Непоправимое счастье для российского бизнеса

На модерации Отложенный

25 марта прозвучало долгожданное обращение первого лица к нации. В условиях, когда мы в шаге от катастрофы, подобной той, что происходит в южной Европе, как говорил Ватсон, надо что-то делать. И речь не только об эпидемии, к которой страна попросту не готова. Речь о пропасти, перед которой стоит отечественная экономика и её наиболее уязвимая часть — средние и малое предпринимательство. Уже сейчас понятно, что в нынешнем кризисе выживут только корпорации, имеющие доступ к госфинансированию. Свободный же во всех смыслах бизнес готов приказать долго жить.

Да и счастье, которым одарили объединенный общей судьбой и тысячелетней историей многонациональный российский народ, представший перед эпидемией, оказалось не таким уж и прекрасным. Так называемая «нерабочая неделя» уже в первые дни привела к массовым сокращениям и нарушению трудовых прав, с которыми у нас в стране и так дела обстоят неважно.

Это и понятно. Предприятия, которые функционируют в основном в сфере услуг как основе постиндустриальной экономики, оказались на грани выживания. Резко падает выручка от продаж, оказание услуг сворачивается, а меры, предложенные для поддержки малого и среднего бизнеса, далеки от жизни, и скорее полны популизма, чем реальной помощи.

Примечательным было эмоциональное выступление основателя сети семейных кафе-кондитерских АндерСон Анастасии Татуловой, которая не сдерживая слёз, рассказывала 26 марта на встрече Президента с бизнес-сообществом о неизбежном конце социально значимой отрасли детских развлечений, да и вообще отрасли общественного питания. Речь этого отчаявшегося человека была насквозь пропитана измождённостью от некомпетентности помощников и советников, которые входят в круг людей, принимающих решения. Их недалёкость показывает насколько они поверхностны. Цифры и выводы, которыми они снабжают президента абсолютно оторваны от реальности.

Это при том, что Анастасия Татулова – никакая не оппозиционерка, не оголтелая критикесса «из народа». Это вполне внутрисистемный представитель бизнеса. Доверенное лицо Собянина на выборах в Мэры Москвы, председатель Комитета по женскому предпринимательству «Опоры России», член федерации рестораторов и отельеров, кандидат в Мосгордуму на выборах 2019 года, поддержанная московской Мэрией.

Так вот даже предприниматель, который если не является членом Единой России, то очень тесно дружит с ней, даже она не может донести реальную картину мира до руководства страны. О каких мы говорим социальных лифтах, если даже информационные лифты не работают? Что говорить о предпринимателях, которые вовсе далеки от политики и вообще никак не могут повлиять на принимаемые решения? Ни о какой эффективности государственного управления не может быть и речи, поскольку решения вырабатываются и принимаются на основе искажённых данных. А единственный шанс донести действительную картину – это вот такие вот «прямые линии» в формате встреч с общественностью, где тебе говорят «только не спорь с Президентом, а ослушаешься – мы придём в гост».

Если говорить по существу, Анастасия Татулова, в общем, обратила внимание на то, о чем уже давно умоляют предприниматели.

Пересмотр критериев отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства. Все рассказы о том, что в госзакупках участвует 25% субъектов МСП – это полная профанация, поскольку все они тем или иным образом аффилированы с представителями властей либо близки к ним. При этом те субъекты, которые действительно нуждаются в поддержке, лишены её из-за непопадания под критерии.

Те же сетевые кафе, выполняющие социально значимые функции.

Пересмотр ставки НДС для предприятий общественного питания, у которых околонулевой «входящий» НДС, а значит отсутствуют возможности зачёта двадцатипроцентного НДС, закладываемого в конечный продукт. И здесь нагрузка лежит не только на бизнесе, но и на потребителе, поскольку он, в конечном, счёте, оплачивает оказываемые услуги.

Введение каникул по налогам и сборам (а не отсрочки). При этом, разумеется, необходимо предусмотреть меры, направленные на пополнение нищих региональных и муниципальных бюджетов, для которых налоговые поступления являются основным источником дохода наряду с арендой муниципального и государственного имущества, от оплаты которой тоже было бы разумно частично освободить малый и средний бизнес.

Наконец, регуляторная гильотина, которая должна была заработать еще 1 февраля 2020 года, но теперь перенесена на январь 2021 года. Речь идёт в том числе об отмене устаревших, подчас идиотских «обязательных требований», накладываемых на предприятия общепита: от раздельного хранения и маркировки столовых приборов до правил мойки и битья яиц и посуды.

Но главное то, что все эти меры обсуждаются годами, однако дальше обещаний дело не заходит. Все тонет в кабинетах «приближенных к телу» высоколобых советников, которые как мантру повторяют «не время», «как бы чего не вышло», «люди отравятся». Люди уже и так отравлены нелепыми и пустыми обещаниями прекрасного будущего.

Но, кому есть дело до людей, если проблемы даже с элементарными вопросами государственной политики. Насколько нужно быть некомпетентными, чтобы представлять лидеру предложения, которые медленно, но верно ведут страну к краху под видом мер «социальной справедливости»!

Вообще социальная справедливость в устах власть предержащих стало каким-то карикатурным ругательством. Нет никакого противопоставления «бизнеса» и «общества». Все забыли о том, что честный, порядочный, социально ответственный бизнес и есть часть цивилизованного гражданского общества, которому нужен баланс интересов, а не лозунги «заберем у богатых (с доходом больше 17 тысяч) и отдадим бедным (с депозитами меньше милииона)». А тех, кто такие лозунги не поддерживает, принято называть «моральными уродами».

В нормальных условиях частное предпринимательство является не только экономическим, но и социальным институтом. Оно должно функционировать по своим законам рынка, законам свободы, где нет проверок, безумных требований, зверской системы налогообложения. Где частная собственность защищена, а правоохранители охраняют право, а не попирают его. В постиндустриальном обществе, где основным фактором производства является не капитал, а технологии, мобильность, гибкость и умение схватывать информацию на лету, важна свобода.

Чем меньше зарегулирован рынок, тем больше возможностей для маневра у бизнеса даже в самых сложных условиях, с которыми сегодня столкнулся мир

«В идеале у бизнеса должна быть подушка, — говорят с комом в горле все российские предприниматели в лице Татуловой. – Но ее нет!». Нет, дорогая Анастасия. Не в идеале. А в норме! Но только, увы, не в нашей стране, где подушки есть только для того, чтобы уснуть. Дай Бог, чтобы не навсегда.

 

АВТОР Яков Якубович Глава МО Тверской в г.Москве