Кто развратил суровых римлян и придумал им оргии?

На модерации Отложенный
Аватар PaniPolak

Кто развратил суровых римлян и придумал им оргии?

Эти хитрые греки

В историческом сознании очень прочно отпечатался миф: «римские оргии!». Рим считают чуть ли не колыбелью разврата. Особенно подробности римской безнравственности укрепили ранние христианские авторы, сравнивающие добродетель первых святых с нравами тогдашней эпохи. Но I век нашей эры — это уже относительно поздний период римской истории, Империя. А римляне развратниками были далеко не всегда.

Ранняя история Рима прямо противоположна тому, что мы привыкли представлять. Взять период VIII-II века до н.э., от момента основания и до глобальных завоеваний, Рим представлял собой суровое патриархальное общество. Муж мог убить жену, если уличил или заподозрил ее в измене, а государство никак его не карало. Отец точно также мог продать в рабство или убить дочь, если считал ее поведение в обществе аморальным. Общество строилось по принципам мужчин — постоянная война, дисциплина, идеализм, поэтому не было времени для чувственных удовольствий.

...[more]А вот разврат как раз в Риме начинается со II века, когда римляне проникают в Грецию — другую колыбель античной цивилизации. Покорив те земли, суровые завоеватели столкнулись с другой культурой — философами, театралами, эстетами. Культура греков оказалась даже чем-то похожей на римлян — стремление к бесконечности. Поэтому именно греки осуществили в Риме «сексуальную революцию». Грубо говоря, они научили завоевателей быть более чувственными. Греки часто являлись в Риме учителями, риторами, философами, обучали молодых аристократов и членов благородных семей, советниками при дворе и сенате — отсюда и влияние.

Ювенал выступал главным противником падения нравов Рима

Любопытно, что римляне далеко не сразу сдались греческому влиянию.

Борьба двух начал продолжалась очень долго. Цезарь и Октавиан, стремясь к диктатуре, провозглашали борьбу в обществе за «нравственный идеал». Что, впрочем, не мешало им самим практиковать гедонический стиль жизни — но осмысленно. В I веке, когда Рим уже вроде окончательно смирился с преобразованиями, творил известнейший классик античности, поэт Ювенал, автор народных произведений, певец масс. Он выражал многие мысли простых людей, которые можно передать современным языком так: «Всюду греки! Никуда от них не деться! Носатые черноволосые хитрецы! Какие у них профессии? Риторы, режисеры, писцы, философы?! Никто из них на земле не работает, воевать не хочет! Вскоре уже даже в туалет в Риме зайти будет нельзя, чтобы там не увидеть носатого грека!». Смешно, но Ювенал изображал греков примерно также, как современные националисты представляют «масонов» и «евреев».

Есть версия, что многие художники Средневековья изображали средневековье унылым именно потому, что в культурной памяти народа сущестовала ностальгия по беззаботным временам римской свободы

Зато римляне конечно очень постарались в другом — перенести греческую распущенность в завоеванные провинции: африканцам, галлам, придунайским народам. Римляне легко вовлекли остальной народ в античные процессы. В дальнейшем, когда вандалы — германцы, завоевали Африку, они с любопытством обнаружили, что местное провинциальное население в нравах необузданности гораздо сильнее, чем столичный Рим. Вскоре вандалы и сами увлеклись пьянством и развратом, пока их всех не сокрушили армии с Востока.

Впрочем, сексуальная революция — как обычно, несет и сексуальную контрреволюцию. Уже в IV-V веке Рим, принявший христианство, начинает вводить очень жесткие нормы морали. А в Византии буквально через сто лет император Юстиниан приравнивает гомосексуализм к преступлению, за которое следует казнь. История вернулась на свои круги, но — как мы знаем — не навсегда.