Нация прозака: Кушетка Фрейда для принца Валиума

На модерации Отложенный

У Зигмунда Фрейда однажды спросили, что делает людей счастливыми? Он ответил: «Работа и любовь». Странный ответ для человека, который изобрел метод психоанализа? Возможно. Но в то время врачи не могли предложить что-то большее пациентам, страдающим от беспокойства или депрессии.

А в случаях тяжелых психических болезней вроде шизофрении они заражали пациентов малярией, чтобы вызвать очищающую мозг лихорадку; рассекали кору головного мозга или применяли электрошок. Другими словами, лечением больного руководило отчаяние врача.

Случайное открытие в 50-х годах ХХ века первого синтетического транквилизатора — хлорпромазина (Thorazine) стало началом эры психофармакологии. По мере появления других пилюль «хорошего настроения» — Tofranil (имипрамин, применяется при депрессии), Miltown, Equanil (мепробамат — при психозе), валиум (диазепам — при серьезных беспокойствах) стало казаться, что все душевные болезни подвластны лечению химическими препаратами.

Правительства начали освобождать психиатрические лечебницы, полагая, что безумие теперь можно излечить лекарствами; игнорируя тот факт, что тысячи бывших обитателей лечебниц кончали жизнь самоубийством или влачили жалкую жизнь бездомных.

После появления в 1988 году препарата Prozac (Флуоксетин) в психиатрии началась лекарственная революция.

Стало ясно: можно забыть кушетку психоаналитика. Потому что нет такого психиатрического больного, которого нельзя было бы угомонить химическим путем.

Сегодня шансы создания новых эффективных лекарств значительно выросли.

Исследователи пробуют синтезировать лекарства, которые бы имели более длительное влияние на организм в течение недель, а не часов или дней. В этом случае отпадает необходимость в ежедневных пилюлях или инъекциях.

Однако, хорошо представляя себе все эти перспективы, большинство экспертов соглашается с тем, что будущее лечение не будет сведено просто к манипулированию химией мозга. Врачи должны будут принимать во внимание межличностные отношения, влияние работы и эмоциональное состояние своих пациентов. Другими словами, вы по прежнему будете нуждаться и в пилюлях, и в разговоре с психоаналитиком. И даже старая фрейдовская кушетка может снова пригодиться.