Дефолт Украины с обнищанием населения становится неизбежным

На модерации Отложенный

Американка украинского происхождения Наталья Яресько перед встречей с министром финансов США Джейкобом Лью в Вашингтоне 16 марта 2015 года – речь шла якобы о фейках в российском сегменте Интернета. Могли бы придумать легенду поубедительнее. Photo by AFP

 

Дефолт Украины становится почти неотвратимым. Кредитный, рейтинг страны по данным агентства деловой информации Блумберг опустился до позиции B, а цена дефолтных свопов доросла до 1043 пунктов, а вероятность дефолта Украины равна 16%.

Вроде бы не так много, но ниже в рейтинге дефолта стран мира находятся только Аргентина и Венесуэла, у которых вероятность дефолта 100%, то есть он уже произошёл. На простом языке это значит, что Украина – ближайший кандидат на дефолт. Для сравнения: вероятность дефолта Пакистана, находящегося на одну ступень выше Украины в списке – 11%, у России (середина списка) – 4%, у США – 1%, а у Швеции (начало списка) – практически 0%.

Почти так же близко Украина подходила к дефолту только в 2015 году при правительстве Арсения Яценюка, когда цена кредитно-дефолтных свопов достигла 988 пунктов. Тогда дефолта удалось избежать только благодаря печально известной реструктуризации долгов, проведенной министром финансов Натальей Яресько, которая загнала страну в неустранимую долговую зависимость, а сама потом скрылась за границей.

На этот раз никаких отсрочек или реструктуризации кредиторы Украине не предлагают. А по косвенным признакам в дефолте заинтересованы влиятельные внешние и внутренние силы, что делает его очень вероятным.

Например, обращает на себя внимание, что цена украинских свопов (и, стало быть, вероятность дефолта) резко увеличилась буквально за один месяц – после 17 февраля, когда на Украине ушло в отставку правительство Алексея Гончарука. Есть веские основания считать, что спонсор отставленного правительства соросят международный спекулянт Джордж Сорос просто решил вывести своих подопечных из-под удара критики за стававший всё более вероятным дефолт.

Или, что на практике одно и то же, после утраты власти его ставленниками Сорос дал команду своим подопечным в агентстве Блумберг перестать искусственно поддерживать относительно высокий кредитный рейтинг Украины. Сам Сорос просто рассчитывает нажиться на банкротстве страны, поскольку получение прибылей от ловли рыбы в мутной воде крупных экономических кризисов – его основная специализация.

С другой стороны, дефолт нужен олигарху Игорю Коломойскому. У него интерес вполне конкретный – при таком раскладе МВФ безоговорочно прекратит сотрудничество с Украиной, а значит – перестанет требовать принятия закона о невозможности реприватизации в его пользу ПриватБанка. ПриватБанк же нужен Коломойскому не столько для наживы, сколько для отзыва исков к нему от государственной администрации банка.

Дело в том, что на протяжении 2005-2015 годов Коломойский занимался, в основном, тем, что просто выводил средства вкладчиков Привата на оффшорные счета.

То есть лучший банк Украины работал как обычная финансовая пирамида. Таким образом было выведено около 6 миллиардов долларов. Чтобы не допустить банкротства ПриватБанка, могущего обрушить всю финансовую систему Украины, при президентстве Петра Порошенко Минфин был вынужден влить в Приват 150 миллиардов гривен рефинансирования и приватизировать банк.

Но на часть украденных денег люди Игоря Коломойского скупили недвижимость в США и Великобритании. Теперь американские и британские суды по искам, которые были вынуждены подать украинские чиновники, ведут процессы против олигарха, а ФБР США продолжает уголовное расследование за отмывание денег. Уголовное и судебные следствия близки к завершению, что грозит Коломойскому банальным приговором по уголовной статье в Америке, не говоря уже о финансовых санкциях в обеих странах. И отозвать иски для олигарха жизненно необхне удаодимо, для чего ему нужно вернуть себе ПриватБанк.

Выполнить требования МВФ для получения очередного кредита – протолкнуть законы о продаже земли и запрете реприватизации ПриватБанка – президенту Владимиру Зеленскому не удаётся. Да и экономический кризис Украины зашёл так далеко, что ожидаемый транш в чуть больше 1 миллиарда долларов уже вряд ли бы помог предотвратить дефолт на время дольше, чем пара месяцев. Тем более, что карантин по коронавирусу дополнительно затормозил экономику и лишил и так дефицитный бюджет значительной части доходов.

Вот и получается, что дефолт страны почти неизбежен. В мае или самое позднее июне правительству Дениса Шмыгаля придётся объявить о невозможности Украины рассчитываться по внешним долговым обязательствам. Однако это не будет значить, что долги страны-банкрота простят. Международные кредиторы придумают механизмы для взыскания денег. Например, вполне возможно, что страну таки заставят продать землю, причём за бесценок.

Для населения дефолт будет означать в лучшем случае заморозку, а вероятнее секвестр всех социальных программ и выплат. Население ещё больше обеднеет и обнищает.

Помочь Украине могли бы внешние силы. Однако США и Европа никогда не предоставляли сколь-нибудь значительной безвозмездной финансовой помощи. Их цель была прямо противоположной – ограбить страну, что они с успехом продолжают делать. К России Украина не обратится из политических соображений. И даже Китай, после отказа Украины продать Мотор Сич по указке США, не станет помогать.

Поссориться со всеми реальными возможными союзниками – это надо было постараться, но у Украины получилось. Теперь выхода у страны, кроме как стать беспомощной жертвой кризиса, просто нет. Результат для постмайданной политики абсолютно закономерный.