Произвол

На модерации Отложенный

Произвол.
Середина семидесятых. Большой промышленный город, областной центр. Мне и моим друзьям сверстникам по двадцать с небольшим. Многие уже вернулись из армии и начинали создавать семьи. Все разговоры конечно о том как дальше строить жизнь. Мой друг детства Серёга Петров стал мастером спорта по мотокроссу. Серёга выступал за команду Шахтинска. Шахтинск это город-спутник областного центра. Маленький, шахтерский городок. В двадцати минутах езды. Шахты с дымящими терриконами разбросаны по его периметру.


Благодаря добыче угля Шахтинск процветал и шахтёры были хорошо обеспечены. Город содержал команду по мотокроссу наверно прежде всего для того чтобы подростки не слонялись по городу а занимались делом. Кроме мальчишек в команде было немало разрядников, кандидатов в мастера а также и несколько мастеров спорта в том числе и мой товарищ Серёга Петров. Тренером был, по словам Серёги, заслуженный спортсмен который из за серъёзной травмы перешел на тренерскую работу. Которого все звали просто, Михалыч.


Однажды утром Серёга, уезжая на тренировку, зашёл ко мне домой и взял с меня обещание, что завтра мы идём на рыбалку. Но к моему удивлению ни завтра ни послезавтра, домой он так и не явился. Его мать встревоженная зашла ко мне расспросить когда я видел последний раз Серёжу. Я конечно всё рассказал про рыбалку. Я и сам был встревожен не меньше и не мог понять что могло случиться. Вечером стал расспрашивать пацанов не видели ли Петрова. Уже поздно вечером ко мне подошёл паренёк из соседнего двора и признался, что взялся подвезти Сергея на мотоцикле до Шахтинска но за ними начали преследование местные менты и он ссадил Серёгу предварительно уйдя от погони. Да, про продажность шахтинских ментов шла дурная слава.


Мы подошли к матери Серёги и посоветовали ей обратится в Шахтинскую милицию, может он там. Она съездила, но выяснить ничего не удалось. Михалыч тоже был обеспокоен и делал, что мог. В тягостном ожидании прошла неделя. В пятницу часов в шесть мы сидели во дворе и вдруг вбегает наш Серёга, осунувшийся и почему то в обносках с чужого плеча. Тут же все бросились к нему с расспросами, но Серёга отнекивался мол сначала надо матери показаться. Мы ждали его появления и понимали что ему надо побыть с родными ведь отсутствовал больше недели.


Наконец, когда стемнело он вышел к нам и поведал о всех его злоключениях. Оказывается когда мотоциклист ссадил Сергея, милиция по рации вела погоню на двух машинах и они видели как он слез с мотоцикла. Они догнали схватили и начали пинками катать его по земле приговаривая "Ах ты ссука хотел уйти на, получи тварюга". В машине сидел молодой подполковник, уже изрядно навеселе и потребовал назвать свою фамилию и домашний адрес. Сергей был без паспорта и умышленно назвался другим именем, они довольствовались этим и потребовали назвать имя мотоциклиста. Но ни адреса ни его имени Петров не знал. Подполковник рассвирипел и сказал моему другу, что сгноит его в КПЗ. Они отвезли его в местную милицию и поместили в камеру.


Камера была на шесть человек но народу там было как килек в бочке. Серёга вошёл и огляделся. Среди однокамерников были уголовники, но их немного а в основном простые работяги шахтёры, трое парней и несколько бичей. Располагались кто как мог. Тут же в камеру зашли два мента и начали рассматривать Серёгу, потом ушли. Мужик сидевший рядом разъяснил что они одежду его оценивали. "Дадут тебе обноски а твою одежду себе присвоят. У них это обычная практика". "Но это же незаконно", возразил Петров мужику. "Кто же здесь рассуждает о законности, мил человек, я вот сижу вторую неделю за то что с ментом шахтинским из за межи на огороде повздорили он два метра лишних отхватил. И никому нет дела".


Серёга бросился на дверь и начал колотить и пинать. Потом дверь открылась и два мента которые ранее рассматривали его вывели и завели в пустую камеру начали избивать, но предварительно содрали с него рубашку и один из ментов сказал другому "в крови не испачкай" и продолжали снимать с него джинсы, носки и кроссовки в обмен дали драную робу и разношеные ботинки и отвели обратно в камеру. Мужик сидевший с Серёгой сказал ему вполголоса, "не кипешись парень понапрасну, выслушай меня. Это мне бежать некуда, меня здесь каждая собака знает а ты другое дело. Затихни, не дергайся зря. Здесь трижды в день кого то из сидельцев выводят за жрачкой в столовку через дорогу.

Если затихаришься то и тебя могут заставить за хавчиком идти, вот тогда и рванёшь, кстати скажи спасибо что не "опустили". И такое бывает."


Серёга задумался, как же ему хотелось вырваться отсюда. Сердце ныло от отчаяния ведь мать и сестра в полном неведении. Где и что с ним случилось, никто не знал. Но с другой стороны никто его настоящего имени и домашнего адреса не знает а эти проверять не будут. Шахтинские менты промышляли тем что гонялись за несовершеннолетними мотоциклистами и отбирали мотоциклы, и мопеды, а потом продавали в областном центре.В это время в камеру ввели мальчишку на вид четырнадцати лет. Выяснилось, что он сбил пожилую женщину. Она жива но получила сильный ушиб ноги. Парнишка огляделся и увидел кучку уголовников которые с любопытством взглянули на парня "Эй, орёл давай к нам" обратился один из бандюков подмигивая своим. Пацан словно узнал кого то из них улыбнулся и подошёл к ним. "Давай садись, вот жратва а вот сгущёнка наворачивай"


Вечером из угла раздалась какая то возня и зажатый стон мальчишки. Группа мужиков сидевших в противоположном углу вскочила и навалилась на шпану затем послышались глухие удары и крик уголовника "А ссука, ты думал мы кормили тебя на халяву, отрабатывай мля" потом шахтёры вступившие за мальца начали молча избивать выродков. Выяснилось, что трое подонков начали склонять пацанёнка к миньету а когда тот отказался, попытались насильно склонить его. Мальчонка бился в плаче пытаясь оправдаться, но взрослые успокаивали его видя в нём своего ребёнка. Серёга тихо, почти шепотом сказал про себя "Боже мой когда же всё это кончится".


Вечером менты напивались как следует и начинали куражиться иногда вытаскивали какого нибудь мужичка и заставляли делать ласточку, стоять на одной ноге а если падал начинали избивать. Внезапно открылась дверь камеры и вошли пьяные представители закона с огромной овчаркой которая с рыком рвалась и прыгала на испуганных людей сбившихся в кучу. Серёгин сосед проговорил ему на ухо, "а теперь держись друг". Осоловевший от выпивки кинолог крикнул своему псу "А ну ка проверь у кого из этой мрази самые большие яйца!" и овчарка как по команде с жутким рычанием и лаем бросилась на людей кусая за что попало. Кто то, кому от этой твари досталось больше всего, не выдержав издевательства закричал "Ааа-а-а", и вся камера закричала в унисон, словно поддерживая сокамерника. Наконец менты отозвали пса и хохоча вышли из камеры. У многих от бессилия сжались кулаки. Меж тем время медленно тянулось день за днём.


В один из дней, утром зашёл в камеру дежурный, отбирая кого нибудь в столовку за кашей. Он осмотрел народ и остановив взгляд на Серёге сказал ему "вот ты, пойдёшь со мной". Сосед шепнул "давай, успеха, не возвращайся сюда". Сергей встал вышел из камеры и покорно пошёл вслед за ментом. Взяв вёдра Петров вышел на улицу, зажмурился от яркого, летнего солнца и набрал свежего воздуха всей грудью. До столовой надо было идти двести метров и уже на подходе Серёга увидел заборы планового посёлка. Это ему было на руку на ровном месте менты на машине догонят враз. Зашли в столовую и тут сопровождающий его милиционер заболтался с молоденькой поварихой не обращая никакого внимания на Петрова.


Думаю не надо говорить о том,что Серёга использовал этот шанс на все сто процентов. Он побежал. Он никогда в своей жизни так не бегал. Он бежал перепрыгивая заборы не обращая внимания на грядки и на лающих собак. Один огромный волкодав погнался было за Сергеем но куда там. Он бежал, бежал и бежал. Он мог бы мчаться бесконечно и в беге он находил упоение. Он не заметил как миновал Шахтинск и вбежал на территорию кузнечно-штампового завода а здесь не так далеко до дома и ещё через некоторое время Серёга мой старый друг и товарищ вбежал во двор нашего дома.

Семидесятые годы, незабываемое время,наша юность и молодость. Время чистых и наивных помыслов и мечтаний. Прошло больше тридцати лет. Жизнь изменилась. В Шахтинске тоже многое изменилось. Мало, что осталось от былого достатка. Шахты закрываются из за нерентабельности, только в шахтинской милиции всё по прежнему, хотя и переименовали её в полицию.