Чего Москва хочет в Арктике

На модерации Отложенный

В Арктике авантюризм неотделим от высокой политики. В 2007 году подводная экспедиция под руководством россиянина установила флаг на дне океана под Северным полюсом, продемонстрировав уникальные возможности и вызвав тревогу у других северных держав. На прошлой неделе на фоне ожиданий театрализованного десанта российских военных на полюс в честь советской миссии 1949 года теневая война провокаций и деклараций вступила в свой новый этап.

Министр иностранных дел Канады Лоуренс Кэннон, только что вернувшийся из арктического "турне суверенитета", был прямолинеен: "Российская пропаганда меня не впечатляет". "Свою работу мы делаем серьезно, - добавил он. - В отличие от русских с их трюками".

Позиция самой России, похоже, была утрачена при переводе. Но если есть такая страна, которая определит будущее Арктики, то это Россия. У нее важные интересы, укорененные в истории и геополитике и обостренные изменением климата и спросом на ресурсы.

Во-первых, Сибирь и Арктика давно воспринимаются как источник стратегической глубины: как оплот (в 1812 и 1941 годах), либо как платформа (особенно для советских подводных лодок в годы "холодной войны". Главная причина такой населенности российской Арктики - в городе Мурманске живет в три раза больше людей, чем во всей канадской Арктике - состоит в том, Советский Союз целенаправленно размещал на Севере объекты военно-промышленного комплекса. Геополитические соображения играют большую роль в недавнем флирте России с Исландией.

Во-вторых, давней целью является морской путь из Европы в Азию через Арктику. Его создание способствовало бы открытию обширных внутренних районов России (ее главные реки текут на север) и преодолению крупнейшей геополитической слабости страны: оторванности запада от востока. Поражение 1905 года при Цусиме, когда флот России, вынужденный пройти полмира, был уничтожен японцами, действовавшими недалеко от ее берегов, дает о себе знать по сей день. Российский Северо-восточный проход будет открыт задолго до канадского Северо-западного прохода. Российская государственная судоходная компания "Совкомфлот" планирует отправить груз нефти из Белого моря в Японию уже этим летом.

В-третьих, по мере истощения месторождений нефти, производство углеводородов, играющее ключевую роль для внешнеполитического влияния России и ее внутриполитической стабильности, скорее всего, будет переноситься на север.

Возможно, Европа (в том числе, Британия) окажется во все большей зависимости от арктического газа. Президент Дмитрий Медведев подчеркивает, что Арктика должна стать к 2020 году "основной стратегической ресурсной базой" страны. В частности, именно поэтому Россия столь активно собирает данные, которые, как она считает, позволят ей выступить с максимально возможными территориальными притязаниями.

Но подход России к Арктике нужно понимать и в культурном плане. Россия обожает праздновать различные годовщины, а Арктика дает множество поводов для празднования. Советские парашютисты первыми высадились на полюс, а советские пилоты первыми там приземлились. У России там было больше плавучих исследовательских станций, чем у кого-либо еще, а ее ледокольный флот мощнее любого другого.

Все это важно. История освоения Арктики, почти неизвестная за пределами страны, формирует восприятие россиян. Джек Лондон, этот насквозь американский автор книг о Севере, был одним из самых любимых писателей в СССР.

Подход России, если понять его правильно, вовсе не обязательно должен вызывать тревогу. Однако он требует адекватных реакций и дипломатии со стороны других арктических стран и таких организаций, как НАТО.

Конвенция ООН по морскому праву (в которой не участвуют США), не решая проблемы перекрывающихся притязаний, задает рамки для обсуждения вопроса о том, кому что принадлежит в Арктике. В прошлом месяце Медведев предупреждал о "попытках ограничить доступ России к разработке и освоению арктических месторождений". Но это не означает, что Россия собирается порвать документ, в котором прописаны ее права.

Конечно, ситуация может измениться. Как заявил несколько недель назад министр иностранных дел Норвегии в кулуарах арктического саммита в Канаде (в котором впервые принял участие государственный секретарь США) Россия "пока не является стабильным, надежным, предсказуемым государством". Можно ожидать новых провокаций с ее стороны - или заявлений о провокациях других стран. Однако на следующей неделе Россия проведет в Москве собственную конференцию по Арктике. Намечается соглашение с Норвегией по поводу спорного района в Баренцевом море, богатого нефтью. Одно можно сказать наверняка - активность России в Арктике останется в новостях. Теперь наша задача - научиться ее правильно интерпретировать.