Демократию заказывали? Или ползучая цветная революция в России...

На модерации Отложенный

  В России снова сезонное политическое обострение – выборы на носу. Активность самых разношерстных политических сил зашкаливает. В том числе, и в Саратовской области. Ведь от того, какой будет расстановка сил в новом Парламенте страны, зависит специфика выборов Президента.
         Политологи отмечают, что нынешняя предвыборная гонка отличается от той, что была пять лет назад, прежде всего, либерализацией. Как бы того не хотели многочисленные политические игроки, но основным партиям приходится работать в ином режиме. Об этом говорит и создание общенародного фронта, и участие в партийном праймериз «ЕР» выходцев из «народа», и активность партии «Правое дело», и, напротив, ослабление бывшего прокремлевского проекта «Справедливой России», и очередной выход в люди КПРФ с «Народным ополчением» и, конечно же, традиционное заигрывание с избирателями со стороны ЛДПР.          Главный тренд этого политического сезона — привлечение к предвыборной кампании общественных организаций и народных масс.          Надо сказать, что до определенного времени власти и политические силы относились к общественным организациям различного толка по принципу — есть, и хорошо. Как и, самое главное, никому не было дела, на какие средства и чем занимается целая армия гражданских, неправительственных и некоммерческих структур.
         После принятия нового российского законодательства о неправительственных некоммерческих организациях (НКО) в начале 2006 г.  положение НКО в России продолжало ухудшаться. Различного рода ограничения были связаны с введением анти-экстремистского, налогового законодательства и законодательства о митингах, демонстрациях и пикетах. Популярностью у властей пользовались наиболее лояльные, которые при поддержке депутатского корпуса, правительственных и бизнес структур попадали в святая святых гражданского российского общества — Общественные палаты федерального и регионального уровня.
         О том, насколько разношерстна общественная публика, неоднократно писали СМИ. Больше половины  НКО, так или иначе, создавались, чтобы освоить некоторые бюджетные средства и гранты. Некоторые исчезали, не успев реализовать и десятой части своих задач, наиболее настойчивые всегда находились в поисках финансирования. Хорошо, если кошелек окажется с российской пропиской. Но такое происходит не всегда. И есть немало организаций, в основном, некоммерческого толка, которые кормятся с рук зарубежных фондов и структур. Казалось бы, ничего страшного, главное, чтобы организация не работала в ущерб национальным интересам. Ну, уж так повелось, что кто платит, тот и музыку заказывает. Какая будет музыка — зависит от фантазии заказчика и от тяжести его кошелька. Как считают наиболее консервативные эксперты, под некоторые мелодии происходили «цветные революции». Кем они были проплачены — одному Богу известно. Недавние беспорядки в Египте, Йемене, Сирии и Ливии также, видимо, не обошлись без участия неправительственных некоммерческих организаций.
         Не исключено, что российские политические силы интуитивно почувствовали - предстоящие выборы могут не обойтись без внешнего участия и тогда их позиции ослабнут. Именно поэтому ведущие партии активно стали бороться на американский манер за голоса так называемых выборщиков, создавать ополчения и фронты. Однако ясно, что не все некоммерческие структуры окажутся в лоне доморощенных партий, поскольку еще не отработали зарубежные финансовые вливания.
         В последнее время, конечно, число представительств прозападных неправительственных некоммерческих организаций, особенно в регионах, по каким-то причинам, сократилось.
         Сейчас в России на деньги американских налогоплательщиков работают две организации — АНО «Ресурсный правозащитный центр» и АНО «Центр содействия демократии и правам человека
«Геликс». Эти российские НКО через сеть региональных филиалов, при поддержке организаций США (фонд имени МакАртуров, Национальный фонд в поддержку демократии, которые работают под эгидой Госдепартамента США) и Евросоюза реализуют в нашей стране ряд проектов. Среди них - «Межрегиональная электоральная сеть поддержки», «Лучше меньше, да лучше», «Повышение профессионализма инициативных групп и молодых некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге и Саратовской области».
         Какое отношение все эти проекты имеют к нашим выборам? Непосредственное. По мнению некоторых политологов, во время выборов 2007-2008 годов реализаторы проекта «Межрегиональная электоральная сеть» (МЭСП) пытались воздействовать на развитие предвыборной ситуации. Причем, воздействие оказывалось в наиболее политизированных регионах. В последние годы МЭСП также готовил наблюдателей из числа представителей различных общественных организаций для предстоящих выборов. К примеру, проект предусматривает создание на базе ВУЗов сети постоянно действующих консультационных центров для обучения и тренинга этих наблюдателей. Предполагается создать систему альтернативного подсчета голосов и контроля над федеральной системой ГАС «Выборы».
         В прошлом году в Петербурге прошла третья ежегодная конференция МЭСП, проводившаяся АНО «Геликс». На ней говорилось о необходимости уделить больше внимания просветительской работе среди населения, причем, не крупных городов, а мелких и в сельской местности.

По мнению разработчиков программы, власти допускают электоральное неравновесие, уделяя внимание крупным городам, забывая о сельчанах, среди которых и  надо искать лояльные западному инвестору силы. Основной упор предполагалось делать на те регионы, где фиксировались нарушения на выборах.
         Пока проект МЭСП приостановлен — основная информация об электоральных настроениях, расстановке политических сил собрана. Не исключено, что на предстоящих выборах эта информация будет использована по усмотрению западных инвесторов проекта, поскольку на конференции открыто говорилось о конечной цели проекта — смене правящей группы в России.
         Есть еще несколько проектов, которые финансируются американскими фондами, и ставят своей целью либерализацию российского законодательства. На выделенные грантовые деньги АНО «Ресурсный правозащитный центр» (РПЦ) проводит «школы правозащитников». Этим центром в России создана целая сеть представительств, перед которыми руководители проекта ставят вполне определенные задачи - теснее сотрудничать с органами власти, региональными управлениями минюста, чтобы получить информацию об отказах в регистрации НКО. Для чего им это надо? Не исключено, чтобы в нужный момент создавать искусственные судебные прецеденты о нарушении прав человека в России, с последующим обращением в Европейский суд. Однако приоритетом в их работе является продвижение своих людей в органы власти различного уровня, различные общественные объединения, в том числе и Общественные палаты.
         Саратовская область не осталась в стороне от этих процессов, возможно, в силу своей политизированности и разобщенности политических групп и элит. Ну, например, при формировании последнего состава региональной Общественной палаты в ней оказалась председатель саратовского регионального общественного фонда «Общество и право» Елена Царенкова. Некоторые члены ОПы в СМИ отмечали, что удивлены попаданием этого общественника в их ряды, поскольку инвестором этого фонда являются зарубежные партнеры. Это в глазах саратовских общественников выглядело, по меньшей мере, подозрительно.
         Впрочем, Царенкова не скрывает свою дружбу с американским долларом. Еще в октябре 2007 года в одной из саратовских газет было опубликовано интервью с Царенковой, где она заявила: «Я считаю, что если спецслужбы действительно кого-то «выпустили из виду», это проблема не НКО.  Это проблема государства, которое просмотрело лиц, занимающихся под прикрытием НКО подрывной, националистической деятельностью... Например, на развитие добровольческой деятельности я получаю деньги от посольства США. Но придите и посмотрите, как на эти средства я научила наших саратовских студентов и школьников реализовать местные социальные инициативы. Они узнали, что такое благотворительность и как ее осуществлять. Да, все это делалось на деньги американских налогоплательщиков, но только потому, что здесь, у себя в Саратове, я такой поддержки не нашла».
         С трудом верится, что американский налогоплательщик, а, вернее, Госдепартамент США выделит хотя бы один цент на благотворительность для российских сирот просто так. Тем более, что речь идет не об одном центе, а, как минимум, о нескольких десятках тысяч «зеленых». В 2009 году Царенкова получила на реализацию различных проектов около одного миллиона рублей. В прошлом году, судя по отчету ее организации, эта сумма удвоилась. Однако, как тратились эти деньги — это отдельная история, достойная пера Ильфа и Петрова.
         Схема проста — в вузе идет лекция, общественница садится в перовом ряду и фотографируется. Затем фото размещается на сайте организации «Общество и право» с комментариями о проведенном со студентами семинаре. В конце же лекции студентов просят заполнить бланки, в которых указывается номер мобильного, электронная почта и ставится подпись. И все.
         Иногда на различные мероприятия приглашаются важные персоны. Например, в июне этого года во время работы третьей школы правозащитников, организованной Царенковой при поддержке американских фондов и Посольства Канады, эксперты РПЦ учили представителей некоммерческих организаций ПФО, как устанавливать контакты с органами власти, проводить митинги и пикеты. Для значимости мероприятия и отчета перед инвесторами был приглашен зампред комитета общественных связей и национальной политики правительства Саратовской области Иван Брянцев.
         Недавно Царенкова пыталась получить грант от администрации Саратова в размере 206 890 руб. на проект «Негосударственная система бесплатной юридической помощи гражданам и некоммерческим организациям Саратова». Однако получить средства на проект, которым общественница потом могла с легкостью  отчитаться перед зарубежными фондами, ей не удалось. Не известно, пожадничали городские чиновники или просто не стали выбрасывать деньги на ветер, но факт остается фактом. Не удалось Царенковой, в итоге, и поработать в Общественной палате. Неожиданно она «взяла» самоотвод. Видимо, у депутатов, пролоббировавших ее до этого, возобладал здравый смысл.
         Возможно, он возобладал и у нынешних политических игроков, стремящихся получить мандаты в Госдуме и укрепить свои ряды за счет более конструктивных и патриотичных структур, организаций и персоналий.