Не рожденные в неволе

На модерации Отложенный

Молодежь уже не загонишь в вольер идеологии

Как в молодости не связали себя прочными связями с великим и прекрасным делом или, по крайней мере, с простым, но честным и полезным трудом, тот может считать свою молодость бесследно потерянною, как бы весело она ни прошла и сколько бы приятных воспоминаний она ни оставила.
Д.И. Писарев

«Это был такой государственный деятель», – наморщив лоб, с трудом вспоминает отличница из села Шушенское Красноярского края. Это что касается вопроса, кто такой Ленин. Школьники перестали считать основоположников марксизма-ленинизма «нашим всем». И это счастье? Хоть и означает полный конец советской официальной идеологии. Сколько ни принимай детей в пионеры на Красной площади, страну назад не развернешь. Поэтому все разговоры о реставрации сталинизма в России, например, беспочвенны.

Да и нужна ли молодежи идеология? Может, ей нужнее нечто другое? Хотя бы потому, что она и сама совсем другая теперь.

Рассуждения об идеологии, которой хотят облагодетельствовать молодежь, изначально сомнительны. Во-первых, потому, что все попытки на этот счет провалились. Из ничего не будет ничего. Пример – история «нашизма» в России. Организация вроде бы есть, все при ней, включая необыкновенно патриотическую идеологию, замешенную на ненависти к прибалтийским республикам и ко всем, кто ее не разделяет. Однако активность «Наших», «России молодой» и «Молодой Гвардии» пробуждается строго по звонку их старших товарищей. Многотысячные демонстрации одетых в униформу молодых людей вовсе не свидетельствуют об их политической активности или гражданской позиции – это всего лишь гальванизация манекенов. А манекены бесплодны. Где они сегодня, те, кто стонал от восторга на стадионе в толпе так называемого движения «Россия за Путина»? Где победители бесконечных «Селигеров» с их инновациями и модернизациями?

Официозная патриотическая идеология для представителей таких «движений» – вещь сугубо прикладная. Один убежденный нашист, глубоко и ярко мотивировавший свою ненависть к Америке, попросил редакцию изъять его статью из интернет-архива, когда подвернулась возможность получать образование в США…

Между тем параллельно официозу молодежь давно живет по своим собственным законам. И когда государство пытается навести в этой сфере «порядок», успешно ему противостоит. К примеру, год назад в Госдуме, время от времени возбуждающейся на предмет безнравственности в молодежной среде, попытались было узаконить запрет на появление в общественных местах «обучающихся и иных лиц в явно узнаваемых и очевидно идентифицируемых макияже, одежде и атрибутике гота и эмо». В Красноярске представители этих молодежных субкультур тут же собрались на митинг и попросили депутатов «заняться более актуальными делами». Из лозунгов: «Тоталитарное государство поощряет слабоумие», «Нет стадному инстинкту!», «Зачем думать одинаково?».

Ошибочно мнение, что молодежь не интересуется политикой. Еще как интересуется. По-своему. Иначе не появился бы известный трек группы Noize MC – про Mercedes 666. С описанием ДТП с участием вице-президента «ЛУКОЙЛа», сразу объявившего себя невиновным в смерти двух женщин. Заметим также: это именно молодые устраивают на дорогах акции неповиновения с синими ведерками, пародирующими спецсигналы.

Молодежь смеется над властью, и полезно вспомнить, именно так человечество и расстается с прошлым.

Неформальная молодежь считает, что она политикой не занимается, но интуитивно любит ссылаться на Конституцию. Где сказано: «Все равны перед законом и судом», а также: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств» (ст.

19).

Молодежь хочет знать, «что случилось с этим миром», где ей подчас слишком некомфортно: «Я падаю вниз головой, прощай навсегда, шар земной», – поет группа «Сплин». И спасение лирический герой видит совсем не в государственных программах по строительству политических центров, а в своем маленьком мире, где есть смысл, и тепло, и любовь: «Ты, пожалуйста, закройся, с головой укройся, ни о чем не беспокойся, я иду домой…»

Одно из великих достижений перестройки – та децентрализующая сила, которая дала молодежи свободу самовыражения. И которой очередное поколение пользуется до сих пор. Уже не надо ходить на пионерские сборы. И на комсомольские собрания, где тебе могут объявить выговор или исключить одновременно из ВЛКСМ и из школы.

Экзамен на человеческую зрелость выдерживают не все. Иногда это бывает страшно. Фильм «Школа» – документ эпохи, зафиксировавший трагические попытки самоидентификации молодежи в условиях отсутствия прежней идеологической уздечки. Но, заметим: авторы сериала – та самая молодежь, которая, получается, не побоялась посмотреть на себя в зеркало.

На смену идеологическим догмам, которые уже не воскресить, может прийти смыслообразующая деятельность, которая вырастает из этих самых попыток самоидентификации. Главное – не мешать. Гражданское общество пробивается не на газонах, а на задворках и пустырях, в постоянной борьбе за выживание, изобретая собственные законы существования. Собственную защиту. Печально, когда это защита от государства. Это значит, что власти не видят в молодежи союзника, несмотря на постоянные призывы к сотрудничеству и денежные транши активистам.

Впрочем, молодежь уже привыкла обходиться собственными силами. Есть, например, объединение молодых бизнесменов, организовавших сообщество любителей отечественной истории. С практическим ее изучением. То есть каждый год зимой составляется подробная карта мотопробега по самым интересным закоулкам страны, по бездорожью, с одной лишь целью – добраться до какой-нибудь исторической достопримечательности. Посмотреть. Поговорить с местным людом. И вернуться назад. В этом году собралась внушительная толпа желающих отправиться в путешествие. Люди приедут на место сбора со всей страны. Пришлось даже разбивать потоки желающих на несколько больших групп.

В прошедшее воскресенье на Патриаршие пруды пришли два десятка молодых людей, познакомившихся в Интернете. Они собираются ехать на рок-фестиваль «Нашествие», до которого остался месяц с небольшим. Мария, одна из активисток общения в Сети, рассказала, что начала делать отметки в календаре за 170 дней до фестиваля. Поездку ребята ждут год. Чтобы почувствовать себя абсолютно свободными. Интересуюсь, почему бы им не влиться в ряды «России молодой» – тысячные демонстрации, сплошное веселье, нарядная спецодежда, Селигер, общение с президентом и быстрая карьера. «Это бред, – отвечает одна из блогерш. – Эти люди – стадо, которым удобно управлять. Только и всего. А мы – свободны. Мы сами себе хозяева». Как относятся девушки к политике? Очень плохо. И к политикам тоже: «Что сделали со страной? С Москвой?» Маша, сломавшая ногу, два месяца не могла добиться, чтобы ее бесплатно положили в больницу – вытащить из ноги железку… Рассчитывают ребята только на себя.

А государство им «и не друг, и не враг, а – так…»