Где же находится «школа для дураков»?

На модерации Отложенный

 

Есть такой писатель – Саша Соколов. Имя мне знакомо еще с советских времен. Но в памяти оно отложилось не художественными достоинствами прозы и не наличием эмигрантского статуса (меня он не впечатлял ни тогда, ни сейчас), а  просто некоторым недоумением по поводу избранного взрослым писателем краткого имени - Саша, а не Александр. Сейчас это стало нормой, а тогда было необычным для нас. Видимо, у писателя уже был прицел на Запад, где в ходу уменьшительные имена: Джек, Тэд, Фил.

И  вот этот Саша Соколов, 67 годов,  инструктор по лыжному спорту в Канаде, дает в Италии российскому корреспонденту («МК», 4 июля с.г.) интервью.

Любопытно.

Он спал и видел, как бы ему вырваться из СССР. В возрасте 30 лет его вывезла австриячка, с которой он оформил фиктивный брак. Женился на американке. Написал 5 книг. Позади большая часть жизни. Можно подвести итоги, окинуть взором прошедшие годы. Что же в них?  

Он вспоминает, как до своего отъезда в Москве был рабочим сцены, пожарным, как за ним «ходили по нескольку человек в штатском», как он ощутил воздух феноменальной свободы в Венском лесу – «Ведь в Советском Союзе, самое страшное то, что все было нельзя. По газонам не ходить, траву не мять…».

Как потом немного преподавал в колледжах Америки и понял, что жалко положить жизнь на общение с глупыми учениками и недалекой профессурой, ничего не знающей кроме своего предмета.

Он много лет жил в США и составил нелестное мнение об Америке.

«Российский ЕГЭ – это с подачи американцев, говорит он. - Все оттуда. Когда мои друзья приезжают из России и смотрят американское телевидение, они говорят:  у нас все сделано по американскому стандарту. Эти люди (американцы – ЛГ) грабят весь земной шар.

В Америке не осталось свободных людей, они боятся вообще говорить о политике.

У нас при Сталине хоть шепотом, но говорили… А в Америке всем давно заткнули глотку, они испугались, они все — жертвы холодной войны, им сказали: Советский Союз — это плохо, они могут нас убить. Америка — антироссийская страна была и остается. Там подавлено общественное мнение, его нет, потому что нет общества, а есть отдельно живущие семьи: прожив много лет с соседями, ты не знаешь их политических взглядов».

И продолжает:

«Если бы только российские люди знали, до чего изолгалось все телевидение в Америке. Советский Союз отдыхает. Телевизионные начальники ездят на доклад в Белый дом, все централизовано, как в СССР. Старые эмигранты говорят: мы уехали из Советского Союза, пожили в свободной стране, а теперь опять живем в Советском Союзе. Оруэлл наступил. Глобализация означает американизация. Европейский союз, с точки зрения простого человека, был ошибкой, я с самого начала это понимал. Теперь все в Европе задыхаются, вынуждены много работать — все очень дорого стало. Это античеловеческая организация, Евросоюз следует разобрать. Франция бунтует, я думаю, должны отделиться Португалия, Греция… Греция — очень свободная страна.

… Вот если бы Россия была такой! Ничего бы этого давно не было. Люди разъединены, нет… объединяющей силы коммунистической партии (хохочет Саша). Ленин говорил: сначала нужна газета. А чтобы сделать революцию сейчас, нужен независимый канал телевидения, хотя бы один».

В этом интервью вся его жизнь.

У человека был стратегический жизненный замысел: убежать из-за железного занавеса и обрести свободу на Западе. Он его реализовал и чувствовал себя поначалу триумфатором. А теперь говорит: «В АМЕРИКЕ ВСЕМ ДАВНО ЗАТКНУЛИ ГЛОТКУ». То есть он сделал открытие: что той СВОБОДЫ, о которой он грезил, нигде нет. Мечта оказалась несостоятельной.

Самый известный роман Саши Соколова - «Школа для дураков». По иронии судьбы это название перекликается скорее с перипетиями его не советской, а постсоветской жизни, а сам он, умный и тонкий стилист, почему-то ассоциируется с контингентом вышеупомянутого учебного заведения. Мне так показалось после его откровений в «МК».