США напугали «грязной бомбой»

Проект «Гейгер» выявил 2200 случаев повышения радиологической опасности в связи с террористической деятельностью

Накануне визита в США президента России Дмитрия Медведева местные СМИ муссировали информацию о том, что Интерпол располагает сведениями об опасности использования террористами так называемой «грязной бомбы». Со ссылкой на сотрудника субдиректората общественной безопасности и терроризма Интерпола Айсу Окана, американская пресса рассказала о проекте «Гейгер», осуществляемом Интерполом при помощи департамента энергетики и национальной лаборатории США, в ходе которого получена информация о 2200 различных событиях, связанных с радиологической опасностью. По словам Айсу Оканы, только в Восточной Европе выявлено 50 попыток продать радиоактивные материалы, большая часть из которых приходится на Украину, а транзит подобных грузов идет через Грузию.

Подобные факты свидетельствуют о целенаправленном стремлении террористических группировок получить радиоактивные материалы.

Насколько реальна угроза применения «грязной бомбы» террористами? Об этом корреспондент «СП» попросил рассказать эксперта инфоцентра «Оружие XXI века» капитана второго ранга Александра Сурпина.

«СП»: - Начнем с прояснения того, что такое «грязная бомба»?

- Это вид радиологического оружия, которое использует в качестве поражающего фактора ионизирующее излучение радиоактивных материалов. Устройство «грязной бомбы» простейшее: контейнер с радиоактивными изотопами и заряд взрывчатки, при подрыве которой излучающее вещество распыляется на большой площади и поражает людей. Размер бомбы может быть различным в зависимости от количества исходного материала. Одним из вариантов «грязной бомбы» может быть намеренный подрыв установки невоенного назначения, использующей радиоактивные материалы, например, АЭС.

«СП»: - Какие материалы используются в «грязной бомбе»?

- Те, которые легче всего достать. Чаще всего - стронций и цезий, эти изотопы сравнительно доступны. Можно применять и плутоний, но с ним, естественно, сложнее.

Есть теоретические наработки с использованием кобальта. Такую идею высказал еще в 1950 году американец Лео Силард в качестве примера оружия, способного превратить континенты на долгое время в нежилые земли. Созданный взрывом высоко в стратосфере изотоп 60Co способен рассеиваться на больших площадях, заражая их. Слава Богу, такие бомбы никогда не испытывались и не изготавливались из-за непредсказуемости эффекта их действия.



«СП»: - Какова длительность воздействия такого оружия на местность и живые организмы?

- Зависит от начинки. Если в составе бомбы - стронций или цезий, то на очищение территории потребуется 30-40 лет. Если плутоний – десятки тысяч лет. Все это время проследствия взрыва «грязной бомбы» будут медленно, но верно убивать живые организмы, в лучшем случае - заставлять их мутировать.

«СП»: - Неужели такое оружие уже реально выпускается и готовится к применению?

- По официальным данным, ни в одной армии мира такого оружия нет. На то есть чисто прагматические причины. Во-первых, «грязная бомба» не дает немедленного поражающего эффекта (светового излучения, ударной волны, и других видов воздействия атомного оружия) и, следовательно, малополезна в качестве боевого оружия. Во-вторых, использование такого оружия приведет к радиационному заражению почвы, воды, к очагам возникновения лучевой болезни на больших территориях.

И на долгое время. Поскольку обычно война ведется с целью завоевания территории, то теряется смысл в применении такого оружия. Не зря «грязную бомбу» прозвали чисто террористическим оружием. Для террористов она, наверное, заманчива. Ведь одна лишь угроза применения такого оружия уже вызывает панику у больших масс людей. А создать его легко. Никаких высоких технологий для этого не надо, с «грязной бомбой» вполне справится кустарь-одиночка.

«СП»: - Были ли случаи применения «грязной бомбы»?

- К счастью, нет, если не считать чернобыльский взрыв. Но там, похоже, сработали природные причины, а террористы не при чем. Думается, последствия применения «грязной бомбы» настолько страшны, долговременны и всеобъемлющи, что даже террористические организации их опасаются. Хотя о попытках сообщалось. Например, министр юстиции США Джон Эшкрофт, находясь с визитом в Москве, рассказал, что 8 мая в аэропорту Чикаго был арестован прилетевший из Пакистана Абдулла аль-Мухаджир. 

Этот экстремист якобы собирался сконструировать и взорвать в Вашингтоне «грязную атомную бомбу». А начинку для неё он якобы приобрел в Восточной Европе. О других подробностях пока ничего не известно. Тем не менее, данные полученные в ходе проекта «Гейгер», не могут не настораживать. Эскалация терроризма — очевидный факт, и когда-то она может дойти до той точки, после которой будет снижен порог применения самых страшных видов оружия.

Источник: http://svpressa.ru/society/article/26792/

0
189
0