Без права переписки. С Путиным

На модерации Отложенный

Вопреки клеветникам, есть у нас демократия с плюрализмом в придачу. Во-первых, вместо одного адреса – «Москва, Кремль, президенту» – существует и другой (на выбор): «Москва, Белый дом, премьер-министру». Во-вторых, в России каждый может написать Дмитрию Медведеву с Владимиром Путиным… но только пусть попробует это сделать! Кузнец Николай Шутров, рабочий ярославского ОАО «Автодизель», попробовал. После чего руководство предприятия рассудило: «Зачем нам кузнец? Нам кузнец не нужен!»

Историческая встреча начиналась так. Накануне очередного регионального похода решил Владимир Владимирович почитать свой собственный сайт. А там – приглашение. От обычного работяги, политесам не обученного. И вместо «я Вам пишу, чего же боле» (действительно, что еще можно желать?) дерзкий пролетарий рубанул наотмашь: «Без толку ходить по показательным цехам. Лучше приходите к нам в кузницу. И вы увидите, какие здесь ужасные условия работы».

Николай, на свою беду (или, наоборот, счастье), плохо разбирался в семантике. Идиома «показательные цеха» восходит корнями к нашему славному прошлому, прямиком к светлейшему князю Потемкину. Он, наверное, оттого и не померк в истории, что предпочитал смотреть и показывать императрице все самое светлое. И вдруг какой-то «простолюдин» посмел нарушить традиции и обычаи, т. е. вдобавок еще вынести сор из кузницы.

Шутров до последнего не верил власти. «Поначалу я думал, что Владимир Владимирович просто пожелал увидеть автора столь смелого письма. В душе, конечно, надеялся, что Путин все-таки заглянет в кузницу, но до конца не верил», – с ностальгией вспоминает он.

А премьер-министр заглянул на «Автодизель» не от скуки, а ради любопытства. Очень уж ему было интересно, до чего здесь дошли казенные деньги. В кризис топ-менеджеры буквально умоляли спасти завод (ну, и их заодно). Теперь настало время расплаты.

Естественно, чтоб не ударить в грязь лицом (это будет чуть позже), руководители повели Владимира Владимировича по новым, то бишь по самым «смотрибельным» цехам.

«Налюбовавшись», премьер, к большому сюрпризу для окружающей свиты, вдруг обратился к молодому пареньку: «Вы – Шутров?», а потом сказал гагаринское «поехали!».

Катались недолго. По сообщению официального сайта правительства РФ, «кортеж затормозил у закопченного кирпичного здания. Оттуда доносились грохот и гул».

– Ну, Николай, показывай свое хозяйство, – предложил Путин.

Тот несколько засмущался, но ворота раскрыл, демонстрируя готовность к полному производственному стриптизу.

Из впечатлений простого рабочего: «Увидев настоящую разруху, Владимир Путин вспомнил, что и его родители работали в таких же условиях. И, к его сожалению, с тех пор ничего не изменилось. По крайней мере, премьер-министр понял, в каких условиях в нашем XXI веке работает простой народ. Путин обратился к начальству завода и заявил: надо вкладывать деньги и менять условия работы не только какого-то одного цеха».

Сам Николай пребывал между молотом и наковальней. С одной стороны, на него смотрели полные безысходной доброты глаза руководства, среди которого заметно нервничал «акционер для битья» Олег Дерипаска. Опять, как и в Пикалево, оказавшийся не в том месте и не в то время. С другой – бодрился Владимир Путин, говоривший: мол, видали мы предприятия и похуже. И в то же время прикидывавший, что такая «модернизация» явно не стоила 10 млрд отпущенных рублей. Может, зарплаты здесь «дикие», и за бюджет «кусают»?..

Верхний менеджмент взбодрился, пояснив: рабочий «заколачивает» целых 19 тыс. руб. Опять соврали, скажет потом Шутров, далеко не «целых». В эту сумму входят премии, которые выплачиваются лишь при условии выполнения плана, а выполнить план на сломанном оборудовании довольно проблематично… Но экскурсия уже закончилась, и Владимир Владимирович остался в счастливом неведении.

Сразу после отъезда премьера Николая Шутрова предупредили: контракт с ним продлевать не станут. Но это все чепуха по сравнению с главным – он Путина видел!