ДОЛОЙ ДЕМОКРАТИЮ.ДАЕШЬ НАРОДНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ!

 

Виктор ГУЩИН, политолог, публицист

Автор книги «Умение предвидеть. Как этому научиться»

На днях по всем более или менее   солидным печатным изданиям, по информационным программам российского радио и телевидения прошло сообщение, что экс-глава Министерства экономики, нынешний Председатель Правления Сбербанка   России Г.Греф в интервью телеканалу «Россия 24» заявил: главная беда, от которой сегодня больше всего страдает страна, это так называемые  «ГЭПы»,  сопровождающие  существующую в России систему государственного управления.

 

В контексте сказанного этот аллегорический термин из трех букв применительно к управлению следует понимать  как стремительно растущие накладные расходы на содержание органов власти и сопровождение ими принятых   решений. «Нужно сделать так, - отметил Г.Греф, - чтобы эти «гэпы» всерьез уменьшились или вообще исчезли».

 

Возьму на себя смелость утверждать, бывший экс-министр, ныне главный банкир России, употребил этот термин в аллегорическом смысле. В исконном он означает резкий рост, даже «скачек или разрыв» между начальной и конечной ценой «предложения» на биржевых торгах. И сделал это, скорее, с целью запутать абсолютно ясную для него проблему, чем прояснить, тем более решить.

 

В противном случае, если бы вдруг кому-то очень захотелось, легко можно было подвести Г.Грефа за высказанную мысль о необходимости ликвидации «гэпов» под уголовное наказание за экстремизм и публичные призывы к насильственному свержению «незыблемых основ демократической власти», сохранение которых гарантировано Конституцией России. (См.  Преамбула Основного Закона).

 

Полагаю, Г.Греф как экономист и банкир, лучше других знает и понимает: при ближайшем рассмотрении любой здравомыслящий человек в конечном итоге обязательно придет к выводу, что самый тяжкий «гэп», лежащий на плечах России тяжким грузом, это существование нынешней «представительной демократии». Она себя функционально, по сути и в принципах, давно исчерпала, перестав быть, как ей изначально предписывалось самим названием «народной властью», деградировав в дорогостоящий коррупционно-бюрократический «ГЭП».    .

 

В управлении страной органы представительной власти практически никакого участия не принимают. В реальных процессах жизнеобеспечения страны они абсолютно не задействованы. Бывали случаи, в Ульяновской области, к примеру, когда Законодательное собрание бездействовало полтора года, но этого фактически никто даже не заметил. Да это и понятно. Установленные депутатам высокие зарплаты регулярно выплачивались, а   жизнь простых людей, решение их текущих проблем от наличия или отсутствия депутатского корпуса, идёт ли речь об Ульяновской области, или каком-либо ином регионе страны, не зависела и не зависит.  

 

Это, если не углубляться в суть проблемы. Хотя на самом деле, без депутатского корпуса подавляющему числу россиян жилось бы как минимум в два раза лучше. На одно только содержание депутатского корпуса разных уровней ежегодно уходит свыше 13 процентов Внутреннего Валового Продукта. Колоссальная сумма! Ни одна из отраслей народного хозяйства не в состоянии покрыть такие расходы. Все доходы от добычи нефти, угля и газа по сути дела «проживают, проедают, пропивают» депутаты.

 

Если органы «представительной демократии» вдруг «исчезли» бы, как деликатно выразился Г.Греф, то за счет   возникшей экономии бюджетных средств   в миг можно было бы   решить важнейшую задачу, которую в России встретили бы «на ура». Речь идет о   двукратном увеличении пенсий, стипендий студентам, социальных пособий ветеранам и инвалидам, заработных плат работникам бюджетной сферы. А это почти 80 процентов взрослого населения России. Никакие иные реформы, кто бы их ни предлагал, Кудрин, Глазьев, Титов, Шохин  или   Касьянов, Рыжков, Навальный, Прохоров, такого эффекта не принесут. 

 

А самое главное, это никак не скажется на снижении качества управления страной, наоборот, приведет к резкому повышению его эффективности. Ведь на самом деле нынешняя система государственного управления состоит, как сказали бы садоводы, из «намеренно запараллеленных ветвей власти», как это делают в яблоневых садах, предназначенных   не для ручной, а машинно-автоматизированной  уборки урожая.

 

Вот и при демократии, две её основные ветви, - представительная и исполнительная, -   на всем пространстве своей деятельности на самом деле дублируют друг друга. Такая система властного взаимодействия   изначально была выстроена исходя из принципов «разделения властей с целью создания взаимных сдержек и противовесов в ходе принятия и реализации решений», ныне совершенно исчерпавших свой управленческий смысл и предназначение.

 

Было время, когда ни та ни другая власть, хотя считалось, что обе действуют от имени народа и защищают его интересы, по сугубо объективным причинам, включая организационные и технологические, не могли работать с население напрямую.  На это уходило бы слишком много времени, сил и средств. Поэтому властям, исполнительной и представительной, пришлось создавать суррогатно-посредническую систему взаимодействия   как на уровне  принятия решений, так и их реализации. Но теперь-то в этом никакой необходимости нет. 

 

Вот уже несколько лет как функциональная нужда в параллельном существовании двух ветвей власти абсолютно отпала, - сегодня не составляет труда с помощью современных средств коммуникаций   организовать общероссийские веб-референдумы по любому законодательному проекту или правительственному решению. И даже в  том случае, если принимаемые  напрямую  гражданами решения  не окажутся  лучше  тех,что  рождаются  в  депутатских структурах, выгода в итоге будет неоспоримой. Станет  очевидной  никчемность  нагромождения  давно утративших свой смысл и значение   представительных и исполнительных органов власти, оборачивающихся  не только для России, но и всех других демократических стран невыносимым общественно-политическим нонсенсом и нестерпимым финансово-экономическим  бременем.

         

Если попытаться взглянуть на нынешнюю ситуацию под углом   зрения принципиального   совершенствования   системы управления, то придется признать: совокупность трудностей и проблем, которые сегодня переживает Россия, поставили её, как уже не раз бывало в прошлом, перед необходимостью   разбираться не только в собственных делах, а решать      насущные исторические задачи. Запрос, как говорится, мировой, а откликаться, похоже, как бывало уже не раз, придется России.


Объяснение здесь простое: в силу своего геополитического положения, ресурсного потенциала и особенностей развития, Россия   почти всегда оказывается в эпицентре мировых   событий. К слову, замечу, почти во всех квалифицированных, получивших высокую оценку специалистов   научных исследованиях, посвященных процессам исторического развития Европы и мира, Россия всегда оказывается в центре внимания, особенно   когда дело доходи  до  подведения  итогов    происшедшего.


Все противоречия Современного мира и России в том числе, предопределены сегодня одним общим для всех обстоятельством: будет ли найден адекватный ответ на поставленный наступившей эпохой вопрос о переходе к новой управленческой цивилизации. Перед этой проблемой причины всех других экономических, социальных, политических неурядиц, вплоть до жесточайших кризисов, отходят на задний план.


Ныне по сути дела, речь идет о том, чтобы создать на планете ещё   невиданную человечеством принципиально новую модель   обустройства общества, основанную не на принципах доверительного представительства или элитарного посредничества, как до сих пор, а прямого участия граждан в управлении страной, предполагающего гораздо более высокий уровень личной свободы, человеческого достоинства и гражданской ответственности людей. В силу объектных исторических предпосылок, но главным образом, под воздействием актуальных политических событий, Россия продвинулась в этом направлении гораздо дальше, чем все остальные страны.


Прежде содержание сменявших друг друга методов управления во все времена каждая страна предопределяла сама. На свой взгляд, вкус и манер. Пока не наступила эпоха глобализации, поставившая перед человечеством невиданную цивилизационную задачу: найти взаимоприемлемый режим управления сразу для всей планеты, для всех втянутых в систему мирового хозяйства государств, совершенно различных по уровню развития и политическому устройству.


Выбор на поверку оказался небольшой. Поначалу считалось, что для достижения цели будет достаточно унифицировать доказавшую свою управленческую эффективность рыночную демократию, утвердившуюся в наиболее развитой части мира, прежде всего США и Европы. Однако, очень скоро, особенно после неудавшихся попыток демократического реформирования России, её исключения из состава «Большой Восьмерки», выяснилось, что функционального ресурса для управления всей планетой у демократии явно недостаточно.

 

Мало этого, сама «демократическая зона» оказалась в полосе постоянных из раза в раз нарастающих и обостряющихся социально-экономических и идейно-политических кризисов, суть которых свидетельствует об исчерпанности управленческого потенциала и неминуемо надвигающейся на весь мир дезорганизационной катастрофы. Суть нынешнего управленческого кризиса связанна, повторяю ещё раз, с утратой самого функционального предназначения понятия демократии, как «народной  власти».

 

Значит, выход надо искать в создании приемов и механизмов, позволяющих каждому человеку непосредственно участвовать в принятии решений. По кредитам-ли, по  расходам-ли  ли,  по  жизни-ли, по  смерти-ли. Это только на первый взгляд кажется сложным и обременительным. На самом же деле при нынешнем уровне технологической оснащенности, теперешнем развитии средств связи, информации и коммуникаций, наладить такую систему принятия решений не составит труда.


Практически   единственное, что для этого нужно в сугубо технологическом и организационном смысле, это оснастить каждого гражданина страны   миниатюрным   пультом связи   с персональным кодом пользователя, вроде нынешних мобильных телефонов, но гораздо более    простых   и дешёвых.  Кто скажет, что   эта задача   нерешаемая?! Стоит это сделать, и мы превратим страну в единый самоуправляющейся Планетополис, в котором   можно будет проголосовать   за любое   из решений, представленных для выбора, ни то что в масштабах такой огромной страны как Россия, а хоть всей   планеты.

 

Не исключаю, именно это достаточно скоро   может потребоваться.  И тогда взоры   всего мира обратятся к России как к обладателю новой перспективной модели управления.  А пока этого   не произошло   она может   подать   другой   привлекательный   пример, оказавшись первой страной в мире, внедрившей   систему моментального оповещения граждан по широкому кругу вопросов, начиная с экстренных сообщений, до справочной      информации   из  различных  областей  жизни…    

 

Как-то   Микеланджело, автора    знаменитой   скульптуры    Давида, спросили, как ему   удалось   создать   такой скульптурный шедевр.  Он ответил: «Очень просто.  Взял бесформенную глыбу мрамора и отсек всё лишнее».

Затем   эту мысль словом и делом подтвердил   знаменитый Роден. После того, как я это понял, когда речь заходит о реформировании, я всегда вспоминаю, что суть этого процесса   сводится не к созданию нового, а к отсечению старого, отжившего.  

 

Вот и сегодня, говоря о назревшем переходе от демократии к самоуправлению, не устаю повторять: ничего   не надо разрушать и уничтожать   из   того, что хорошо себя зарекомендовало когда бы то ни было. При феодализме, капитализме, социализме, демократии. Все, что связано   с подготовкой проектов решений, предназначенных для вынесения на всеобщее голосование, надо сохранить   и даже усилить.

 

При самоуправлении наверняка получат новый стимул исследовательские центры, экспертные структуры, консалтинговые профессиональные консультации.  Их работа станет более динамичной, разнообразной, содержательной.  Все эти «звенья» существуют и   сегодня, но они   превращены «в депутатскую обслугу», в придаток административно-бюрократических аппаратов.  Получается, что «хвост управляет собакой», надо отсечь «собаку от хвоста» и дело управления сразу пойдет на  лад. 

 

Кандидаты в депутаты, когда идут на выборы,  работают  ни  на  страну,  ни  на  людей,  даже  ни  на  своих  избирателей.  Они работают исключительно на себя, поэтому и тратят   на избирательные компании огромные деньги.  Вы думаете, ради того, чтобы   послужить людям, стране, избирателям?  Да ничуть. Демократическое «депутатство»   давно   превратилось  в  своеобразный  вид  бизнеса, иногда  приносящий доходы ни чуть не меньшие, чем  торговли  оружием  и  наркотиками. Нынешний депутатский корпус  это своего рода политический класс, приватизировавший  власть к  собственной  выгоде..


Решающим залогом успешного перехода     России от  нынешней   представительной   бизнес-демократии   к   системе  самоуправления ,  на  мой   взгляд,   является  тот  факт,  что   В. Путину   удалось  выстроить   хорошо  организованную, квалифицированную,  дисциплинированную, а  главное, - идейно-политически  бесполую   исполнительную  вертикаль.

 

В чем была одна из основных причин неудач «горбачевской перестройки»? Кадров,   способных  обеспечить  соответствующий  переход,  в  структурах  государственного  управления   и  в  органах   исполнительной  власти  не  оказалось. При отсутствии  кадров,  в  чем   нам   на  собственном  опыте,  в который  уже  раз  пришлось  убедиться,  не  решается  вообще  ничего. 

 

Сегодня такие   кадры, кстати, в конечном   итоге, благодаря   всё той же «перестройке», спасибо, есть.  Нужные для перехода от представительной демократии   к прямому народному самоуправлению   исполнители в том же Правительстве, в Кремлевской Администрации, в   федеральных и региональных исполнительных структурах, теперь   есть. Только среди депутатов их никогда не было, нет и, скорее всего, никогда не будет. Любые посредники, рано или поздно, неважно где, в политике или бизнесе, обязательно начинают работать только на себя.

 

Сама объективная логика существования депутатов по своей природе враждебна идеям самоуправления - им обязательно нужны   Парламенты, Законодательные собрания, партии, фракции, избирательные блоки. Иными словами, всё что людей разъединяет, расселяет по партийно-фракционным квартирам, создаёт предпосылки    для   паразитического   существования посреднических представительских структур, в которых абсолютно нет никакой функциональной необходимости. Это при том, как я уже говорил, на содержание депутатского корпуса, уходит свыше 13 процентов годового Валового Внутреннего Продукта.


 Если о предстоящем  создании системы Прямого Народного Самоуправления  в замен  нынешней представительной демократии говорить  «чисто  конкретно», то   её стратегический  функциональный   должен состоять  в  построении  вектора  принятия  правильных  решений   между  двумя  координатными ограничителями: исполнительной   вертикалью   и  повелительной   горизонталью. Главное отличительное качество   исполнительной вертикали -  высокий   управленческий профессионализм, без всяких посторонних примесей, особенно идеологических и политических. Топ – менеджер без   убеждений, с хорошей зарплатой, идеальная фигура управленца. Повелительная горизонталь   призвана обеспечивать существование всеохватывающей и всё пронизывающей системы управления, позволяющей   привлечь к принятию  решений  максимальное  количество   заинтересованных  лиц, начиная  с  обычного  дворника  до  выдающихся  академиков   и  общепризнанных  мудрецов.

 

Абсолютно верного, тем более идеального   решения, «система прямого народного самоуправления» не гарантирует, а вот оптимальное, -  пожалуйста, наукой доказано. Вполне достаточно и для повышения эффективности, и роста абсолютно всех других   экономических показателей, для мобилизации на достижение   поставленной     цели   имеющихся ресурсов, повышения гражданской   активности и ответственности, даже для искоренения коррупции.

 

При переходе к   самоуправлению     нет необходимости  посягать и на выборы  уж  коль  они  нам  так  дороги. Придется лишь их содержательное наполнение   значительно обогатить   и модернизировать. Ведь при самоуправлении людям   придется   выбирать   не промежуточные  звенья,  так  называемых  «котов в  мешке»,  которые, еще  не  известно,  оправдают  ли в ачестве депутатов оказанное  доверие  и   возложенные   на  них   надежды.  Как показывает практика, это происходит далеко  не  всегда. На первое  место  выйдет  сам  смысл  решений,  вынесенных  на  голосование, их  придется  примерять  к  собственной  жизни,  собственным  взглядам, достижениям    и  планам  на  будущее

Вряд ли приходится сомневаться,  что  принимая  решения,  по  которым  предстоит  жить,  люди  легкомысленно  отнесутся  к   процедуре  выбора,  как  они  это    обычно  делают, по  опыту  знаю,  голосуя   за  кандидатов  в  депутаты. Да и за   сделанную ошибку,   если  такое  случится,  пенять  будет  некому.  Кстати, право и обязанность   прямо  участвовать   в  принятии  решений  как правило  невиданно  эффективно  влияет  на  повышение  интеллектуального  потенциала  нации.

 

Вспомните Древнюю Грецию, жители  её    самоуправляющихся  полисов,  в  сотни,  а,  может,  в  тысячи  раз обладали    меньшим  объемом  знаний,  чем наши  современники,  а  достигли   вершин,  с  которыми  сегодня  ни  одна  цивилизация  сравниться  не  может.  Вы думаете почему?  Не мучайтесь, ответ уже давно дан.  Одним из величайших    мыслителей той эпохи, которому,  как  многие  считают,  по  мощи  интеллекта  до  сих  пор  нет  равных  -  Аристотель.

 

Величайший мыслитель первым употребил слово «идиоты», но  не  в  нынешнем  его  бранном  смысле, а  как  определение  социального типа   людей,  которые  по  каким-то  своим  соображениям,  отказывались  от  участия  в  самоуправлении.  Однако, многие из нас до сих пор  почему-то  с  такой  «идиотской»  практикой не  только  мирятся,  но   даже  находят  в  ней  какие-то  достоинства,  которые  надо  «углублять  и  совершенствовать»,  а   главное, -  «отстаивать  и  защищать». Лично я знаю почему. Да и читатель, полагаю, не сомневается…               


И в заключение одно важное соображение: мешают двигаться к самоуправлению, не технические и организационные сложности, а наши собственные глубокие сомнения, я бы даже назвал их предубеждениями, что люди созрели для принятия самостоятельных решений. На словах мы своим народом и страной гордимся, а на самом деле не верим в здравый смысл и гражданскую ответственность людей, своих соотечественников, боимся передать им в руки бразды правления страной. 

 

Уж что-то одно надо выбирать: либо конституционную декларацию, что «народ единственный источник власти и носитель её суверенитета». (См. Конституция РФ, Статья 3); либо народ – толпа, стадо неразумных баранов, за которых следует всё  решать. В первом случае, мы получим в качестве реальной   власти Прямое Народное Самоуправление, во   втором – будем и дальше имитировать процесс  «совершенствования  и углубления  представительной  демократию»  до тех пор, пока сам народ её  не свергнет. 

0
199
0