Зачем русским дано государство?

На модерации Отложенный

Началом объединения древних славянских племен, началом русской православной государственности явилось Крещение Руси, которое владыка Иоанн по праву называет чудом. Оно не было совершено по каким-то государственным или личным расчетам. В первом случае следует сказать, что ко времени образования Киевской Руси уже была государственная религия – язычество. Оно крепло, развивалось и мело достаточно цельное мировоззрение. Утверждение своей религии было для князей и утверждением государственной самостоятельности и политической независимости. Осознавались князьями и опасения религиозных усобиц. 

«По всем человеческим расчетам, - отмечает высокопреосвященнейший Иоанн, - приняв христианство, Русская земля должна была бы потерять свое единство, или же, сохранив целостность, закоснеть в неисправимом языческом упорстве. Находясь на перекрестке дорог, там, где переплетались и сталкивались интересы мусульманского Юга, православного Востока, католического Запада и хищного иудейского Хазарского Каганата, Русь должна была бы ради спасения своей целостности хранить и свою религиозную самобытность. Казалось, ей предназначена судьба языческой империи. Любые уступки соседям должны были бы привести к разделу Руси на «зоны влияния» иудаизма, мусульманства и христианства с последующей утерей государственного, религиозного и национального единства. История южных славян подтверждает это – когда-то единый народ разделился на православных сербов, католиков хорватов и даже славянских мусульман, ожесточенно враждующих ныне между собой». 

Также поучителен пример и Золотой Орды, могучего государства, которое было разрушено религиозными усобицами после принятия в 1313 году ханом Узбеком ислама и возведения его в ранг государственной религии. «Ее распад, - пишет митрополит Иоанн, - показывает, какова была бы судьба России, если бы все текло «естественным образом». Похожесть событий необычайна. И там и тут новая вера распространяется верховной властью, и там и тут религия единобожия призвана заменить древние языческие обряды. И там и тут обращение завершает период междоусобиц. И там и тут – дикий, воинственный народ, отсутствие жесткого государственного единства, наличие как сторонников, так и противников новой религии. Совпадения можно перечислять и дальше. Тем более примечательно дивны дела Твои, Господи! – полная противоположность следствий перемены веры. Святой равноапостольный князь Владимир возвеличил свою родину, а хан Узбек свою погубил». 

Крещение Руси нельзя назвать простой сменой религии. Это духовный акт, совершенный по Божьему Промыслу. Не было у князя Владимира и личных корыстных интересов. Достаточно вспомнить, что он был ярым сторонником язычества, участвовал в человеческих жертвоприношениях. Буйство характера, плотские вожделения, которые он привык удовлетворять, – никак не способствовали принятию Православия – учения, требующего самоограничения во всем. 

«Во время приверженности язычеству буйная натура князя безоглядно отдавалась порывам самых разрушительных страстей. Публичное насилие над пленной княжной Рогнедой, предательское убийство брата Ярополка, участие в человеческих жертвоприношениях, необузданная похоть, для удовлетворения которой Владимир держал в трех гаремах 800 наложниц – вот далеко не полный перечень, позволяющий судить о его характере. 

Тем разительнее перемена, произведенная в князе крещением.

Преподобный Нестор-летописец указывает, что еще до обращения ему было какое-то видение, не уточняя и не раскрывая какое именно. Внутренняя духовная причина перемен, произошедших с Владимиром, осталась тайной его души, скрытой от любопытных взоров потомков», - пишет митрополит Иоанн. 

Как сообщает летопись, перед принятием Крещения князь Владимир заболел глазной болезнью и ослеп. И только после совершения Таинства в купели – прозрел. Исцеление глаз знаменовало собой и прозрение духовное. Великий князь вдруг увидел ту нравственную нечистоту, а которой пребывал доселе. С этого времени его жизнь в корне изменилась. Он распустил свои гаремы, начал помогать нищим, больным и немощным людям. Кормил голодных на своем дворе, а тем, кто по немощи и болезни не мог прийти – доставляли продовольствие его возницы. Владимир всеми силами старался осуществлять Христовы заповеди на деле. Боясь греха, не хотел судить даже преступников. 

Любовь к ближним, доброта, милосердие стали чертами его характера. В тоже время, как замечает владыка, «личное обращение Владимира как бы преобразует изменения, ожидавшие по крещению и соборную душу народа». Становясь христианами, люди неизменно принимали на себя новые обязанности, изменяли мировоззрение, культуру. Складывались новые отношения в общественной и личной жизни. Поступки, нравы, взаимоотношения приводились в соответствие с евангельскими заповедями. Понятия добра и зла, правды и лжи, красоты и безобразия становились в самосознании народа ясно различимы. Под влиянием Православия начал формироваться характер русского народа, проявляющийся в стремлении к совершенству, к поиску высшей истины, справедливости, любви. Да и само понятие «русский народ» было зафиксировано Православной Церковью в лице митрополита Иллариона. Именно он едва ли не впервые употребил это словосочетание в «Слове о законе и благодати», написанном вскоре после Крещения Руси. Собственно, с этой книги в большей мере началось оформление русской идеологии, в основе которой лежит призвание Богом русского народа, объединение его вокруг Православной Церкви, сохранение и защита чистоты веры. Отсюда исходит и понимание государства как средства к защите Православия, к направлению народной жизни в рамках законов, данных Богом. 

Достаточно посмотреть историю России, и мы увидим на примере текстов летописей, княжеских грамот, письменных сношений дружин с князьями, сношений бояр с князьями, докладов дипломатов, полководцев, что все документы не обходятся без упоминания рассуждений о воле Божией и повиновении ему. 

Смыслом русской жизни становилось служение Богу как средоточию высшей Любви, правды, Добра, Красоты. Только в связи с этим можно понять и смысл русского предназначения. 

«Стремление к идеалу представляет собой вековую особенность русского характера. Крещение Руси и кропотливое многолетнее церковное воспитание, последовавшее за ним, придали этому стремлению осмысленность, ясность и великую, надмирную цель: воплотить в своей жизни чистоту и праведность Божественных истин настолько, насколько это вообще доступно падшей и оскверненной грехом человеческой природе. Неисповедимы пути Господни – недомыслимому промыслу Его угодно было соделать Русь ковчегом своих святынь, их хранителем, стражем и усердным защитником», - говорил высокопреосвященнейший Иоанн о цели существования русского народа. Это определение является для нас ключевым в понимании смысла русского предназначения.