Украина провалилась с транзитом газа, США победили с запасами нефти



Вчера Новак объявил о возможных трехсторонних переговорах между Россией, ЕС и Украиной на предмет газового транзита. Проблема обеспеченности газом практически гарантирована Европе, если на Украину придут серьезные морозы. И проблема в том, что страна-транзитер заранее знала, что совершает ошибку: в газовые хранилища для нормального транзитного процесса должно было быть закачено 17 млрд кубометров, в то время как Украина справилась только с 14,6 млрд. В результате транзит может столкнуться с техническими проблемами, а если морозы будут совсем сильными, то и самой Украине придется черпать газ из этих запасов. На этом фоне Киев сам подтверждает необходимость строительства "Северного потока-2" для стабильности поставок в Европу, который при этом может нанести урон доходам страны - по предварительным оценкам, газопровод в обход Украины оставит страну минимум без 2 млрд долларов в год.

Украина: так себе транзитер

При этом еще совсем недавно Украина собиралась призвать Европу вообще отказаться от российского газа. То есть в случае строительства СП-2 Украина теряет 2 млрд долларов, и это плохо. В случае отказа Европы от российского топлива, Украина теряет 2 млрд долларов, и это хорошо. Логики как не было, так и нет. Зато есть очевидные проблемы даже с исполнением транзитной функции.

В связи с этим, даже Евросоюз, заинтересованный в получении Украиной доходов для оплаты долга МВФ, может отказаться от идеи использования старых газопроводов. Надежнее получать топливо напрямую. И, кстати, дешевле. Но в Европе все равно пытаются верить в то, что проект "Северный поток-2" противоречит интересам ЕС и не должен получать финансовой поддержки Евросоюза или послаблений европейского законодательства. Но уже не потому, что нужно любить и оберегать Украину. Брюссель выражает обеспокоенность тем, что импорт газа из России в 2015 году вырос на 7% и что суммарно 41% импорта ЕС приходится на Россию. Поэтому в Европе считают, что приоритет надо отдавать сжиженному газу. Который требует огромных долгосрочных инвестиций, что в условиях нестабильной политической и экономической ситуации в Европе пока нереально.

Стоит отметить, что мнение Германии (а СП-2 приводит газ напрямую к ней), меняется в сторону любви в российскому газу.

В США: так себе запасы
 

В то же время, нефтяные рынки, чудом удержавшиеся в равновесии после избрания Трампа, ждет новое потрясение. 30 ноября состоится встреча стран-членов ОПЕК, а уже сегодня в Катаре проходит неформальное мероприятие, правда без участия Ирака и Ирана. Сегодня же Brent стремительно падал из-за очередных американских манипуляций: Штаты опять "внезапно" обнаружили у себя нефть. Найденные в Техасе запасы составляют примерно 20 миллиардов баррелей нефти, природного газа - 16 триллионов кубических футов, газового конденсата - 1,6 миллиарда баррелей. Эти ресурсы в три раза больше обнаруженных службой в 2013 году запасов на месторождении Bakken-Three Forks.

Было бы удивительно, если бы все цифры озвучили сразу. И нисколько не сомневаюсь в том, что еще через пару лет там снова могут столь же "внезапно" найти очередные "гигантские" запасы. Вот, как на сообщения реагировали баррель и СМИ.




Саммит ОПЕК: так себе саммит (страны собираются наращивать добычу)

В связи с этим еще более остро встает вопрос о решении ОПЕК на предстоящем саммите. Согласятся ли все страны на квотирование? Например, Ирак уже сейчас требует себе льгот под предлогом расходов на военную операцию в Мосуле, Иран, недавно вышедший из-под санкций, требует к себе особых условий. Особенно ввиду того, что новый президент в США считает Иран потенциально выгодным американским партнером. Из-за всех этих сомнений нефть марки Brent сменила октябрьский коридор в 50-53 долларов за баррель на более низкий: сейчас это 43,5-47,5 долларов за баррель. И вовсе не факт, что после 30 ноября у нефти есть шансы поползти наверх.

Ливия также играет не на руку нефтяником: эта страна имеет крупнейшие в Африке запасы и планирует не то, что не замораживать - удвоить добычу в предстоящем году

До свержения Муаммара Каддафи в 2011 году страна добывала 1,6 млн баррелей нефти в сутки, однако затем производство упало из-за ухода международных компаний и атак на объекты нефтяной инфраструктуры. Таким образом мы имеем сразу три страны (Иран, Ирак и Ливию), являющиеся крупнейшими экспортерами нефти, а также Россию, бизнесмены которой говорят, что не планируют применять квотирование к своей добыче. И в ситуации, когда речь идет о цене на нефть, то поднять ее сможет только небольшое вооруженное противостояние в той стране, которая имеет больше всего контроля за нефтью. Причем противостояние, при котором будет невозможно реализовать нефть на черном рынке.


Россия: так себе перспектива

Вступление России в переговоры с ОПЕК об ограничении добычи нефти принесло российскому бюджету более 400 млрд рублей, сообщает Bloomberg. Возникновение вероятности того, что Москва будет взаимодействовать с ОПЕК по вопросу сокращения всемирного объема добычи нефти, поспособствовала росту мировых цен на нефть с $27 долларов в январе до среднегодового значения в $44. В совокупности с ростом добычи в России повышение цен позволило России дополнительно заработать от 400 до 700 млрд рублей. Ситуация малоприятная, потому что в росте продажи своих недр подешевке нет ничего хорошего.

Сегодня председатель ОПЕК также заявил, что страны - экспортеры "устали" от низких цен, а значит, цены на сырье ожидают роста. Но как показала практика сегодняшнего дня, данные о запасах в США (которые, конечно, никак не проверить) влияют на цену барреля сильнее, чем заявления в ОПЕК. Поэтому ждать резкого скачка пока не приходится.

Источник: http://manzal.livejournal.com/469067.html

16
2664
7