На Украине массово увольняют бюджетников – нет денег на зарплаты

На модерации Отложенный

Новый год принёс многим украинским учителям, воспитателям, медикам и прочим работникам бюджетной сферы неприятный сюрприз.

Казалось, надо бы радоваться. С 1 января минимальная заработная плата повысилась с 3200 до 3723 гривен ($110 - $128). За вычетом налогов при такой зарплате «чистыми» на руки получается около 3000. ($104).

Премьер-министр Украины Владимир Гройсман порадовал педагогов: «Мы уже с января месяца повысим зарплату украинским учителям. Вы знаете, что в прошлом году было принято решение, благодаря которому мы повысили зарплату учителям на 50%. В этом году украинский учитель получит еще 1,5 тыс грн. ($52 – ред.). Если зарплата учителя составляла 5-7 тыс грн. ($172 - $241), то в этом году она составит от 6,5 до 8,5 тыс грн. ($224 - $293) в среднем».

Вот только в реальности дела обстоят совсем не так, как рассказывает об этом глава правительства. Для того, чтобы повысить зарплаты учителям, местные власти вынуждены проводить сокращения, – в региональных бюджетах денег на это повышение не хватает. Все коммунальные предприятия теперь финансируются из областных и городских бюджетов, а там не густо.

К примеру, в Мариуполе мэр Вадим Бойченко на сессии горсовета заявил, что без оптимизации и реорганизации (читай – увольнений) поднять зарплаты учителям на 25% нет возможности. На финансирование учебных заведений необходимо1 млрд гривен ($34,5 млн) в год. Из них 650 млн ($22,4 млн) на образование уходит из городского бюджета, а новое повышение зарплат городской бюджет просто не потянет. Всем учебным заведениям города дали задание подготовить списки увольняемых к концу января. Уже в феврале часть учителей окажется на улице. Точно такая же ситуация в детсадах города. Там сокращают сторожей и нянечек, а воспитателей отправляют в отпуск за свой счёт. Одна из руководительниц детского сада пишет властям: «Я вас лично приглашаю поприсутствовать, в группе раннего возраста, когда они только учатся овладевать культурно-гигиеническими навыками (на горшок ходить), 15-18 человек, а если кто укакался, уписялся – их надо помыть, переодеть, при этом пятеро плачут, к мамам хотят, семеро уже разбросали все игрушки и бьют друг друга ими, что делать? Один взрослый на группу и без травматизма!? Реформа в действии…»

Под сокращения попали не только сотрудники учебных заведений и детсадов, но и все работники бюджетных организаций. Чтобы уложиться в фонд заработной платы каждый четвёртый человек был уволен, а это привело к возросшим нагрузкам на оставшихся и огромным очередям. Аналогичная ситуация наблюдается во всех украинских городах.

Из-за нехватки денег на отопление десятки институтов закрылись на зимний период, а студентов отправили на каникулы до потепления. Учебная программа сорвана. Причём это коснулось не только бюджетников, но и контрактников, которые исправно платят за обучение немалые деньги. Без зарплаты на период непредвиденных каникул остались и все преподаватели вузов. Реформы коснулись и библиотек. Все они переведены на финансирование из местных бюджетов, а городские власти экономят и закрывают библиотеки, объединяя несколько в одну. В Харькове в 2017 году закрыли три детские библиотеки, на очереди ещё две. В Житомире областную научную медбиблиотеку объединяют с детско-юношеской, что приведёт к утрате большей части медицинских книг и журналов. Библиотекари пополняют армию безработных.

Негативные изменения коснулись и всех медиков сразу же после принятия медицинской реформы. Оказалось, что принцип «деньги идут за пациентом» при нехватке бюджетного финансирования просто не работает. Первыми средств бюджета были лишены научно-исследовательские институты и специализированные клиники, которые перевели на самоокупаемость.

Ещё в 2017 году под угрозой закрытия оказались несколько ведущих украинских институтов Национальной академии медицинских наук Украины.

Директор Института хирургии и трансплантологии им. Шалимова Александр Усенко сообщал: «Нам нужно 7 млн грн. ($241 тыс), а выделили 2,7 млн ($91 тыс). Чтобы обеспечить минимальное повышение зарплаты, нам надо сократить 40% сотрудников. остаётся один выход - закрыть институт».

Ещё хуже ситуация в обычных больницах коммунальной собственности по всей стране. Ещё с 2017 года медики месяцами не получают зарплат из-за нехватки денег в местных бюджетах.

В конце декабря минувшего года медики районной больницы в Заложцах на Тернопольщине объявили забастовку. В больнице работает 106 человек, а задолженность по зарплате достигла уже более миллиона гривен. Местные чиновники не хотят платить за всех пациентов. Медики отправились протестовать под стены Тернопольской областной государственной администрации, но там им заявили, что с задолженностью должны разбираться на месте.

Перед Новым Годом около 150 работников Самборской районной больницы на Львовщине перекрыли дорогу Самбор-Львов, требуя выплаты зарплаты за 3 месяца. Задолженность перед ними составляет уже 13 млн грн. ($448 тыс)

Впрочем, в 2018 году всех украинских медиков ждут ещё большие проблемы.

Глава парламентского комитета по вопросам здравоохранения Ольга Богомолец утверждает: «Если повысить зарплату врачам хотя бы до уровня учителей, то только на оплату труда медиков понадобится 185 млрд гривен ($6,38 млрд). Но Минздрав, даже не скривившись, обещает повысить зарплату ещё гораздо больше. Денег не хватит даже на зарплаты медикам, о какой бесплатной медицине можно говорить? Врачам Минздрав обещает заоблачные зарплаты, пациентам - полностью бесплатную и высококачественную помощь ... Главное - обещать, обещать, всем и побольше…»

Итог деятельности «реформаторов» подвёл бывший премьер-министр Украины Николай Азаров. «Это не только больницы и поликлиники без врачей сейчас, но и без перспективы в будущем. Ведь уезжают самые опытные, самые знающие, которые могут найти себе работу за рубежом. От кого будут перенимать этот опыт молодые специалисты? Да и что такое 66 тысяч врачей? Это примерно 10 лет работы всех медицинских вузов страны! Получается, что Украина 10 лет финансировала, тратила свои средства на обучение врачей для других стран, которые даже «спасибо» нам за это не сказали. А что такое свои средства? Это же деньги наших рабочих, крестьян, инженеров! Благодаря перевороту, киевская хунта разбазаривает не только экономику, но и наше национальное богатство – подготовленных специалистов (и не только в медицине). И, что удивительно, никого эта проблема не волнует. Какое-то одичание», – заявил он.

Образование деградирует, здравоохранение планомерно уничтожается. Педагоги и медики оказываются на улице и уезжают из страны. Вслед за ними бегут за границу инженеры, квалифицированные рабочие и селяне.

«Украинцы заканчиваются как нация безо всяких ужасов большевизма, наоборот, под радостный грохот барабанов, свет факелов и победные реляции. Вот о чём я и мои коллеги постоянно говорят как политики. Это нас волнует на самом деле, а вовсе не какие-то детали вроде «преемственности от УНР», – так оценил происходящее в стране народный депутат Украины Евгений Мураев. Но вряд ли его услышал премьер-министр.

Соб. корр. «Одной Родины»