Российская стратегия борьбы с коррупцией от "А" до "Х"

На модерации Отложенный

Дмитрий Медведев подписал новые документы о борьбе с коррупцией - бессрочную стратегию и двухлетний план. Эксперты ждут, когда власть продемонстрирует личный пример борьбы - например, в связи с делом немецкого концерна Daimler.

13 апреля российский президент утвердил Национальную стратегию противодействия коррупции и Национальный план противодействия коррупции на 2010-2011 годы.

"Несмотря на предпринимаемые государством и обществом меры, коррупция по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, [вызывает] недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации", - говорится в начале текста стратегии.

Эксперты позитивно оценивают появление двух документов, но отмечают, что поведение самих высокопоставленных должностных лиц не всегда соответствует заявленной в стратегии цели.

Двадцать одно направление борьбы

В обоих документах перечислено множество способов борьбы с коррупцией, о которых уже неоднократно говорили президент Медведев и его подчиненные.

Среди них - разработка новых и переработки старых законов, внедрение инновационных технологий, предоставление госуслуг через интернет и широкое освещение борьбы с коррупцией в прессе, а также включение ветеранов в состав комиссий по надзору за поведением госслужащих.

Раздел об "основных направлениях реализации" стратегии, например, содержит 21 пункт - от "а" до "х" (буквы "ё" и "й" пропущены).
Дмитрий Медведев

Глава российского отделения Transparency International Елена Панфилова считает положительным тот факт, что президент разделил бессрочную стратегию и двухлетний план.

"Это большой прорыв, потому что Национальный план противодействия коррупции, который был принят в июле 2008-го, он был одной ногой - стратегия, другой ногой – план, и это создавало довольно серьезную путаницу", - сказала Панфилова Русской службе Би-би-си.

Кроме того, хорошо, что в двухлетнем плане более конкретно сформулированы задания и сроки их выполнения для ведомств, отметила она.

Глава общественного Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов также доволен, что президент утвердил более конкретный план борьбы с коррупцией на время до конца своих президентских полномочий.

Из недостатков двух документов Кабанов отмечает то, что в них уделено мало внимания формированию системы общественного контроля.

Вклад общества мог бы быть больше

По мнению Елены Панфиловой, в стратегии и прочих подобных документах не хватает данных исследований и мониторинга в достаточном объеме, а также пунктов об участии общества в борьбе с коррупцией.

"Мне кажется, этого крайне недостаточно, потому что у общества есть значительно больше способов влияния на ситуацию", - говорит Панфилова.

Один пункт о роли общественных организаций содержится в указе президента об утверждении стратегии и плана.

В самих документах есть еще несколько пунктов на эту тему.

"А что касается создания нетерпимого отношения, то этим в значительной мере должна заниматься как раз власть, она должна показывать, что она борется, потому что главный способ антикоррупционного образования – это показывать реальные дела", - добавила глава российского отделения Transparency International.

Случай с Daimler как тест

Возможностью продемонстрировать одно такое реальное дело российская верховная власть, по мнению экспертов, не воспользовалась как раз в последние недели, когда заседал президентский Совет по борьбе с коррупцией и утверждались стратегия с планом.

1 апреля судебные власти США объявили, что компания Daimler AG приговорена к многомиллионному штрафу за дачу взяток во многих странах мира, в том числе в России.

По информации, раскрытой самой компанией и Минюстом США, взятки на общую сумму не менее 5 млн евро в первой половине 2000-х годов получили люди, ведающие закупкой автомобилей в "гараже особого назначения" (ГОН), обслуживающем высшее руководство России, а также в МВД, министерстве обороны и других органах власти.

На прошлой неделе Следственный комитет при прокуратуре объявил, что не будет расследовать эти случаи, поскольку не получал ни соответствующих заявлений от кого-либо, ни материалов, подтверждающих факты коррупции.

Между тем, как отмечают юристы, по статье 144 Уголовного кодекса России прокурор может назначить проверку и на основании публикаций в прессе.

6 апреля на заседании Совета по противодействию коррупции президент Медведев призвал руководителей ведомств лично следить за борьбой с коррупцией, добавив, что и сам старается реагировать на "резонансные темы".

"Никаких нет проблем снять трубку присутствующим здесь начальникам и сказать: слушай, здесь пишут об этом, ну-ка, проверьте", - заметил Медведев. О том, что пишут про обслуживающий его же "гараж особого назначения", он не упомянул.

И Елена Панфилова, и Кирилл Кабанов отмечают, что президент и не должен реагировать на все сигналы о частных случаях коррупции – реагировать должна прокуратура и другие контрольные органы.

Не положено "светить"

По мнению Панфиловой, власти наверняка уже знают, кто получал взятки за закупку "Мерседесов", поскольку в обнародованных документах по делу Daimler подробно перечислены фирмы и счета, куда поступали деньги.

"Значит, приходится делать вывод, что там задействованы имена, которые не положено "светить", значит, дело не расследуется, потому что может всплыть что-то такое, чего никто не хочет", - предполагает Панфилова.

"Вот и все. И после этого можно сколько угодно говорить про создание в стране нетолерантного отношения к коррупции, но пока такие факты будут случаться, вся толерантность будет оставаться на месте", - считает глава российского отделения Transparency International.