятое 15 апреля 2022 года, о выделении дополнительно из бюджета 118 млрд руб. на строительство еще двух атомных ледоколов. Что позволит иметь в Арктической зоне группировку в составе девяти атомных ледоколов и осуществлять круглогодичную перевозку грузов по Северному морскому пути.

В разделе VII в полной мере учтены особенности и реалии обостряющейся геополитической и военно-стратегической обстановки в мире. В документе подчеркнута важность повышения военно-морского потенциала за счет своевременного ввода в состав ВМФ заранее подготовленных гражданских судов, обозначена необходимость своевременного отзыва российских морских судов, не позволяющая заблокировать или арестовывать их недружественными государствами. Отсутствие в настоящее время эффективных механизмов по реализации этого положения привело к задержанию и аресту на Западе некоторых наших судов.

В VII разделе определены необходимые направления деятельности по заблаговременному дооборудованию и вооружению гражданских судов, строительству судов двойного назначения, меры по материальному стимулированию и возмещению убытков, понесенных при выполнении мобилизационных мероприятий. А также другие проблемы, возникшие после разрушения советской системы мобилизационной подготовки и мобилизации в сфере морского транспорта.

В значительно дополненном разделе Морской доктрины «Основы государственного управления морской деятельностью РФ» отмечено, что реализация приоритетов развития морской деятельности требует усиления роли органов государственной власти и совершенствования системы государственного управления морской деятельностью. При этом указано, что модель государственного управления должна быть направлена на более активное участие всех звеньев государственного управления на повышение эффективности морской деятельности, достижение понятных общественно значимых социально-экономических результатов развития страны в условиях тотальной войны, которая объявлена России западным миром.

Морская коллегия подчеркнула важность и своевременность разработки новой редакции Морской доктрины и необходимость ее представления на утверждение президенту РФ. Принятие и реализация обновленной Морской доктрины будут способствовать повышению национальной безопасности, устойчивому социально-экономическому развитию страны и укреплению ее авторитета на международной арене.