«Зачем выделяться в партию, когда есть Церковь?»

На модерации Отложенный

Православные священнослужители продолжают рассуждать о возможности создания в России «православной партии» …

На днях глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин предложил обсудить, возможна ли «православная» или «христианская» партия в нынешней России. По его мнению, создание такой партии не противоречит ни законам государства (если в названии партии не будет упоминаться религия), ни позиции Церкви (если партия не будет пытаться отождествить свою позицию с общецерковной). Между тем, священнослужители разошлись во мнениях о том, возможно ли и желательно ли появление такой политической силы в России. 

В частности, в интервью сайту Regions.ru были высказаны три позиции: 

а) любое проникновение религии в политическую жизнь вредно и для государства, - поскольку усиливает разделение в обществе, и для религии, - поскольку вмешивает ее в мирские дрязги и проецирует на нее общественное недовольство той или иной политикой; б) создание партий на религиозной основе полезно: интересы верующих должны быть представлены в политическом поле; в) верующим разумнее действовать через уже существующие политические структуры – либо предлагая им какие-либо инициативы от лица собственно религиозных организаций, либо создавая в них «православные (мусульманские и т.п.) представительства». 

Выказать свое отношение к этим трем позициям издание попросило известных православных пастырей. 

Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, считает разумным именно создание религиозных представительств в политических структурах. «У нас есть три элемента: личность, общество и Церковь. Все, что может способствовать гармонизации отношений между ними - благо. Что политическая православная партия сможет способствовать этой гармонизации, я сомневаюсь. Но если политику превратили в безобразие, то само служение Отечеству не должно страдать. Мы можем и должны служить своей стране», - призывает он. 

«Мне лично не очень нравится идея создания религиозной партии, а вот что Церковь должна иметь свои представительства во всех органах власти – это поддерживаю. Церковь стала влиятельной структурой в политике и в общественной жизни, и ее влияние должно определяться по законам гражданского общества, то есть мы должны иметь суждения по всем происходящим событиям в мире. Без Церкви правильные суждения невозможны. Кстати, именно поэтому большевики уничтожали религию, поскольку знали, что Церковь даст истинное видение мира и разоблачит их ложь», - говорит отец Александр. 

«Скоро у нас начнутся традиционные Рождественские чтения, их тематика в этом году – просвещение и нравственность. И я напоминаю всем, что забота о Церкви, обществе и государстве – это наше общее дело, независимо от политических пристрастий», - подытожил священник. 

Протоиерей Олег Стеняев, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках, считает идею «христианской партии» внутренне противоречивой, а партийную систему как таковую - порочной. «Любая партия - это своего рода мировоззренческая секта. Непонятно, как верующие люди могут состоять в таком искусственном образовании», - сказал он. «Мне представляется, что будет правильно возродить выборы по сословным и земским принципам. В этом случае сословие духовенства будет иметь своих представителей на самых разных уровнях. И если на земском уровне доверие будет оказано религиозному человеку, который блюдет принципы морали и Закона Божия, то права Церкви будут защищаться и на земском, и на сословном уровне», - предлагает священник. 

«Выборы по партийным спискам это преступление. Они возникли в результате переворота, который отменил земские выборы. Нам навязывают выборы по партийным спискам в то время, как собственно партийных людей в России не наберется более 5%. Сейчас уже заставляют преподавателей и военнослужащих вступать в "Единую Россию". Само словосочетание "партия власти" режет слух. У власти может быть только одна партия - все население страны. И если власть выделяет как партию какую-то группу любимчиков Кремля, это вызов всему остальному населению, как и сама партийная система. Получается, что интересы 95% не учитываются. И даже если в Думу будет избран православный человек, он будет вынужден подчиняться партийной дисциплине, а не своим убеждениям», - заявил отец Сергий. «Надо восстанавливать земское и сословное представительство. Тогда будут защищаться интересы реальных людей», - заключил он. 

Игумен Сергий (Рыбко), настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище, напротив, решительно высказался за создание православной партии. «Первая позиция, по-моему, несет отпечаток инертности духовенства, воспитанного еще в советское время. Эта инертность – главный враг Церкви. Третья позиция тоже довольно странная. Получается, что православные, оказавшиеся в разных, часто враждующих партиях, тоже будут враждовать друг с другом», - сказал он. «От политики никуда не деться. Она есть, как бы к ней ни относились. Вспомним, что у нас есть и святые политики - наши благоверные князья и цари, канонизированные Церковью. Они занимались политикой, потому что политика это неотъемлемая часть жизни общества. И Церковь никогда не дистанцировалась от жизни общества, от того, по какому пути пойдет государство, кто им будет управлять», - заявил отец Сергий. 

«Почему в Германии может быть христианская партия, а у нас нет? Если это не предусмотрено законом, - значит, надо изменить закон. И у мусульман пусть будет своя партия. Мы сможем взаимодействовать в борьбе с экстремизмом», - считает отец игумен. «Я обеими руками голосую за создание христианской партии. Она, по крайней мере, будет защищать права православных людей и Православной Церкви. Создание такой партии в России давно назрело. Если священнослужители по канонам не могут участвовать в политической борьбе, то миряне могут.
А священнослужители могут быть советниками, консультантами, духовниками членов партии», - отметил он. «Чем занимается комитет по делам религий, чьи интересы он защищает, не очень понятно. Нам нужна своя партия», - заключил священнослужитель. 

Священник Андрей Алексеев, клирик храма св. мчц. Параскевы Пятницы в Качалове, также поддержал идею создать православную партию. «Я считаю, что такая партия нужна. Критика и недовольство в обществе всегда будут, но мы сами себя не должны загонять в резервацию, вставать в позицию людей, не имеющих права голоса, стоящих вне общества. А подобная партия могла бы отстаивать интересы верующих. Это была бы более мощная и конкретная деятельность, чем через представительство в других партиях. Подобная партия могла бы четко обозначить свою позицию, привлечь внимание к проблемам верующих людей, которые людям, стоящим сейчас у власти, не вполне понятны», - сказал он. «В Церкви есть различные сферы. Есть сфера созерцательно-аскетическая - есть люди, стоящие на таком уровне духовного делания, на котором и дела нет до всей этой политики в принципе. Но есть и другая составляющая, касающаяся земных проблем. Для решения этих проблем и нужна партия. Конечно, в нее могут входить только миряне, но это должны быть люди с четкой христианской позицией, которая должна быть явлена миру. В европейских странах есть подобные партии. И для нас это очень важно и актуально», - пояснил отец Андрей. 

Священник Димитрий Арзуманов, настоятель храма св. првд. Иоанна Кронштадтского в Жулебине, отметил, что христианское сообщество уже объединено в Церковь – «совершенную и самодостаточную организацию». «Я думаю, что не стоит создавать структуру, параллельную Церкви. Но это не значит, что христианин не может вступить в какую-то партию именно как христианин. Это вполне нормально, если в разных партиях будут представлены христиане. Они, по крайней мере, будут стараться удерживать однопартийцев от грязных и нечестных поступков. Уже от этого будет большая польза», - сказал он. 

«Вообще христиане должны составлять все общество вплоть до Президента. Зачем выделяться в партию, когда есть Церковь, которая способна примирить всех людей и преодолеть разделения, по определению свойственные партиям? Да, у нас есть право создавать партии, но как говорил апостол Павел: "Все мне позволено, но не все будет на пользу"», - заключил отец Димитрий. 

Священник Димитрий Лин, клирик Храма святителя Николая на Трех Горах, считает, что в наше время необходимо участие православных людей в политической жизни. «Верующие – полноправные граждане нашей страны, которые имеют право высказывать свое мнение по тем или иным политическим вопросам, они желают утверждения христианских ценностей в нашем обществе, поэтому их мнение должно звучать в политической жизни», - говорит священник. «Но создание именно политической партии, на мой взгляд, будет ошибкой, поскольку любая партийность противоречит принципу единства, ведь партия объединяет только часть народа. В этом смысле получается, что партия защищает интересы конкретной части населения, а те, кто не вошел в партию, остаются не у дел. Если православные будут реализовывать свои интересы с помощью своей партии, будет впечатление, будто Церковь хочет подчинить себе все общество», - рассуждает он. 

«Голос Церкви должен звучать, но как голос объединяющий, к которому должны прислушиваться все, независимо от религии. И еще: участие представителей Церкви в политической общественной жизни, например, в работе Общественной палаты РФ, это хорошо, но в таких ситуациях надо разделять личную позицию человека как православного христианина и позицию Церкви, которую должен высказывать Святейший Патриарх – это его прерогатива, - считает отец Димитрий. – Общество привыкло доверять священнослужителям, поэтому они должны подчеркивать, когда выражают свое личное мнение. И еще важно, чтобы это такое служительство было не только в высших эшелонах власти. Активная позиция православных людей должна звучать и в повседневной жизни». 

Иеромонах Димитрий (Першин), и.о. председателя миссионерской комиссии при Епархиальном совете Москвы, рассказал, что сам в течение двух лет в качестве эксперта в составе рабочей группы очень плотно взаимодействовал с рядом комитетов Госдумы. «Результатом нашей работы было принятие поправок к Закону об охране здоровья граждан, ограничивающих производство абортов и направленных на поддержку материнства и детства. Такого рода участие в работе над законами является и реализацией ценностного выбора, отстаиванием нравственных ценностей в рамках правового поля», - сказал он. «Я не вижу ничего странного и плохого в том, что какие-то движения могут влиять на принятие политических решений, исходя из тех представлений о достоинстве человека, о его свободе и социальной ответственности, которые укоренены в христианской традиции. Другое дело, что для священника исключено членство и тем более руководство в той или иной политической партии. Партия по определению является лишь частью целого. А Церковь открыта для всех людей и для всех партий. Но я думаю, что в качестве консультантов или экспертов священнослужители могли бы оказывать помощь в работе парламентских партий», - считает иеромонах. «Безусловно, "православная партия" не может и не должна выражать мнение всей Церкви. Решения Церкви выражают только Собор, Синод или Патриарх. Но, на мой взгляд, было бы замечательно, если бы в России появилась полноценная, не карликовая партия христианских демократов. Попытки создать такую партию предпринимались в начале 90-х, но, к сожалению, тогда эта инициатива не принесла успеха. Может быть, это получится уже в наши дни», - заключил он.