Шереметьево прокляли?

На модерации Отложенный

Ситуация, сложившаяся в московском аэропорту Шереметьево, все больше напоминает известное выражение «слепые ведут слепых». Да простит меня администрация аэропорта, но что еще можно сказать, глядя на лавинообразный рост проблем, преследующих АО «МАШ» с… начала 2019 года?

Может показаться что именно 2019 стал для Шереметьево самым неудачным годом в истории. В начале этого года с взлетно-посадочной полосы аэропорта начали выкатываться воздушные суда - в январе выкатился сначала Boeing-737 авиакомпании Smart Wings, а потом Boeing авиакомпании «Аэрофлот», в конце февраля бизнес-джет Gulfstream закончил процедуру посадки в сугробе сбоку от ВПП… И это только самые громкие случаи, попавшие в СМИ. Что случилось с покрытием полосы в 2019 году остается загадкой, но это лишь часть проблем. В январе же в запретную зону перрона без досмотра проник пассажир, спокойно забравшийся в самолет и севший в кресло. Данная история показалась многим журналистам не более чем курьезом, а вот ответственным за антитеррористическую безопасность добавила немало седых волос.

Специалисты говорят, что количество возвратов воздушных судов в аэропорт из-за той или иной неисправности значительно выросло, а ситуация, при котором самолет кружит возле Шереметьево, ожидая своей очереди на посадку, возникает все чаще и чаще, да и пассажиры это замечают. Неужели это признак перегруженности аэропорта и неготовности его систем к выполнению такого количества операций по обслуживанию за короткий срок?

Страшная кульминация еще не закончившегося 2019 года - катастрофа со сгоревшим «Суперджетом». Кадры трагедии облетели весь мир - пылающий самолет, вокруг него находятся чудом спасшиеся пассажиры и… Ни одной машины. То, что неисправный самолет, садящийся с полным баком и превышением посадочной массы не встречала на земле запененная полоса и вереница пожарных машин, выстроенная вдоль ВПП, до сих пор вызывает горькие вопросы о реальной возможности спасти большее количество людей.

Конечно же, говорить о состоянии дел в аэропорту и не затронуть тему трагедии невозможно. Пассажиры заинтересованы в максимально объективном рассмотрении этого дело и принятии мер, а в социальных сетях все больше настороженных комментариев о том, что слишком высок соблазн сделать виновными исключительно пилотов. Люди не хотят такого варианта развития событий, внимание общества к произошедшей трагедии максимально. Профильные форумы задают вопросы - что было с электропитанием воздушного судна? Почему пилоты запустили вспомогательную силовую установку? Насколько отличается поведение самолета при ручном управлении в условиях ограниченного электропитания и разных режима управления? Правда ли, что в целях экономии пилотам запрещают осуществлять перезагрузку систем? Почему в Америке запретили эксплуатацию проблемных «Боингов», а у нас «Суперджеты» продолжают летать? Где была земля, когда объятый пламенем самолет наконец-то остановился? Производили ли авиакомпания и аэропорт действия по вводу новой техники в эксплуатацию?

В плане последствий катастрофа «Суперджета», конечно, стала самым значительным событием в Шереметьево, но хронологически оно далеко не последнее. Потопы, ложные срабатывания пожарной сигнализации, ну и происходящий прямо сейчас багажный коллапс, о котором знают уже наверное все.

Прокуратуре, кажется, легче открыть в Шереметьево филиал чем выезжать туда для проверки каждого инцидента, вам не кажется?

Вспоминаешь все это - и возникает ощущение что 2019 год для аэропорта проклят. Однако разве это так? С момента приватизации АО «МАШ» происходило много разных событий…

В 2015 году с передачи грузов «Аэрофлота» в дочернюю компанию Шереметьево, «Москва Карго», начался грандиозный грузовой коллапс, продолжение которого явственно видно и в последующие годы. Проблемы с затоплением начались не после сильного июньского дождя - уже в 2017 году на видеохостингах стали появляться кадры со спецтехникой, колеса которой скрывались в воде. Нелегалы с сомнительными намерениями пробирались в Шереметьево и раньше - так, в 2015 году один пассажир вообще рисковал жизнями людей, гоняя на угнанном микроавтобусе по полосам, а в 2018 другого пассажира на взлетно-посадочной полосе сбил самолет.

То есть это не 2019 год плохой?

Посмотрите на эту схематичную диаграмму, показывающую общий вектор уровня безопасности в аэропорту Шереметьево. Она отвечает на вопрос - насколько упал уровень безопасности для пассажиров, и можно ли было. После каждого серьезного инцидента уровень безопасности падал все ниже, ниже и ниже… При этом частота инцидентов постоянно увеличивалась, достигнув в 2019 году жуткой кульминации в виде унесшей жизни людей авиакатастрофы.

Давайте теперь посмотрим на ситуацию с другой стороны

О росте тарифов предупреждали неоднократно - даже официально говорилось, что передача аэродрома Шереметьево в концессию приведет к повышению стоимости взлет-посадки в два раза (причем Федеральная антимонопольная служба заявила, что не видит в этом ничего плохого). Термин «аутсорсинг», который в целях лаконичности используется в схеме, не совсем верен - на самом деле происходящее разделение работы, традиционно выполняемой подразделениями аэропорта, на несколько обществ с ограниченной ответственностью привело к дополнительным надбавкам. Вопросы обеспечения безопасности, решаемые привлечением как собственных охранных служб, так и сторонних ЧОПов, никуда не делись - в аэропорту по прежнему жалуются на пропажи в багажах, а нелегально попавший на перрон пассажир уже перестает удивлять - зато дополнительно «накрутили» и без того подросший тариф.

Ну и конечно итоговое «блюдо» - окончательная монополизация Шереметьево, выраженная путем передачи государственных регулирующих функций в частные руки. Это хорошо видно на примере багажного коллапса, к которому привело странное решение авиакомпании «Аэрофлот» передать свои функции и своих сотрудников в еще одно Шереметьевское «Общество с ограниченной ответственностью». По словам участников рынка, необходимость работы с дочерними компаниями аэропорта прямо вытекает из желания получать удобные слоты, стоянки и обслуживание. На ФАС у участников рынка, видимо, надежды уже нет - орган не видит ничего плохого в двукратном росте тарифов, не факт что увидит проблему и в «пакетном» предоставлении услуг, когда для получения какой-либо необходимой авиакомпанией услуги нужно оплатить и другие услуги, оказанные именно дочерними компаниями аэропорта.

Неужели именно монополия привела к такому развитию событий? Для того, чтобы удостовериться в этом, необходимо перестать смотреть на происходящие в Шереметьево отклонения как на отдельные инциденты, и увидеть наконец системность проблемы. Неужели не видно, что низкие зарплаты грузчиков-багажников и отсутствие пожарных машин, стоящих вдоль полосы в полной боевой готовности - это звенья одной цепи? Как заставить проверяющие органы понять, что рассматривать отсутствие работающей ливневки и не работающий из-за влаги межтерминальный туннель нужно в совокупности с отказывающей системой пожаротушения в новом терминале В?

Если выстроить все происходящее в Шереметьево в одну линию, становится понятно - государству следует объективнее подходить к контролю за частным собственником аэропорта, сбросив с глаз пелену эйфории от рассказов об инвестициях частных средств в транспортную инфраструктуру Российской Федерации.

В конце концов, разве государство не обязано проверить все условия акционерного соглашения с частным собственником? Трудно поверить в то, что когда его заключали, предполагалось хранение чемоданов пассажиров в виде гигантского завала, а также потопы, катастрофы, незаконные проникновения, отказывающая инфраструктура, коллапсы, нанесенный авиакомпаниям ущерб… Не пора ли сдуть пыль с акционерного соглашения и освежить в памяти раздел об ответственности сторон?

Судя по комментариям, которые люди оставляют к постоянно появляющимся негативным новостям из Шереметьево, граждане нашей страны уже прямо требуют от власти разобраться с происходящим в аэропорту хаосом. Нас можно понять, правда - никто не хочет, чтобы его багаж потеряли, кого-то опять задавили самолетом, с потолка терминала текла вода, вместо поездки по туннелю предлагали подождать автобус, и уж тем более никто не желает слететь грядущей зимой с полосы, уже не говоря про более страшные возможности… Думается мне, пассажиры заслужили право на собственное спокойствие и безопасность. Теперь ход за контролирующими органами - рано или поздно они должны понять, что в происходящем не всегда бывают виноваты грузчики и пилоты.