Трамп губит репутацию сверхдержавы № 1

На модерации Отложенный

Дональд Трамп вчера твиттерил, что его ракеты полетят в Сирию. Сегодня он отказывается от этих слов, написав, что он же не уточнял, когда это произойдёт. И как тут питать уважение к Америке?

Сирийский диктатор Башар аль-Асад уже много часов эвакуирует базы и аэродромы, прячет самолёты и военную технику, сам отсиживается в каком-то секретном убежище. Когда президент Трамп, наконец, решится сбросить на Сирию несколько десятков, а может, несколько сотен крылатых ракет, сам Асад будет в безопасности. Боеголовки ударят по пустым ангарам и складам. Огонь погаснет, пыль опадёт, всё вернётся в норму. Сирийская гражданская война, конфликт, который длится с 2011 года и поглотил полмиллиона человеческих жизней, будет идти дальше. То, что американцы разбомбят ещё один аэродром у Асада, не будет иметь значения.

Нет ничего хуже, чем нерешительность. Трамп вчера отправил твит, из которого следовало, что он только что отдал приказ, а ракеты через несколько минут поднимутся в воздух, чтобы покарать сирийского диктатора за химическую атаку на Думу и одновременно унизить защищающую его Россию.

Мир замер в ожидании. Россия, которая отвергает обвинения в том, что в Думе было применено химическое оружие, пригрозила, что Америка в случае нападения на Сирию поплатится за это.

Даже тщательно запланированные военные операции могут пойти не по сценарию. «Томагавк» стоимостью в полмиллиона долларов может сбиться с курса, ударить не по той цели. Если бы в американской атаке погиб, например, российский солдат, ситуация могла бы обостриться. А мелкая стычка может привести к полномасштабной войне. Поэтому твит Трампа вызвал страх. Один из российских телеканалов советовал людям на всякий случай делать запасы продуктов и лекарств.

Спустя несколько часов представительница Белого Дома успокаивала журналистов, что налёт на Сирию – это «лишь один из многих вариантов». Оказалось, что решение атаковать Сирию не было обсуждено ни с советниками и командующими вооружённых сил, ни с союзниками.

Почти как Рейган. Почти – большая разница

Миновала ночь. Ничего не произошло. А в полдень по польскому времени Трам твитнул, что он же никогда не говорил, когда именно ударит по Асаду. - Может быть, вскоре, а может, и не так скоро, - написал он в Твиттере. И добавил: - А куда девалось «Спасибо, Америка»?

Я не помню, чтобы Белый Дом, сердце ядерной державы, был охвачен таким коммуникативным хаосом.

Когда в 1986 году президент Рональд Рейган решил атаковать Ливию в отместку за теракт на дискотеке в Западном Берлине, не было никаких предупреждающих сообщений, ливийский диктатор Муаммар Каддафи удрал из-под бомб только потому, что о налёте в последнюю минуту его предупредил итальянский премьер-министр Беттино Кракси.

Рейган, с которым нынешнего президента сравнивают сторонники Трампа, не хвастался перед всем миром, что разберётся с террористом. Он просто сделал это.

Западу, который не хотел втягиваться в очередной конфликт на Ближнем Востоке, однажды уже пришлось поплатиться за свою нерешительность

Барак Обама тоже грозил Асаду, что тот перейдёт красную линию, когда применит химическое оружие. Когда Асад позволил себе и это, Обама не решился на интервенцию, поверив, что Организация по запрещению химического оружия при международной помощи уничтожит сирийские запасы зарина и прочих убийственных веществ. История показала, что этого не произошло. Часть Сирии захватило Исламское Государство, а 2015 году на интервенцию решилась Россия, авиация которой поддерживала Асада, бомбя позиции мятежников. В последнее время в конфликт включилась Турция, атаковав сирийских курдов.

Чем грозит внешняя политика, проводимая в Твиттере

Трамп, чирикая о «ракетах, которые прилетят», не только дал время Асаду, но также в очередной раз нанёс урон репутации своей страны. В международной политике угрозы эффективны только тогда, когда они реализуются. За угрозой атаки должны идти действия. А блеф легко разгадывается. Особенно тогда, когда его автор сам в нём признаётся, а именно так следует понимать последнее сообщение американского президента.

Твит Трампа продемонстрировал тот хаос, который царит в Вашингтоне. Ибо что же думать о нынешней администрации, если ближайшие сотрудники президента не знают, что и когда он объявит миру?

Что ещё хуже, Трамп в очередной раз показал, что он – политики непредсказуемый. Ещё полгода тому назад, когда Северная Корея проводила испытания своих ракет, его агрессивные твиты довели до столь серьёзного роста напряжения в регионе, что война на Корейском полуострове казалась вероятной. Сейчас Трамп при помощи Твиттера играл с огнём, а теперь пытается потушить его.

Трудно в такой ситуации не поддаться впечатлению, что он делает это для того, чтобы прикрыть собственные проблемы: расследование о связях с Россией в ходе избирательной кампании и скандал вокруг романа с порноактрисой.

Твиттер – как бритва в руке

После того, что Трамп понаписал, у него нет хода назад. Он должен показать, насколько он силён, и запустить хотя бы несколько ракет на тщательно очищенные людьми Асада военные объекты в Сирии. В залпе, может быть, будут также британские и французские ракеты. Трамп выступит с гордым заявлением, почирикает в Твиттере. Россия отреагирует с гневом. Пыль опадёт, и ничего не изменится. Только трещина на репутации Америки станет ещё глубже.

Последние события в Сирии показывают, что Твиттер в безответственных руках может быть бритвой.