Зачем Чубайсу понадобилось покушение на Чубайса?

На модерации Отложенный

Зачем Чубайсу понадобилось покушение на Чубайса? Этим вопросом задался Борис Миронов, экс-глава Российского комитета по печати, опубликовав статью под таким названием на сайте «Славянская Европа».

Напомним, что коллегия присяжных ответила «невиновны» на все 29 вопросов, поставленных перед ней Московским областным судом, и 5 июня 2008 года вынесла оправдательный вердикт в отношении Владимира Квачкова, Роберта Яшина и Александра Найденова, обвиняемых в покушении на Анатолия Чубайса. После этого оказались наконец доступны материалы этого громкого дела. Стало очевидно, для чего Генеральная прокуратура вытребовала проведение закрытого суда, пишет Борис Миронов.

Далее в статье детально разбирается доказательная база обвинительного заключения, а также поведение «пострадавших» и гособвинения на суде. Не станем передавать все нюансы этого дела, остановимся только на узловых моментах.

Итак, «17 марта 2005 года, примерно в 9 часов 20 минут, на 650-м метре Митькинского шоссе Одинцовского района Московской области, на левой обочине дороги неизвестными лицами произведен взрыв неустановленного взрывного устройства, начиненного болтами и фрагментами металла, в результате чего получили механические повреждения следовавшие по шоссе в этот момент автомобиль марки BMW-765 (госномер - А 566 АВ), в котором предположительно находился глава РАО «ЕЭС России» Чубайс А.Б., а также автомашина Mitsubishi Lancer (госномер - М 679 РК 97 RUS) под управлением Хлебникова Д.В., в которой, помимо водителя, находились сотрудники ЧОП «Вымпел ТН» Клочков Ю.А. и Моргунов С.Н. После производства взрыва неустановленные лица обстреляли вышеуказанные автомашины из автоматического оружия и с места происшествия скрылись» (цитата из уголовного дела).

В этом, собственно, и состояло покушение, совершенное на видного государственного и общественного деятеля. Выделенные слова «предположительно находился» означают, что даже у следствия нет уверенности, был ли в это время Анатолий Чубайс в машине. Не знают этого и охранники из частного ЧОПа, находившиеся во второй машине. По их словам, они должны были только охранять машину Чубайса, и никогда не вступали в контакт с ее пассажирами.

Ладно, охранять так охранять, едем дальше. В передней машине, бронированном BМW 7-й серии, находились А.Б. Чубайс (глава РАО «ЕЭС»), С.А. Крыченко (его помощник) и А.Дорожкин (водитель). В заднем, простом Mitsubishi Lancer, были охранники - Ю.А. Клочков, С.Н. Моргунов (старший), Д.В. Хлебников (за рулем). В задачу охранников входило в случае возникновения чрезвычайных ситуаций увезти Анатолия Чубайса с места происшествия, обеспечив его безопасность. Такая вот простая и ясная задача. Теперь посмотрим, как они с ней справились.

Когда прогремел взрыв, машина Чубайса прибавила газу и умчалась вперед. А охранники, вместо того, чтобы последовать за шефом и грудью встать на его защиту, если впереди возникнут новые неприятности, вдруг начисто забыли о своих обязанностях, махнули на шефа и его безопасность рукой и остановились посмотреть, что же это такое громыхнуло. Любопытно им стало, видите ли. Этакие деревенские туго соображающие увальни, которым все в диковинку. Странно, не правда ли? Ведь это - многоопытные бывшие офицеры ФСБ, ФСО и МВД.

Остановились они, значит, метрах в 20 от воронки. Вышли, посмотрели. Может, даже плюнули в нее, подивившись, что тут, под Москвой, на обочинах бывает. И тут метрах в 25-30 от себя на опушке леса заметили двух человек. А те заметили охранников и открыли по ним огонь из автоматов короткими очередями, как будто их целью было не причинить вред Анатолию Чубайсу, а подстрелить пару-тройку его охранников, чтобы впредь боялся. Охранники же, не будь дураками, кинулись к своей машине и спрятались за колесами.

В демократической прессе того времени «по горячим следам» сообщалось, что они отважно открыли ответный огонь, отогнали нападавших в лес и заставили ретироваться несолоно хлебавши.



Не так все было. Охранники не стали стрелять в нападавших (в материалах дела нет ни слова об ответной стрельбе), хотя те находились от них на расстоянии прицельного огня из пистолета Макарова. Видимо, побоялись вконец разозлить и так расстроенных «неудачным» взрывом злоумышленников. Только их старший позвонил директору ЧОПа и попросил совета, как им себя вести в этой ситуации (!). Тот сказал, чтобы сидели тихо и не высовывались. Тогда двое охранников перебрались ползком в канаву по другую сторону дороги и укрылись там. А их начальник остался возле машины и вызвал по телефону милицию. Как это патриархально-трогательно! Как легко представить себя на их месте! Ведь любой из нас сделал бы то же самое. Да только вот закавыка: мы - не они. Нас не обучали, а их - обучали. У нас нет опыта, а у них - был. Но вели они себя так, словно и у них опыта не было. Ну не чудно ли это все выглядит?

Но мы отвлеклись. Видя такое понимание с их стороны, злоумышленники не стали никого из них убивать, хотя запросто могли бы: с такого расстояния для автомата это как расстрел в упор. Они просто понаделали дырок в корпусе машины, как будто пришли в тир с очень большими мишенями. Возможно, они соревновались, кто куда попадет.

И тут старший охранник совершил... Нет, не подвиг. Он просто запрыгнул в машину и уехал. Потом он объяснял это желанием вывести ее из-под огня. Видимо, машина была ему очень дорога. В общем, машину он отогнал, а вот товарищей, получается, бросил. То у них хоть численный перевес был, а то остались двое против двух. С пистолетами против автоматов. Очень проигрышная позиция. Но что товарищи, если раньше они все втроем бросили Чубайса! Ведь впереди того могло ожидать много других опасностей: например, еще одна группа нападающих, новые мины или даже ПТУРС.

Бросить-то бросил, но, отогнав машину, вернулся назад. Еще одна нелепость этой истории. Нападавших к тому времени уже не было. Прямо как знал, что их не будет.

Ну а что там Чубайс? Тоже, в общем, неплохо. У машины оказалось простреленным колесо, но потихоньку она доковыляла до офиса РАО «ЕЭС». Потом, правда, на суде выяснилось, что дорогой Чубайс пересел в другую машину, но первые три года, пока длилось дело, все, кто был в передней машине, об этом молчали. Фактически давали ложные показания следователям и суду, впоследствии объясняя это соображениями безопасности. Дескать, бронированная машина пришла в негодность, а другой бронированной не было; Чубайс ездил на простой, незащищенной, и они не хотели, чтобы кто-нибудь об этом знал. Суд и обвинители, как ни странно, лжесвидетельствованием не возмутились. А ведь солгавший однажды может солгать и второй раз.

И лгал. Водитель Чубайса то говорил, что машина сопровождения у них была, то заявлял, что ее не было...

В общем, история - более чем странная. Но если допустить, что это было не покушение, а лишь его имитация, все встает на свои места и выглядит логично. Охранники не стреляли в нападавших, чтобы не поубивать актеров, а те палили по машине, чтобы остались следы нападения, но никто из людей не пострадал. Чубайса в передней машине не было, потому охранники и бросили ее сопровождать. Ведь если бы они не остановились и промчались мимо, шумиху с «покушением» не удалось бы раздуть до такой степени. Возвращаясь назад, старший охранник знал, что там уже никого нет, и он ничем не рискует. Знал он также и то, что брошенным товарищам ничего не угрожает.

Зачем эта инсценировка понадобилась Анатолию Чубайсу, можно только догадываться. Возможно, она имела косвенное влияние на какой-нибудь бизнес-проект и послужила дополнительным рычагом для его проталкивания. А в том, что это была инсценировка, убеждаешься все больше и больше по мере чтения материалов уголовного дела. Не зря присяжные трижды оправдывали обвиняемых...