Интернет-прямой эфир

На модерации Отложенный

Девятнадцатилетний американский подросток Авраам Бигс в среду 19 ноября покончил с собой. Процесс ухода из жизни подросток транслировал в Интернет в прямом эфире с помощью веб-камеры: все желающие могли наблюдать, как Авраам, порассуждав о суициде и изложив план дальнейших действий, принял смертельную дозу лекарств и лег на кровать – чтобы умереть. Зрители не просто смотрели – некоторые даже провоцировали мальчика совершить самоубийство как можно скорее.Когда «представление» завершилось, зрители открыли горячую дискуссию: правдой ли было то, что они только что увидели?

Правдивость произошедшего была подтвержена судебно-медицинским экспертом округа Броуард в минувшее воскресенье. Бигс, студент колледжа Броуард, умер от соединения бензодиазепина, прописанного ему в качестве лекарства от маниакально-депрессивного психоза, и опиатов. Тело Авраама было обнаружено полицией через 12 часов после того, как юноша объявил о своем намерении уйти их жизни - на сайте, посвященном бодибилдингу.

Прокомментировать случившееся с точки зрения психологии в интервью газете USA Today согласился профессор социологии Христианского института города Техас Кит Витворс, длительное время изучавший принципы общения в социальных сетях и уделявший особенное внимание распространенному там мошенничеству. Мнение профессора таково: по своей психологической природе поступок Бигса схож с массовыми самоубийствами в Японии и расстрелом учащихся в американской школе (которое, напомним, завершилось суицидом преступника).Все эти трагедии – результат тщательно спланированных действий возжелавших славы людей.

«Да, в конце «представления» его создатели умирают – но зная, что новость об их смерти получит широкое обсуждение, а их имена – известность», - объясняет свои умозаключения Витвордс.

Отец Бигса - Авраам Бигс-старший - считает косвенно виновными в смерти своего сына и связистов веб-сайта, и смотревших страшное реалити-шоу людей: «Они все больны. Если ты нормальный человек - ты не сможешь смотреть такое видео и ничего не делать, а просто сидеть и смотреть».Правда, некоторые из зрителей все-таки связались с работниками вебсайта, желая уведомить полицию о происходящем – но помощь, к сожалению, опоздала.



Витвордс уверен, что такая поразительная людская безответственность и равнодушие – в какой-то степени продукт анонимности, предоставляемой Интернетом: «Те зрители, что подначивали мистера Бигса поскорее довершить начатое, могли пребывать в состоянии деперсонализации, «отсутствия личности». Сидя с самоубийцей лицом к лицу, в реальности, они не смогли бы поступить так же. Но виртуальность дала этим людям чувство полной свободы от ответственности за возможные последствия своих поступков.И хотя по справедливости «свободными от ответственности» они ни в коем случае не являются, привлечь их к судебному процессу закон не позволяет».

Но, с другой стороны, у «зрительской аудитории» Бигса были причины вести себя индифферентно: они не понимали, на самом ли деле происходит то, что они видят. Следователи из полицейского участка Пемброк Пайнса говорят, что некоторые из допрошенных ими интернет-пользователей признались, что не воспринимали деструктивные угрозы Бигса всерьез – он и раньше не раз угрожал покончить с собой в прямом эфире. Витвордс подтверждает – зрители действительно не понимали, претворил ли все-таки Бигс свои угрозы в жизнь, или же это очередной хитрый обман, призванный привлечь внимание.«Вы наблюдаете за чем-то в прямом эфире… Но можете ли вы быть до конца уверены, что демонстрируемое – правда? - вопрошает эксперт. - Технологии размывают грань между реальностью и виртуальным миром».

Помимо инцидента с Бигсом был зарегистрирован еще как минимум один случай интернет-суицида: 42-летний Кевин Витрик повесился перед объективом веб-камеры – пока другие пользователи наблюдали. Это случилось в 2007 году в Великобритании.

Профессор Витсворд опасается, что теперь случаи интернет-суицидов участятся: «Если люди придут к выводу, что публичное самоубийство – это способ привлечь к своей персоне внимание страны и мира, то волна похожих суицидов прокатится незамедлительно».