Вопросы к белорусскому ультиматуму

Не могу понять.

Ключевая фраза, сигнализирующая о крайней степени напряженности в отношениях между людьми – и призывающая максимально сконцентрироваться.

Эта самая фраза вполне уместна на фоне резкого выпада, сделанного Президентом России в отношении братской нам, без всяких дураков, Белоруссии.

ОАО "Газпром" официально предупредило ОАО "Белтрансгаз" и правительство Белоруссии об ограничении поставок газа в случае непогашения долгов до 21 июня 2010г.

Как сообщил официальный представитель российского газового холдинга Сергей Куприянов, Газпром направил письма генеральному директору ОАО "Белтрансгаз" Владимиру Майорову и первому заместителю премьер-министра Белоруссии Владимиру Семашко. В письмах содержится предложение "принять исчерпывающие меры по погашению накопившейся задолженности" до 21 июня 2010г. "В противном случае Газпром будет вынужден воспользоваться своим правом ввести ограничения на поставку газа в Республику Белоруссия, в соответствии пунктом 6.4 контракта", - отметил Куприянов.

Кроме того, он подчеркнул, что в действующем контракте "нет никаких ссылок на темпы и динамику изменения внутренних цен на газ в России". "Если белорусские коллеги намерены инициировать переговоры по этому вопросу, они могут это сделать в рамках соответствующих межправительственных институтов, но действующий контракт при этом должны исполнять в полном объеме", - указал официальный представитель Газпрома.

Накануне президент РФ Дмитрий Медведев дал Белоруссии пять дней на то, чтобы определиться, как именно Минск собирается погашать задолженность в $200 млн перед Газпромом. Что Газпром и выполнил – поставив Белоруссии ультиматум.

Долг Белоруссии перед РФ составляет, по разным оценкам, 140-200 миллионов долларов. Задолженность образовалась в связи с тем, что Белоруссия платит "Газпрому" не по контрактной цене (169,22 доллара за тысячу кубометров в первом квартале), а по установленной "Белтрансгазом" в одностороннем порядке - 150 долларов за тысячу кубометров.

И вот сразу после этого у меня лично (думаю, не только у меня) возникают вопросы.

Вопрос первый. Белоруссия – это все ж таки не Алжир и не Сирия. Последние две - очень, кстати говоря, нам дружественные страны. Практически братские народы, ага. Так вот, если кто не помнит: Россия списала задолженности некоторым далеко не бедным странам на льготных условиях со значительным дисконтом: Сирии в 2005 году — 9,8 млрд долларов; Алжиру в 2006 году — 4,7 млрд долларов. И Ираку (тоже донельзя братский народ) списала $12 млрд.

Ранее значительные суммы были списаны Россией Вьетнаму (9,4 млрд долларов в сентябре 2000 года) и Монголии (более 11 млрд долларов в декабре 2003 года). Также Россия списала $10 млрд братскому Афганистану и будет инвестировать деньги в афганскую экономику. Чтобы дехканам героин производить сподручнее было.

Реструктурированный долг, который Россия списала семи другим братским странам, составил, в частности: у Бенина — $11,75 млн., у Замбии — $112,2 млн., у Мадагаскара — $102,45 млн., у Танзании — $20,68 млн., у Эфиопии — $162,8 млн., у Мозамбика — $148,6 млн. Даже у Гайаны (Латинская Америка) ее долг списали. Также в рамках международной инициативы Россия списала долг еще 12 странам на общую сумму $350 млн. В этом списке Гвинея, Конго, Чад, Бурунди. Списаны также долги Никарагуа, Либерии, Сомали и других.

Впечатлились? Но весь смак в том, что со многими из вышеперечисленных стран Россия вовсе не имеет никаких взаимных обязательств! Списывая долги этим странам, мы просто субсидировали США! Не верите?

Россия волею Кудрина участвовала в списании долга Либерии в $700 млн перед Всемирным банком. Как пояснил министр, Россия никаких кредитов не выдавала Либерии — взнос РФ будет направлен "в капитал".

Ситуация дичайшая – мы платили большие деньги (порядка нашего целого нацпроекта по агропромышленному комплексу – кстати, где он?), участвуя в списывании долга странам (той же Либерии), КОТОРЫЕ РОССИИ ВООБЩЕ НИЧЕГО НИКОГДА НЕ БЫЛИ ДОЛЖНЫ!

А сейчас обратно занимаем – "потому что там проценты хорошие".

Я, конечно, понимаю, что Ирак, Афганистан, Алжир и Сирия – гораздо, гораздо более братские нам страны, чем какая-то там Белоруссия. Но.

Там речь шла о миллиардах и о десятках миллиардов.

А здесь – сумма в сотни раз меньшая. Не стратегическая сумма.

Гвинея, Чад и Бурундия - наши братья навек. Я понимаю. Им можно все простить ради старой, веками проверенной любви и дружбы.

Но неужели Белоруссия нам дальше и чужбинней, чем Гайана или Конго?

Особенно на фоне того, что недавно Россия как-то так втихаря купила акций МВФ аж на $10 млрд. То есть эти деньги ввалили, по сути, в казначейство США. Да не забудем еще, что накануне Россия выделила Украине кредит на $2 млрд на полгода под очень хороший (6,7%) процент. Для чего – да для того, чтобы украинскую экономику поддержать, и условия МВФ для его очередного транша братской стране можно было выполнить.

Поэтому вопрос – неужели данная сумма, которую впаяли Батьке, так важна для экономики России?

Или дело все ж таки в принципе?

После чего плавно переходим к вопросу второму.

Хорошо. Пускай это будет дело принципа. Но такие принципиальные вопросы обычно решаются все-таки кулуарно. В переговорах. Без вынесений на публику взаимных антипатий.

Не получилось. Точнее, получилось наоборот.

Особенно после того, как запальчивый Батька публично назвал Путина "битым волком".

По окончании переговоров с Дмитрием Медведевым Лукашенко вновь вышел к журналистам и сообщил, что обсуждение было "бурным", но по некоторым вопросам стороны, по его словам, не договорились. "Я сказал, что поеду к Владимиру Владимировичу, но поскольку, я говорю, он "волк уже битый", мы быстрее с ним обсудим оставшиеся вопросы", - заявил президент Белоруссии.

В данном случае, разумеется, батька был неправ. Вспылил. А волк показал зубы.

Но дело не в эмоциях и их проявлении.

Дело в том, чем эти эмоции были изначально вызваны.

Сумма, предъявленная Минску к оплате, конечно, небольшая - всего 200 (или 140) млн долларов, и как показывала практика предыдущих лет, с ее оплатой можно было бы и не торопиться.

Но, видимо, по итогам последних встреч с белорусским лидером Москва дошла до такой точки кипения ("дадим пятидневный срок для наших коллег для того, чтобы они определились, как вести себя дальше"), что решила рубануть с плеча.

Следовательно, сегодня со всей определенностью можно сказать, что белорусско-российские отношения переходят в принципиально иную стадию развития - исключительно "в деловую плоскость".

До 5-6 июля сохранить Союзное государство шанс еще есть, хотя, честно говоря, надежд на это мало - официальный Минск будет трактовать поведение Кремля (и совершенно справедливо) как то, что его "наклонили" или "поставили на колени".

Особенно после того, как президент России в ультимативной форме обозначает соседнему братскому суверенному государству сроки принятия тех или иных решений и их формат, т.е. по сути, диктует официальном Минску, что он должен делать.

Но как говорят - в разводе не бывает виноватым один. Львиная доля вины в разводе, ежели, не дай боже, он случится, будет лежать на Москве.

С другой стороны, в условиях возможного выхода России из Союзного государства, о чем так прозрачно "намекнул" на своей пресс-конференции в прошлую пятницу посол России в Беларуси Александр Суриков, Россия может ввести для белорусской товарной массы, идущей на российский рынок, точно такие же условия, как и для остальных стран. Это грозит Беларуси введением полноценной границы.

Приплыли, что называется.

(попутные вопросы в воздух – а деньги на содержание этой самой границы эРэФия откуда возьмет? За счет чего? Когда? Зачем?!)

А теперь вопрос третий.

Две недели назад, говоря об отношении российских властей к белорусской оппозиции, Александр Суриков высказался вполне определенно: официально Россия никогда ее не поддерживала. Тогда, разумеется, журналисты не могли обойти стороной и "проблемное" место в создании Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана - пошлины на нефть. Белорусская сторона настаивает, что подобного рода изъятий в тройственном союзе быть не должно и пошлину необходимо отменить.

Что само по себе выглядит куда как логично.

По словам российского посла, проблема уходит корнями в 1990-е годы. Введение этих пошлин было продиктовано сложной экономической ситуацией, "когда мы не могли перейти на рыночные цены на энергоносители, потому что тогда окончательно бы разрушилась экономика и разорилось население". В то же время дипломат признает, что это серьезный сдерживающий фактор: "Сами по себе таможенные пошлины такого рода - это атавизм. Сейчас ни в одном из существующих в мире таможенных союзов они не присутствуют".

То есть – с формальной точки зрения, получается, что Батька прав. Но ведь сегодня в мире не тот прав, кто прав, а тот, у кого больше прав. К примеру – пресловутая ограничительно-дискриминационная поправка Джексона-Вэника. Введена была США против СССР в начале 70-х, если кто не помнит – якобы в поддержку стремящихся выехать в Израиль евреев.

2010 на дворе. Уничижительно-дискриминационная поправка в силе. И это несмотря на то, что любой еврей может уже лет тридцать как назад выехать из России куда ему вздумается.

Отсюда вопрос – метод выкручивания рук, безусловно, эффективен. Но – для чего?

Выкручивание рук уместно с человеческой точки зрения лишь тогда, когда тебе угрожает опасность. Не так ли?

А какая такая опасность может исходить от Белоруссии и от Батьки?!

Ответ до безобразия прост.

Нам просто нужно понимать, что удар по Лукашенко имеет своей целью не столько попытку "сковырнуть" столь ненавистного им Батьку (хотя и не без этого), сколько удар по невозрожденному еще, но дитяте нашему общему – Русской Цивилизации.

Главными, основополагающими принципами этого вектора являются приоритеты общества и государства (как гаранта) над шкурными интересами как отдельных стремящихся поживиться личностей, так и над целыми группами таких субъектов. Кроме того – принцип эволюционизма в экономике (в противовес лавине "революционных" реформ). Патернализм как государственный принцип. Логичность и последовательность выбранного курса.

Само по себе белорусское чудо состоит хотя бы в том, что республика не погибла после 1991 года. Хотя, по идее, должна была рухнуть. После развала СССР Белоруссия в одночасье осталась без всего. Без золотого запаса, без нефти и газа. Разрыв советских связей нанес тяжелейший удар по высокоразвитой промышленности. В РФ почти не знают о том, что хаос времен позднего Горби — раннего Ельцина в Беларуси продолжался до середины 90-х. Пустые полки магазинов. Нехватка еды. Покупка дефицитных товаров по записи и в очереди. Инфляция в 25% ежемесячно. Ну, не было у белорусов возможности продать нефть-газ и закупить всё необходимое. Из сырьевых запасов – только картошка.

Придя к власти в 1994-м, Лукашенко смог совершить невозможное. Выбросил прочь демократических и "национальноозабоченных" прилипал. И результаты налицо.

Среди всех обломков СССР республика лидирует в области финансирования образования и здравоохранения. Скажем, по доле ВВП, отпускаемой на образование (6%), Белоруссия опережает Австралию, Канаду, Нидерланды, США, Японию, не говоря уж об РФ. Еще раз подчеркнем: это достигнуто без такого фактора, как экспорт энергоносителей. Беларусь идет вперед за счет производства товаров и услуг, наращивая экспорт.

Кто умеет что-то делать – он делает. Кто не умеет делать – он учит тех, кто умеет, КАК это надо делать. А кто не умеет учить, как надо делать, учит того, кто учит как надо учить…

Так в нынешней РФ в итоге получается бардак.

А у Лукашенко бардака нет.

И некоторых это очень раздражает.

И потому четвертый вопрос, он же последний.

Ладно, я понимаю. Лукашенко вспылил. Но ведь это же не повод, дабы втихаря вваливая $2 млрд братской Украине, ставить ультиматум братской Белоруссии.

Тогда зачем это было? Неужели на эмоциях? Да ни в коем разе.

Просто у наших зажравшихся нуворишей аппетиты непомерные. А тут вон ведь какой актив рядом имеется – Белоруссия.

И потому на Лукашенко и активизировался в последнее время накат – сковырнуть его надо. А там – "взять все и поделить".

Надеюсь, он сдюжит.

Источник: http://www.nakanune.ru/articles/14719

3
248
9