"У нас археологи бегают наперегонки со строителями"

На модерации Отложенный

Только после того, как в Москве уничтожили фрагменты древнего Белого города, встал вопрос о создании Общественного совета по культурному наследию

В Москве на Тургеневской площади на прошлой неделе был обнаружен фрагмент основания стены Белого города. Рабочие успели повредить артефакт до того, как вмешалось Мосгорнаследие, остановившее работы.

Помимо этого, московские власти приняли решение поместить под стекло участок деревянной мостовой XVI–XVII веков, раскопанный при реконструкции Тверской улицы. В ночное время памятник будет подсвечиваться, а в зимний период стекло будут подогревать, чтобы оно не покрылось слоем льда и снега. 

На остатки мостовой — полуистлевшие бревна, уложенные в несколько ярусов, — рабочие наткнулись еще две недели назад. И всё это время была непонятна дальнейшая судьба объекта исторического наследия. Уже не раз в Москве фрагменты древних мостовых или участки оснований стен вновь закапывались, а то и вовсе разрушались.

 

— В этот раз планы археологов с планами рабочих сверялись, но там, где кто-то отклонился от предначертанной трассы, они врубились в Белый город, — сообщил «Известиям» координатор движения «Архнадзор» Константин Михайлов. — К счастью, Мосгорнаследие нашло возможности оперативно пресечь работы, которые грозили полным разрушением. Хотя, конечно, без повреждений не обошлось: каждый раз, когда вы втыкаете лопату в землю в городе, которому тысяча лет, вы что-нибудь обязательно повредите, если рядом с вами не стоит археолог.

В проекте «Моя улица» сейчас участвуют 52 улицы, которые на данный момент перекопаны. Ранее главный археолог Москвы Леонид Кондрашев заявлял, что за работами будут наблюдать около 100 археологов и других экспертов. Однако, по мнению наблюдателей, даже такое число специалистов вряд ли достаточно для должного контроля при таких масштабных работах.

— На Пушкинской площади, где раскопали основание Страстного монастыря, работа ведется под надежным контролем археологов, — рассказывает Константин Михайлов. — Стоило мне зайти туда, рядом со мной сразу вырос человек из археологической службы, чтобы посмотреть, нет ли у меня дурных намерений. Это очень правильно. А в других местах, к сожалению, такого нет, потому что у нас нет столько археологов, чтобы на каждом метре их расставить. На прошлой неделе я наблюдал на Тверской, как экскаватор выгребал из ямы кирпичную кладку, на мой взгляд — XIX века. Возможно, специалисты обнаружили бы там что-то ценное. Во многих местах  фундаменты, показавшиеся на свет, оказались пробиты и раскопаны. Любое неконтролируемое археологами вскрытие археологических слоев — это уже в той или иной степени разрушение археологического наследия. 

В апреле «Известия» сообщали, что в настоящее время решается судьба еще одного фрагмента стены Белого города — на Хохловской площади. Этот памятник был обнаружен при строительстве еще в 2007 году, и его также повредили. Затем, когда у инвестора кончились деньги, все работы были приостановлены, а площадь радовала прохожих котлованом, на дне которого находятся остатки древних стен.

В этом году городские власти обратились к москвичам с вопросом, стоит ли тратить бюджетные деньги на музеефикацию этого объекта. Жители города, проголосовавшие на портале «Активный гражданин», ответили утвердительно.

— Под всем Бульварным кольцом эта стена залегает, — сказал Константин Михайлов. — У нас есть 10 км археологического памятника под бульварами и под набережными. Было бы чрезвычайно интересно раскопать какую-нибудь башню.

Михайлов отметил, что все ситуации с археологическими находками решаются в авральном режиме, как это произошло с мостовой на Тверской. А иногда и этого сделать не могут. Как, например, с остатками стены Белого города на Хохловской площади, которые ждут решения своей судьбы уже 10-й год. И эту ситуацию вполне можно было предусмотреть, если бы проекты строительства и благоустройства обсуждались с учеными, в том числе с археологами.

— Решения о сохранении наследия надо принимать в плановом порядке без беготни археологов наперегонки со строителями, — отметил Михайлов.

После упразднения московской комиссии по градостроительству не стало площадки, где представители власти, общественности и экспертного сообщества могли бы собраться за одним столом и обсудить судьбу тех или иных проектов или объектов культурного наследия. Судьбу зданий, предназначенных к сносу, решают в административном порядке, что провоцирует всё новые и новые градостроительные конфликты. 

То же касается и объектов археологии: если бы проект комплексного благоустройства был рассмотрен на широком градостроительном собрании с участием специалистов, можно было бы заранее избежать разрушения исторических памятников. 

В апреле президент Владимир Путин дал поручение создать в регионах общественные советы по культурному наследию. Они уже функционируют или находятся в процессе создания во многих регионах, в частности в Омске, Мурманске, Курске, на Сахалине.

В Москве, жалуются градозащитники, о создании этих советов ничего не слышно. Однако, как пояснили «Известиям» в Мосгорнаследии, такая работа ведется.

— В соответствии с указом президента разрабатывается проект положения об общественном совете при департаменте культурного наследия города Москвы. В состав совета войдут представители профильных общественных организаций и профессиональных реставрационных сообществ, — сообщили в пресс-службе Мосгорнаследия.

Общественный совет, отметили в пресс-службе, будет образован «для рассмотрения вопросов культурного наследия, в компетенции совета войдет рассмотрение архитектурно-строительных, реставрационных проектов и проектов по приспособлению объектов культурного наследия народов Российской Федерации для современного использования». 

Утверждение положения и состав членов общественного совета, как ожидается, произойдет до конца III квартала этого года, сообщили в ведомстве.