Что означает подтверждение Трампом политики «одного Китая»

На модерации Отложенный

Двусторонние отношения между Соединёнными Штатами и Китаем — первой и второй крупнейшими экономиками мира, часто называют самыми важными. Многие затаили дыхание, когда ещё до инаугурации Дональд Трамп занял боевую позицию по отношению к китайскому коммунистическому режиму.

Трамп первым нарушил давний дипломатический протокол, приняв поздравительный звонок от президента Тайваня Цай Ин-вэнь. Позже он сказал, что чувствительный вопрос о политике «одного Китая» может стать предметом переговоров в случае торговой войны между Соединёнными Штатами и Китаем.

Экономист Питер Наварро и финансист Уилбур Росс были назначены на ключевые экономические и торговые позиции. Рекс Тиллерсон, госсекретарь Трампа, заявил Сенату: США должны «отправить Китаю чёткий сигнал о том, что, во-первых, строительство искусственных островов должно быть прекращено, во-вторых, доступ к этим островам будет закрыт».

Но когда Трамп и китайский лидер Си Цзиньпин первый раз разговаривали по телефону 9 февраля, президент США, казалось, старался держаться подальше от споров и конфронтации.

Во время «очень сердечного» телефонного разговора президент Трамп по просьбе Си Цзиньпина согласился с нашей политикой «одного Китая», говорится в сообщении Белого дома.

Язык и формулировка заявления свидетельствуют о том, что была некая договорённость между Трампом и Си, говорят аналитики. Трамп оставил себе достаточно места для будущих переговоров, в то время как Си предположительно будет продолжать фокусироваться на внутренних вопросах.

Политика США «Один Китай» основана на разрыве официальных дипломатических отношений с Китайской Республикой (Тайванем) в 1979 году и признании Китайской Народной Республики в качестве единственного правительства Китая и Тайваня. Политика «одного Китая» является основой отношений между США и Китаем с тех пор.

Китайский коммунистический режим и демократическое тайваньское правительство заявляют, что существует только один Китай, но они не согласны с тем, кто им управляет.

Мин Чу-чэн, профессор политологии из Национального университета Тайваня, отметил, что заявление Белого дома было расплывчатым и подтверждение Трампом политики «одного Китая» по просьбе Си можно понять по-разному.

Раз Трамп сказал, что он рассматривает все политические вопросы, возникшие между США и Китаем, обсуждаемыми, пока китайские власти реформируют валюту и торговлю, это может означать, что «китайский режим мог сделать какие-то уступки» для того, чтобы телефонный звонок состоялся.

И наоборот, если Трамп просто согласился поговорить с Си Цзиньпином, не требуя и не получая каких-либо уступок, то Китай решит, что Трампом можно «помыкать».

Это наихудший сценарий, сказал Мин.

То, что Трамп не оказывает давления по вопросу политики «одного Китая», позволяет Си сосредоточить свои усилия на упрочении его собственного авторитета и зачистке политической фракции бывшего китайского лидера Цзян Цзэминя, противника Си.

Мин считает, что Соединенные Штаты спокойно поддерживали Си Цзиньпина на протяжении многих лет, и Дональд Трамп может продолжить соблюдать политику «одного Китая».

***

Заявления Трампа о политике «одного Китая»

2 декабря 2016 г. Трамп говорил по телефону с президентом Тайваня Цай Ин-вэнь, нарушив 40-летний протокол. Впервые американский президент или избранный президент публично говорил с лидером Тайваня после 1979 года, когда Соединённые Штаты установили дипломатические отношения с Пекином. «Президент Тайваня позвонила мне сегодня, чтобы поздравить с победой на выборах президента», — написал Трамп в Twitter.

4 декабря 2016 г. В ответ на критику по поводу его разговора с Цай, Трамп написал: «А спросил ли нас Китай, прежде чем девальвировать свою валюту (что снижает конкурентность наших компаний), в значительной степени увеличить налоговые сборы на нашу продукцию в их стране (США не облагает их) или построить массивный военный комплекс в центре Южно-Китайского моря? Думаю, что нет!»

11 декабря 2016 г. Трамп заявил, что США не должны быть связаны политикой «одного Китая», по сообщению CNN. «Я хорошо понимаю политику „одного Китая“, но не понимаю, почему мы должны её придерживаться, если мы не договоримся с Китаем по другим вопросам, включая торговлю», — сказал он.

13 января 2017 г. Трамп сказал The Wall Street Journal: «Всё находится на стадии переговоров, в том числе политика „одного Китая“. Китайское же министерство иностранных дел заявило, что статус Тайваня „не подлежит обсуждению“».

8 февраля 2017 г. Белый дом объявил, что Трамп направил письмо китайскому лидеру Си Цзиньпину с пожеланиями и поздравлениями с китайским Новым годом по Лунному календарю. Хотя он отправил письмо более чем через неделю после 28 января, начала праздника, китайские власти приняли это доброжелательно. «Всем известно, что после того, как президент Трамп вступил в должность, Китай и США находятся в тесном контакте», — сказал Лу Кан, представитель министерства иностранных дел.

9 февраля 2017 г. Белый дом сообщил, что Трамп и Си говорили по телефону, и Трамп по просьбе Си подтвердил, что будет следовать политике «одного Китая».