Хорошо ли мы понимаем друг друга?

     Не говоря уж о новых, обильно возникающих терминах и сленговых выражений, малопонятных для большинства, даже старые, всем, казалось бы, известные и простые слова каждый человек понимает по-своему, немного не так, как другой человек.

Возьмем старое, но пока еще не вышедшее из употребления слово «стакан». Казалось бы, куда проще. Однако, произнося это слово, один человек видит внутренним взором граненый стакан из толстого стекла.  Другому  представляется круглый тонкостенный  стеклянный сосуд, из тех, что было принято использовать с серебряными или, на худой конец, алюминиевыми подстаканниками. Третий, возможно, имеет в виду какой-то другой вариант этой посуды.

Таким образом, говоря об одном и том же, мы имеем в виду немножко разные вещи.  В зависимости от контекста, даже незначительное различие понятий может иметь значение. Например, я говорю приятелю, что у меня шатается стол, потому что одна ножка короче остальных. Собеседник не сразу меня понимает,  потому что привык к своему старому круглому столу на трех точеных ногах, который не может шататься в принципе.

Раз уж зашла речь о столах, надо вспомнить, что представление человека о предмете, может зависеть и от его профессии. Например, у медиков вообще специфический подход к некоторым предметам мебели, поэтому выражение «каков стол, таков и стул» для врача и краснодеревщика может  означать совершенно разное…

Не удивительно, что в Гайдпарке нередко вспыхивают перепалки просто из-за того, что собеседника ввело в заблуждение неправильно понятое слово.  Особенно этому способствует принятый здесь телеграфно-стенографический стиль общения, отрицающий к тому же все правила правописания. Кроме того, большинство политических терминов, привычных с совковых времен, потеряли свой прежний смысл, но не приобрели устоявшегося общепринятого нового значения. Все это создает неблагоприятную для конструктивных диалогов атмосферу, в  которой даже принципиальные, казалось бы, единомышленники часто не могут найти взаимопонимания. В пылу дискуссий любая описка трактуется оппонентом в первую очередь как политический выпад вообще, и несогласие с его точкой зрения, в частности.

Короче, возникает спор, не рождающий истину.

66
1465
28