Как кубанские чиновники землю пилили

На модерации Отложенный

На родине министра сельского хозяйства Ткачева захватывают сотни гектаров... Кто за этим стоит?

Одной из ключевых системных проблем Краснодарского края остается передел земли. Чернозем – главное богатство аграрного региона, за владение которым идут нешуточные войны. Правда, со времен Цапков они перекочевали с окраин станиц, где устраивались бандитские разборки, в кабинеты высокопоставленных чиновников и федеральных судей.

Фамилии многих коррумпированных дельцов известны, наверное, каждому кубанскому аграрию. Но люди предпочитают молчать. Потому что перед ними живые примеры: решившие отстаивать свои имущественные права не вылезают из судов. Неудивительно, что реальное количество фермеров в Краснодарском крае за минувшие десятилетия не растет. На земле работают в основном те, кто получил ее в начале 90-х.

За подписью Кондратьева

В истории крестьянско-фермерского хозяйства Николая Мусейко из Приморско-Ахтарского района фигурирует нынешний врио губернатора Вениамин Кондратьев.

Весной 2013 года к фермеру обратились представители компании «Тэк-Юг», предложившие купить около 2 тысяч га земли бывшего колхоза «Дружба». Одним из посредников стал сын председателя краевой Ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств Сергей Сергеев.

«Сперва взяли 10% от суммы (участки оценили в 30 миллионов), потом попросили еще полтора миллиона, затем еще», – перечисляет мужчина. У него на руках – долговые расписки и банковские документы, подтверждающие переводы средств.

В возможностях «решал» Мусейко не сомневался: его пригласили в администрацию Краснодарского края, где выполнение обязательств гарантировал глава Ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств Виктор Сергеев. В качестве подтверждения также предоставили приказ департамента имущественных отношений Краснодарского края №597 от 5.02.2014 года за подписью вице-губернатора Кондратьева. Согласно документу, крестьянскому хозяйству выделялись несколько крупных участков из фонда перераспределения земель.

Затем дело с оформлением застопорилось, и Николай Мусейко, отдавший посредникам в общей сложности порядка 7 миллионов рублей, обратился в правоохранительные органы.

Похожая история, в которой фигурируют Сергеев-младший и нынешний глава региона, в июле прошлого года завершилась приговором Октябрьского районного суда Краснодара.

Фактура примерно такая же: заместитель начальника отдела заключения договоров департамента имущественных отношений Сергей Жилин вместе с Сергеевым решили заработать на оформлении земли. Распределили роли: Жилин находит свободные наделы, а Сергеев — покупателей.

На первой встрече с фермером, которому пообещали два участка общей площадью более 300 га в Кореновском районе, посредник заверил, что оформлением займутся чиновники «из числа руководства администрации Краснодарского края». В качестве залога Сергей Сергеев взял 1,5 миллиона рублей. Заинтересованному лицу показали, как и в случае с Мусейко, документ – акт приема-передачи земельных участков из государственной собственности в фонд муниципальных земель, подписанный Вениамином Кондратьевым. Муниципальную землю процессуально легче передать частному лицу, чем государственную.

Процесс оформления затянулся, поэтому фермер обратился в ФСБ. 31 июля 2013 года при передаче денег в кафе «Чайкофф» Сергеева задержали чекисты, спустя несколько часов в руки оперативников попал и Жилин.

При рассмотрении уголовного дела в Октябрьском районном суде Краснодара Кондратьев выступил в качестве свидетеля. К подсудимым, обвиняемым по статье 159.4 УК РФ, федеральный судья Александр Зеленский был снисходителен: они отделались условными сроками и штрафами в 400 тысяч и 300 тысяч рублей. Учитывая реальный акт приема-передачи земли, подписанный заместителем Ткачева, речь в зале суда должна была идти вовсе не о мошенничестве, а о коррупционной схеме.

Через две недели после приговора вице-губернатор переходит на работу в Москву – в управление делами администрации президента, откуда возвращается в регион уже как врио главы.

Не помог даже Медведев

Сразу несколько резонансных дел, связанных с рейдерскими захватами, произошли в Динском районе Кубани. Помимо больших сельскохозяйственных участков и развитой логистики этот муниципалитет удобен выгодным положением: из Динской в краевую столицу можно доехать за полчаса. Опробованные здесь схемы не удивляют оригинальностью. В основном землю забирают через подставные собрания собственников или иски отдельных новых владельцев долей.

СПК «Колос» работал на землях бывшего колхоза «Путь к коммунизму» в станице Нововеличковской. В лучшие времена здесь трудились порядка 200 человек, молочные фермы насчитывали более двух тысяч коров, кооператив содержал Дом культуры, три детских сада и даже свою пожарную часть.

Проблемы начались три года назад. Несколько граждан, не имевших паев в СПК, проводят собрание, на котором передают землю новому собственнику. По правилам участвовать в собрании могут только собственники, предъявив соответствующие документы. Здесь же никакой регистрации не было, голосовать мог кто угодно. Арбитражный суд запрещает исполнять решение этого собрания.

Через год попытка повторяется. Собственники (а это более 600 селян) случайно узнают, что решением якобы прошедшего собрания их земельные доли переданы в аренду ОАО «Воронцовское». Динской районный суд признает решение собрания недействительным и обязывает погасить запись в государственном реестре, но новые собственники выигрывают апелляцию в Краснодарском краевом суде.

Любопытно, что вместе с землей ОАО «Воронцовское» получает и посеянный прежними владельцами урожай, ущерб составляет десятки миллионов рублей.

С подобной проблемой столкнулся и мясоперерабатывающий комбинат «Васюринский», также работающий в Динском районе. Пока идут разбирательства, вторая сторона по делу при помощи частных охранников собрала посеянный «Васюринским» урожай. Так как законным арендатором земли остается «Васюринский МПК», он же, несмотря на исчезнувший урожай, должен в полной мере выплатить пайщикам арендную плату.

Это предприятие громко заявило о себе в середине 2000-х.

В рамках национального проекта сюда привезли элитных мясных коров из Австралии и Франции, на ферму пригласили даже премьер-министра Дмитрия Медведева.

- Медведев спросил у них по-английски: «Как идут дела?» Президент французской ассоциации животноводов породы «шароле» Мишель Боду ответил: «Если везде в России так будут относиться к животным, проблем с отечественным мясом и молоком не будет, — позже рассказал кубанским СМИ директор «Васюринского» Александр Кутков.

Чтобы обеспечить корм поголовью, руководство мясокомбината в 2005 году арендовало наделы у порядка трех тысяч пайщиков ЗАО «Красносельское» и СПК «Красная Звезда». Один из них спустя время оказался у местного бизнесмена: владевшая паем умершая пенсионерка была должна ему денег, и суд погасил долг ее имуществом. Вместе с несколькими десятками других пайщиков — в основном не владевших участками изначально — он обращается в суд с требованием расторгнуть договоры аренды. Предприятие проходит через десятки судов, на все поля накладываются обеспечительные меры, но вопрос до сих пор не решен.

«Вводный объект… выбыл из государственной собственности»

Недавно Краснодарский краевой суд поставил точку в тянущемся с начала 2000-х деле о мошенническом присвоении Большого Поманиевского лимана и имущества рыбколхоза «Имени Калинина» в Приморско-Ахтарском районе. Правда, никто из фигурантов не понес заслуженного наказания за присвоение государственной и частной собственности.

История началась банально – с подставного собрания членов колхоза, якобы прошедшего в 2002 году. На том собрании 70% уставного капитала сельскохозяйственного производственного рыболовецкого кооператива «Имени Калинина», активы которого превышали 24 миллиона рублей, за 10 тысяч перешли ООО «Заря-2». Через шесть лет, когда имуществом бывшего колхоза уже вовсю распоряжались новые хозяева, в суде было доказано: законного собрания собственников в 2002-м просто не было. На момент его предполагаемого проведения ООО «Имени Калинина» не стояло на налоговом учете и, соответственно, не имело ИНН. Между тем на акте приема-передачи есть печать с ИНН, которое предприятие получило уже потом.

Отделом внутренних дел Калининского района Кубани по этому факту даже возбуждалось уголовное дело по ч.4 ст.159 УК РФ, однако правоохранители расписались в своем бессилии: «08.05.2002 г. в хуторе Пригибском неустановленное лицо путем обмана и злоупотребления доверием осуществляло реорганизацию СПРК "Имени Калинина" с целью завладения имуществом». В итоге дело закрыли «по срокам», так и не установив стоявших за рейдерским захватом лиц.

Пришедшая к управлению новая команда (владелец ООО «Заря-2» Александр Шиянов назначил на руководящие должности своих людей Дмитрий Журавлева и Сергея Левченко) продолжала расширять владения. В 2004 году в число учредителей вошла еще одна подконтрольная Шиянову организация – ККООИ «Черноморкурорт». В итоге он получил 350 гектаров, Большой Поманиевский лиман, хозяйственные постройки и цеха по переработке рыбы. В собственность достался даже рыболовецкий флот, который порезали на металлолом.

- Установлено, что в результате заключения незаконных сделок по предоставлению земельных участков, вопреки требованиям статей 6,8 Водного кодекса РФ и статьи 27 Земельного кодекса РФ, федеральный водный объект лиман Большой Поманиевский выбыл из государственной собственности, – констатирует начальник отдела по надзору за исполнением природоохранного законодательства краевой прокуратуры Юлия Палаткина.

Изначально СПРК «Имени Калинина» пытался сопротивляться через суд, доказав, помимо прочего, подложность проведенного в 2002 году собрания. Но 28 мая 2009 года гендиректор рыболовецкого кооператива Владимир Пономарев умер, а после похорон в Приморско-Ахтарский суд пришли письма с его подписью об отказе от исковых требований к Шиянову — отправленные якобы за несколько дней до смерти.

Затем группа Шиянова изготавливает собственные списки членов и печать СПРК, а в день похорон проводит собрание. Следующий маневр: подают в суд соседнего региона – Адыгеи – на самих себя и отказываются от собственности в его же пользу. Впоследствии эти сделки были признаны незаконными, СПРК «Имени Калинина» вернулся в юрисдикцию Краснодарского края, а Большой Поманиевский лиман — «из чужого незаконного владения» в федеральную собственность.

Земля и имущество после апелляционных определений Краснодарского краевого суда начинают возвращаться законным владельцам. Только Калининское РОВД не спешит наказывать тех, по чьей вине причинен ущерб, разрушено рыболовецкое предприятие, а люди несколько лет не могли пользоваться наделами.

Хозяин земли Кубанской

На выездном заседании президентского Совета по правам человека в Краснодаре земельные вопросы звучали, наверное, чаще всего. Сотни лишившихся своих паев кубанцев пришли на прием к московским правозащитникам. Поддержки у местных надзорных и общественных структур люди не находят: главы районов и прокуратура, как правило, самоустраняются, а губернаторский совет по правам человека и краевая Общественная палата по большей части играют декоративную функцию.

Жалобы поступили и на аффилированное с семьей экс-главы Ткачева крупнейшее предприятие АПК – фирму «Агрокомплекс». Например, бывшие члены совхоза «Октябрьский» в Выселковском районе так и не получили земельные паи. Участки почти 600 человек присоединили к «Агрокомплексу». Такая же беда — у ОПХ «Газырское».

Кадровые перестановки в команде врио губернатора Кондратьева, назначившего своим заместителем по сельскому хозяйству 33-летнего Андрея Коробка, надежд на реальную борьбу с рейдерами не оставляют.

Что за переделом вчерашних колхозных полей на Кубани стоят коррумпированные чиновники и депутаты – ни для кого не секрет. Остается вопрос: что же со всем этим делать? Как в условиях экономических санкций и обеспечения продовольственной безопасности вернуть хозяина на землю?