Поход против торрентов. В США поданы иски против 20 тысяч пользователей торрентов

На модерации Отложенный

Держатели прав на контент, несмотря на множество инициированных ими скандалов, похоже, так и не добились снижения уровня пиратства в интернете. Теперь они пошли на более радикальный шаг, предложив карать за нелегальный контент самих пользователей файлообменных сетей. Возымеет ли это хоть какой-нибудь успех, сказать сложно, а вот о собственной репутации сегодня, очевидно, они заботиться перестали: деньги важнее.

Американская компания US Copyright Group, представляющая интересы голливудских продюсеров, подала в суд на 20 тысяч пользователей файлообменных сетей, работающих по протоколу BitTorrent. Иск подан против пользователей, которые качали нелегальный контент регулярно, то есть успели скачать пять фильмов: Steam Experiment, Far Cry, Uncross the Stars, The Gray Man и Call of the Wild. По сообщениям Hollywood Reporter, организация также готовит иски в отношении ещё 30 тысяч интернетчиков из США.

Эта история для рынка не слишком уникальная: Штаты имеют богатый опыт судебных преследований любителей «халявной» музыки. Другое дело, что впервые судилище грозит столь большому количеству пользователей файлообмена. А это уже совсем другое дело: трафик файлообменных сетей составляет львиную долю от тех экзабайт, которые ежедневно проходят через мировую Сеть. Популярность такого вида обмена информацией продолжает расти. По мнению западных экспертов и журналистов, поход против торрентов начался со своеобразного заброса дымовой шашки: если получится засудить хотя бы часть любителей файлообмена, это даст старт настоящей кампании Голливуда против пользователей трекеров.

Как же ловили разносчиков защищённого авторским правом контента? Технологию придумала немецкая компания Guardaley IT. У неё есть специальное программное обеспечение, которое фиксирует IP-адрес компьютера, приступившего к закачиванию контента, активировав служебный торрент-файл. Затем система анализирует содержание фильма и название и сверяет его с базой данных защищённого контента. Есть совпадение — есть и будущий клиент на скамью подсудимых. Использование этой и аналогичной ей программ уже начинает набирать популярность в Германии, Великобритании и других странах Европы. А в США её протестирует US Copyright Group.

И всё же радостно потирать руки «защитникам» интеллектуальной собственности рановато. Знание IP-адреса ещё не приведёт к дому самого нарушителя: для начала сопоставить эти два значения должен провайдер. Но захочет ли он? Если власти не заставят, ни один из них на добровольное сотрудничество с борцами против пиратов не пойдёт. Заслужив репутацию борца с файлообменом, провайдер может растерять значительную часть клиентов. Кроме того, домашний адрес — это уже конфиденциальная персональная информация, раскрытие которой без решения суда может навлечь на интернет-провайдеров встречные иски пользователей. Наконец, файлообменные сети — мощный мотиватор для пользователей в вопросе выбора безлимитного тарифного плана с широким каналом доступа. Торжество копирайта явно не пойдёт на пользу их бизнесу.

Но договориться с провайдерами (или принудить их к сотрудничеству) — это ещё полдела. Даже если IP-адрес активной закачки будет однозначно идентифицирован с вашим компьютером, правоохранительным органам ещё предстоит доказать, что это действительно вы скачивали какой-то контент, а не, предположим, кто-то из ваших соседей, тайком подключившийся к вашей сети через не слишком хорошо защищённое Wi-Fi-соединение.

«Правозащитники», конечно, могут надавить на законодателей, как они это сделали в Великобритании, где в начале апреля был принят зверский закон о цифровой экономике, а те — на провайдеров, но эффект может оказаться непродолжительным. BitTorrent сегодня — это самая популярная технология файлообмена, но далеко не самая безопасная и не самая совершенная. Популярность её скорее можно объяснить традиционностью. Примерно по той же причине в России до сих пор популярна ICQ, хотя по всем параметрам она значительно хуже других Instant мессенджеров. Уже сегодня есть технологии, позволяющие любителям файлообмена и обходиться без торрент-файлов, управляющих процессом загрузки, и шифровать свои соединения.

Выявить злостного нарушителя копирайта, освоившего новые технологии и выложившего новый фильм ещё до его премьеры в кинотеатре, будет крайне непросто.

Каждый активный пользователь интернета знает, как быстро здесь распространяются новые идеи, технологии и сервисы. Сколько лет понадобилось Facebook, чтобы завоевать популярность у 450 млн пользователей? А созданная российским школьником «видеорулетка» начала своё существование только в ноябре, а ею уже пользуются несколько миллионов человек в месяц! С такой же быстротой пользователи могут мигрировать на любую альтернативную торрентам технологию обмена файлами.

Администратор torrents.ru Александр в интервью «Частному корреспонденту» подтвердил этот тезис: «Будущее торрентов в долгосрочной перспективе весьма туманно — из-за развернувшейся борьбы против технологии. Пользователи скоро начнут массовую миграцию на альтернативные технологии: magnet-ссылки или что-то ещё более продвинутое, где не нужен будет ни сервер, ни хранящиеся на нём служебные файлы». По его словам, прецеденты уже есть. Кроме того, полагает он, пользователи могут начать пользоваться «технологиями шифрования данных во время файлообмена, например, Tor. Её использование сделает невозможной слежку за тем, какие данные кто получает и отправляет. В случае с magnet это сделать можно, но довольно сложно… Файлообмену уже более 10 лет, и за это время ни одного реального шага по борьбе с ним сделано не было, поскольку он не только не уменьшился, а вырос в сотни раз», — резюмирует Александр.

Не исключено, что всё это судилище правообладателям понадобилось лишь в целях дополнительного заработка. Если допустить, что хотя бы половина из тех пользователей, кто предстанет перед судом, обяжут выплатить по 10 тысяч долларов, то это уже 100 миллионов. Неплохие деньги, если учесть, что фильмы, фигурирующие в иске, особой популярностью у зрителей не пользуются. Однако и тут не всё так просто. Авторы обозрения TorrentFreak обнаружили, что только 30% от тех сумм, которые будут остужены у пиратов, попадут в руки правообладателей, 70% заберут борцы с пиратами. Хороший, хоть и не очень честный, бизнес!

Администратор torrents.ru Александр считает, что иск US Copyright Group — это скорее пиар-кампания с целью «запугать пользователей, сделать так, чтобы в обществе сложилось негативное отношение к трекерам». По его словам, денег заработать на этом мероприятии много не получится, а вот припугнуть неопытных интернет-пользователей удастся.

Ни для кого не секрет, что большинство пользователей файлообменных сетей не отдаёт отчёта в том, что занимается противозаконной деятельностью. Не потому, что скачивает контент, но — такова технология — и раздаёт его. Само по себе скачивание контента закон не нарушает, что бы ни кричали «борцы с пиратами», сравнивая это поведение с кражей: крадя что-то в магазине, вор уменьшает количество товара, пользователь — нет.

Американская контентная индустрия начала войну с файлообменом. И это уже не «точечная» зачистка отдельных порталов и пользователей, а массовая, с изощрёнными формами «цифрового садизма». Новая цифровая экономика, безусловно, нуждается в регулировании. Если запретить компьютеры и интернет нельзя (хотя звукозаписывающие студии, кинокомпании и издатели книг, не исключено, были бы только за), то стоило бы подумать, как другими, нерепрессивными способами сохранить баланс интересов пользователей и авторов, необходимый современному обществу. Например, более разумным выглядит решение испанского суда, признавшего, что частный некоммерческий обмен файлами не нарушает авторских прав.

Но ещё важнее то, что самой индустрии необходимо подумать о создании новых бизнес-моделей, хотя бы и таких, как в Нигерии или Индии. В любом случае, процесс должен быть постепенным и обдуманным: объявить треть населения и всю молодёжь преступниками, конечно, проще. А прокуроры, судьи, лоббисты и бизнесмены из контентной индустрии, прежде чем устраивать показательные процесс, должны задать себе один простой вопрос: а не качал ли на торрентах что-нибудь когда-нибудь я сам? Или мои дети?