Николай Харитонов: «Вахтовым методом Дальний Восток и Арктику не удержать»

На модерации Отложенный

Какой должна быть госполитика по поддержке российских северов?                                    

О мерах господдержки социально–экономического развития российского Севера, Арктики и Дальнего Востока говорили на парламентских слушаниях в Госдуме. Их провел  Комитет по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока. Слово его  председателю Николаю Харитонову.

Болевые точки северян: работа, цены и инфраструктура

– Николай Михайлович, почему именно сейчас прошли слушания?

– Причин тому много. Совпал целый ряд событий. В феврале мы рассмотрели выполнение Постановления Госдумы о развитии Дальнего Востока; в марте во Владивостоке состоялся отчёт Минвостокразвития за прошедший год, а 4 июля мы заслушаем министра уже непосредственно в Госдуме. К тому времени будет новый президент, новое правительство, новые министры, поэтому, думаю, обсуждение получится очень интересным.

В настоящее время принято более тридцати федеральных законов по дальневосточной тематике. Определен перечень из 29 госпрограмм в части дальневосточных разделов. Принято решение по формированию комплексных планов во всех дальневосточных субъектах. После долгих споров были предусмотрены средства в федеральном бюджете. Это наш вклад, такой маленький промежуточный задел в повышении эффективности госполитики по развитию Дальнего Востока.

– Внедрено много чисто экономических механизмов для развития бизнеса в этих регионах, ну а что больше всего беспокоит самих жителей?

– Когда мы, обитатели европейской части, говорим о Севере, то прежде всего вспоминаем о тяжелых климатических условиях. И действительно, мороз в минус 45 градусов даже не все металлы выдерживает. А люди в этих условиях живут и работают. Главные болевые точки для северян – не холода, а наличие (вернее отсутствие) достойной работы с достойной заработной платой, транспортная доступность, дороговизна жизни и качество инфраструктуры. Это показывают исследования ВЦИОМ. Ведь разрушить северную социально–экономическую среду так же легко, как и природную, а восстанавливать придётся десятилетиями и с огромными затратами.

Главный индикатор качества жизни – демографическая ситуация. С одной стороны, на Дальнем Востоке сегодня она лучше, чем за весь постсоветский период. С другой – за прошлый год отсюда убыло более 17 тысяч человек. А всего за десять лет – 10 процентов, каждый десятый.

Представьте себе территорию от Балтики до Тихого океана, которая охватывает 11 часовых поясов, а на ней живет всего 2 процента населения планеты! Руководство страны поставило задачу увеличить к 2025 году население Дальнего Востока с 6,2 миллиона до 6,5 миллиона человек. Но пока его численность продолжает сокращаться.  Отток населения– это интегральный показатель эффективности нашей общей работы. Если мы в ближайшие три–пять лет не выйдем на тренд устойчивого прироста населения, то об ускорении экономического развития в долгосрочной перспективе можно будет забыть. Это требует нестандартных и смелых государственных решений. Отток населения происходит и с арктических территорий. А мы собираемся создавать там опорные зоны, потребуются квалифицированные кадры. Прежде чем приглашать специалистов на Дальний Восток, в Арктику – государство должно создать все необходимые условия для проживания людей. Мы должны остановить отток населения с арктических и дальневосточных территорий.

Нужны нестандартные решения

– Стандартные решения, – продолжает депутат, –  не учитывают специфику территорий. А Север ошибок не прощает. Мы все радовались, что с помощью Конституционного суда решился вопрос о запрете включать в состав МРОТ северные надбавки и районные коэффициенты. Они должны начисляться на него. Депутаты приняли во втором чтении законопроект об увеличении минимального размера оплаты труда до уровня прожиточного минимума с 1 мая 2018 года. Казалось бы, хорошо. Но это ляжет на себестоимость продукции и предприятия Севера можно будет закрывать, если им не помочь. Проблема касается экономики и Севера, и Дальнего Востока – и частного бизнеса, и бюджетного сектора. Дополнительные расходы в Архангельской области и Хабаровском крае, например, составят по 1,5 миллиарда рублей, Красноярском крае – 9 миллиардов.

Как быть? Экономический блок правительства пока только раскачивается, а людей уже где–то выводят за штат. На слушаниях предложено принять законы, снижающие налоговую нагрузку на малый и средний бизнес в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также обеспечить субсидирование из федерального бюджета повышенных выплат работникам государственных и муниципальных организаций. Но прежде всего нам надо законодательно закрепить решение Конституционного суда.

И районные коэффициенты, и северные надбавки должны компенсироваться из федерального бюджета – считают многие представители бизнеса. Фактически предприниматель, чтобы заплатить надбавку работнику, просто тупо уменьшает зарплату ему, аккумулируя в существующем фонде заработной платы эти деньги для выплаты льгот. Это никуда не годится. Минтруд считает, что никаких изменений в законодательство вносить тут не надо. Многие эксперты отмечают, что необходимо дифференцировать господдержку северных территорий и  настало время принять закон о районировании Севера.

– На слушаниях критика звучала не только в адрес исполнительных органов власти, но и законодателей.

– Мы с себя не снимаем ответственности. Тренд грести всех под одну гребенку проявляется порой и в законах. Стали наводить порядок с прибрежным рыболовством – поставили на грань уничтожения рыболовецкие хозяйства. Действующее водоохранное законодательство сделало незаконной жизнедеятельность сотен отдалённых деревень, расположенных, например, в мелких протоках рек Архангельской области. Законы по твёрдым бытовым отходам сложно выполнить в условиях бездорожья и вечной мерзлоты.

– Может, в самом деле имеет смысл создать специальное министерство по делам северных территорий? Или же объединить 9 субъектов в одну Дальневосточную губернию по предложению лидера ЛДПР?

Главное – системность подходов

– Был такой фильм «Начальник Чукотки»... Но на мой взгляд, главным и принципиальным моментом в развитии российского Севера, Арктики и Дальнего Востока является системность подходов и решений. По большинству предложений профильный комитет находит поддержку в Минвостокразвитии. Оно хорошо владеет тематикой. Мы в тесной координации с ним работали по снижению энерготарифа, по налогам и льготам.

Минвостокразвития много внимания уделяет разработке законодательства. Но надо идти дальше. Наш комитет считает очень важной разработку и скорое принятие закона по созданию фундаментальной системы управления опережающим развитием и систематизацию действующих правовых особенностей госрегулирования.

Среди проектов законов заметное место занимает законопроект об особых условиях ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона.

– Что это даст?

– Это шаг к выстраиванию системы стратегического управления, без чего невозможно преодолеть нынешние проблемы. Госпрограмма «Развитие Дальнего Востока» не обеспечивает комплексную увязку всех направлений, не содержит приоритизации расходов и носит узковедомственный характер. Отсюда отсутствие должной концентрации ресурсов по всем источникам, на что указала Счетная палата РФ. И снижение эффективности принимаемых мер. Разработку закона откладывать нельзя. Тем более, что в соответствии с планом реализации основ госполитики регионального развития к сентябрю 2018 года предстоит принять стратегию пространственного развития и стратегию социально–экономического развития макрорегионов.

– Внимание руководства страны в последние пять лет к проблемам Севера, Арктики и Дальнего Востока можно назвать беспрецедентным. Немало и делается, но не все проекты удачны. Пример – пробуксовка «дальневосточного гектара»...

– Ещё в 1908 году депутаты третьей Государственной Думы отмечали, и с ними соглашался Столыпин, что колоссальная земельная площадь только приманка, но если на ней нет заработка, не поедут люди туда. Сегодня со всеми надбавками и коэффициентами средняя зарплата северян и дальневосточников не только не выше, но нередко даже ниже средней зарплаты по стране. По РФ в среднем – 38,8 тысячи рублей, в Приморском крае – 38,2, в Еврейской автономной области – 34,6 при стоимости фиксированного набора потребительских товаров в полтора раза выше.

Помогать коренным народам, но не мешать

Нет на Севере и Дальнем Востоке и необходимой социальной инфраструктуры. По стране в школах во вторую и в третью смену обучаются 12 процентов детей, а в Амурской области и Ханты–Мансийском АО каждый пятый, на Сахалине – 19 процентов, Приморье и на Ямале – 17. 1000 школ сегодня на Дальнем Востоке не имеют туалетов внутренних и первоклассники бегают в 40–градусный мороз на улицу. А мы про интернет говорим.

– Как системное решение рассматривался и закон о развитии Арктики. Но он потом трансформировался в закон об опорных зонах. Вы как к этому относитесь?

– Потребность субъектов Федерации в системном законе никуда не делась. Комитет неоднократно отмечал, что нужен закон о развитии Арктической зоны, может даже Полярный кодекс. Законопроект об опорных зонах в Арктике не решит основных задач по развитию арктических регионов. Да и сроки разработки закона по опорным зонам нас не удовлетворяют. Кабмин планирует внести его в первом квартале, в то время, как подход по опорным зонам уже реализован в соответствующей госпрограмме без нормативного закрепления.

– Сегодня мы переживаем новый этап освоения Арктики. Однако на северах живут уже первопроходцы трех поколений. У старших выросли дети и внуки. А льгот у них в основном две – северный коэффициент и удлиненный отпуск. При устройстве в промышленную компанию она оборачивается минусом – людей не берут на работу. Безработица растет. Ассоциация коренных малочисленных народов Севера ставит вопрос об их защите именно в таком, новом аспекте.

 – Вопросы регулирования взаимоотношений между промышленными компаниями и коренным населением Севера отразит подготавливаемый сейчас законопроект об этнологической экспертизе. Я считаю, что единственный путь сохранить коренные народы – дать им приоритеты в их собственном развитии, связанном с традиционным образом жизни. Задача государства – помогать, но не мешать.И перед тем, как промышленные объекты строить, надо прогнозировать, что потом делать местным людям.

Этот не частный момент. Хорошее дело – проект территорий опережающего развития. Но вот в Приморском крае он вызвал напряжение у местного бизнеса. Налоговые льготы для резидентов ТОРов поставили в неравное положение других субъектов предпринимательства. Да еще людей, которые рядом живут, на работу туда не берут. Опять недовольство возникает.  

Мы усилим парламентский контроль

– Как еще, кроме принятия законов, депутаты могут содействовать решению проблем Дальнего Востока?

– Мы в этом созыве серьезно занялись темой парламентского контроля. Год назад по предложению нашего комитета Госдума приняла постановление об информации профильного министра Александра Галушки перед депутатами. Контроль за выполнением постановления по итогам «правительственного часа» с его участием поручили нам. Там поставлены вопросы по опережающему развитию Дальнего Востока, привлечению инвестиций, повышению качества жизни населения и решению демографических проблем. Ни один из его пунктов не остался без нашего внимания. На слушаниях, на расширенном заседании Комитета  мы посмотрели, как это все выполняется. Полного удовлетворения у нас нет. Вопросы остаются на контроле.

Депутатский корпус проблемы северян и дальневосточников принимает близко к сердцу. Не говорю уже о нашем комитете, где 85 процентов избраны от дальневосточного, северного и арктического регионов. Но от нас не все зависит. Надо, чтобы все, кто принимает решения, понимали, что без благоустройства жизни северян и дальневосточников, без обеспечения их достойными рабочими местами мы не обойдемся. Никаким вахтовым методом Дальний Восток и Арктику нам не удержать и не сохранить.

Госдума должна относиться к законопроектам по обеспечению развития и освоения российского Севера, Арктики и Дальнего Востока как приоритетным и первоочередным. Правительству следует ускорить подготовку и внесение на рассмотрение депутатов законопроектов о развитии Арктической зоны России, подготовить ряд изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации.

Депутаты и участники слушаний рекомендовали Правительству провести инвентаризацию всех социальных льгот и преференций, предоставляемых в соответствии с федеральными законами жителям Дальнего Востока и Севера. Необходимо посчитать сколько требуется средств федерального, региональных и местных бюджетов,  сколько средств требуется работодателям, в том числе малому и среднему бизнесу. И уже потом определить ежегодную потребность финансирования и представить фактическое исполнение по указанным гарантиям и компенсациям. На слушаниях бизнес жаловался на серьезную финансовую нагрузку, снижение конкурентоспособности. У Комитета четкая позиция: гарантии и компенсации населению нужно  выполнять в полном объеме. Задача Правительства и депутатов – найти решения.

Людмила Глазкова.

Оп. в журнале «РФ сегодня», № 3 за 2018 г.