Турецкие паспорта помогут террористам попасть в Европу

На модерации Отложенный

В Брюсселе опасаются наплыва радикалов и преступников из Турции

Безвизовый режим с Турцией может обернуться для ЕС усилением угрозы со стороны террористических группировок и мафии, предупреждают авторы доклада Еврокомиссии, посвященного выполнению Анкарой плана по либерализации визового режима. Хотя европейские чиновники обещают принять меры для противодействия возросшим опасностям, эксперты считают, что риск проникновения боевиков, имеющих турецкие паспорта, в Европу будет намного выше, поскольку спецслужбы стран ЕС не готовы к новым реалиям.

«Предлагаемая либерализация визового режима для турецких граждан, направляющихся в ЕС, может потенциально повлиять на террористическую опасность в ЕС в том, что касается движения террористов с турецким гражданством из шенгенского пространства», — говорится в третьем докладе о выполнении Турцией дорожной карты по визовой либерализации, подготовленном экспертами Европейской комиссии. Его авторы, в частности, отмечают, что около 1300 турецких граждан вступили в ряды ИГ (террористическая организация, деятельность которой запрещена на территории России) в Сирии и Ираке, а сама Турция стала транзитным коридором для иностранных боевиков (в том числе из стран ЕС и с Балкан), направляющихся в Сирию или возвращающихся на родину.

— Безвизовый режим неизбежно создаст проблемы для ЕС, поскольку в Турции сейчас скопилось много безработных молодых людей, у которых в головах плотно засели джихадистские идеи, а европейские спецслужбы не способны проконтролировать большой поток людей, движущийся через границу, о чем свидетельствуют теракты в Париже и Брюсселе, — пояснил «Известиям» Сергей Гончаров, президент Международной ассоциации ветеранов спецподразделения «Альфа».

Авторы доклада Еврокомиссии особо обращают внимание на угрозу, которую создает для Европы сирийский кризис: «Одним из факторов была война в Сирии, которая облегчила контрабанду запрещенных товаров и оружия, способствовала рекрутированию, переброске и обучению иностранных и турецких боевиков террористическими организациями, а также привела к прибытию чуть менее 3 млн сирийских беженцев, часть из которых включились в незаконную миграцию, что подпитывает активность контрабандистов».

Не менее серьезной проблемой является организованная преступность, перед которой безвизовый режим откроет новые возможности. Эксперты называют Турцию главным путем транзита опиатов в Европу, а также популярным перевалочным пунктом для нелегальных мигрантов, стремящихся попасть в ЕС из Северной Африки, Азии и даже Латинской Америки.

— Предложение ЕС о введении безвизового режима для 75 млн турок, чтобы остановить поток мигрантов через Эгейское море, представляется ненормальным, — заявил накануне в эфире BBC бывший глава британской разведки МИ-6 сэр Ричард Диарлав. — Это всё равно, что поместить бензин рядом с огнем, который мы пытаемся потушить.

Справедливости ради следует отметить, что в ЕС признают наличие данных угроз.

«Цель диалога о визовой либерализации с Турцией — решить и устранить проблемы, которые могут возникнуть в результате смягчения визовых требований для турецких граждан. Ориентиры для Турции были установлены, и эти ориентиры также учитывают потенциальные риски в сфере безопасности. Уже осуществляются проверки с целью выявления лиц, которые пытаются путешествовать с поддельными или сфальсифицированными документами», — говорится в ответе пресс-службы Еврокомиссии на запрос «Известий».

Напомним, в соответствии с соглашением, заключенным весной текущего года, Турция обязалась принимать обратно нелегальных мигрантов, прибывших с ее территории на территорию ЕС после 20 марта. Взамен Брюссель пообещал ускорить процесс либерализации визового режима, по итогам которого турки должны получить право находиться до 90 дней (из каждых 180) в странах Шенгена без визы. Причем Анкара настаивает, чтобы соответствующее решение было принято уже в июне.

Однако сперва Турции надо выполнить требования ЕС по 72 пунктам. К настоящему моменту не удалось договориться по семи из них, в том числе о мерах по борьбе с коррупцией, проведении переговоров об оперативном соглашении с Европолом, судебном сотрудничестве со всеми странами-членами, приведении в соответствие со стандартами ЕС правил по защите персональных данных и пересмотре законодательства по борьбе с терроризмом.

Последний пункт стал настоящим яблоком раздора. С точки зрения Брюсселя, используемое Анкарой определение терроризма является слишком широким и позволяет использовать соответствующее законодательство для преследования политических оппонентов. В свою очередь, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что Анкара «идет своим путем» и не будет менять антитеррористические законы в угоду европейцам, а министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу вообще охарактеризовал требование Евросоюза как поддержку терроризма.

— Анкара продолжает давить на ЕС, чтобы он пошел на уступки по оставшимся пунктам, — рассказывает тюрколог Владимир Аватков, директор Центра востоковедных исследований, международных отношений и публичной дипломатии. — Определение терроризма, например, раньше использовалось для борьбы с исламистами, а теперь применяется против любых противников Эрдогана.

Эксперт напоминает, что Турция уже использовала сирийских беженцев для оказания давления на ЕС. Причем, по данным СМИ, местные спецслужбы нередко снабжали поддельными сирийскими паспортами выходцев из других арабских стран. В результате в Европе оказались не только спасающиеся от ужасов войны люди, но также экономические мигранты и террористы.

— Теперь же избавиться от нежелательных элементов будет еще проще, достаточно предоставить им гражданство. Все нелегальные мигранты, которых вернет Европа, либо станут благодарными избирателями Эрдогана, либо снова поедут в ЕС, но уже с турецкими паспортами, — говорит Аватков. — В итоге проблемы Европы только обострятся.