Машина — щит. Загадка XX века

На модерации Отложенный

Есть такой популярный фильм «Игра в имитацию». По сюжету английский математик и логик Алан Тьюринг помогает взломать код Enigma во время Второй мировой войны.

Фильм вышел в прокат в Великобритании 14 ноября. В этот же день в 1940 году люфтваффе разгромили Ковентри. Ходят слухи, что план нападения был раскрыт дешифраторами из Блетчли-Парк, но не было предпринято никаких действий, потому что английское правительство боялось, что это может раскрыть факт взлома кода «Энигма». Но на самом деле эта информация неверна. Англичане знали о предстоящем нападении, но не знали куда будет нанесен удар.

Итак, что же такое Энигма?

Энигма ( в переводе с др.греч, кстати, загадка) — шифровальная машина, использовавшаяся для шифрования и дешифрования секретных сообщений.

Особую популярность машина обрела в 20-х годах XX века. Энигму, ровно, как и Марлен Дитрих, в то время хотели получить все экономисты, политики, математики, лингвисты в мире, но немцы увидели в машине ключ к богатствам земным.

Фильм «Игра в имитацию» как раз и построен на изучении именно той модели Энигмы, которую использовали немцы в кровавый период.

Секрет Энигмы состоял в том, что большинство ключей хранилось лишь определённый период времени, обычно сутки. Часто используется выражение «роторная машина». Роторы — сердце Энигмы. Они и содержат код. Толстые зубчатые колёса, через которые проходили хитросплетения проводников, оканчивающиеся контактами на плоских сторонах. Шифровальщик нажимал буквенные клавиши, и роторы вращались, зацеплялись, контакты перекоммутировались, цепь постоянно пересобиралась и зажигала одну из лампочек, подсвечивавших буквенные индикаторы.

Энигма была разработана таким образом, чтобы безопасность сохранялась даже в тех случаях, когда шпиону известны роторные схемы. Все прекрасно понимали, как хорошо могут работать шпионы, как ненадежны люди вокруг, как продажны посредники и почтальоны.

Математически шифр «Энигмы» был весьма несложен. Зато очень сильной стороной этого устройства была автоматическая генерация бессмысленного ключа, длина которого совпадала с длиной сообщения. Нынешние аналитики считают, что если бы не человеческий фактор — то есть немецкие ошибки в методике использования, — то с тем уровнем техники, который имел место в 1930-40ые годы, взлом был бы невозможен.

По иронии судьбы, немецкий военно-морской флот первым начал использовать машины Энигма, что и явилось головной болью для Антигитлеровской коалиции. Немцы сразу просекли что к чему и внедрили собственную модель Энигмы — «Энигма G» (известна как Энигма абвера). Изюминка модели заключалась в том, что она, во-первых, была четырёхроторной (представьте уровень сложности), а во-вторых, без контактной панели. Фашисты умело использовали ее во время Второй мировой войны до тех пор, пока все же человек не взялся разобраться в устройстве.

Этим человеком был Алан Мэтисон Тьюринг — английский математик, логик, криптограф. Действительно великий человек, который спас миллионы жизней, ну и снабдил нас компьютерами. Алан занимался криптоанализом «Энигмы» в команде с поляками, русскими и британцами. Были предложены разные способы, но ни один из них не мог справиться с поставленной задачей. Люди умирали тысячами — решения не было. Тогда Алан предложил выставить на ринг против Энигмы не человека, который хочет есть, спать и тд, а машину, причем куда более мощную. Идея требовала средств, но война сжирала все деньги, тогда математик обратился напрямую к Черчиллю. На свет появилась дешифровальная машина «Bombe».

 

Это был переломный момент в войне. Теперь уже две машины контролировали военные действия. Жизни людей зависели от шифров, комбинаций и кодов.

В итоге, можно с увернностью признать, что Энигма дала немцам 30 % успеха в военных действиях. Машина была их щитом, их занавесом, их стеной. Загадка XX века переросла в проблему и головную боль государств в процессе борьбы против фашизма.