Армянская битва титанов

На модерации Отложенный

Избиение владельца Air Armenia Арсена Аветисяна вызвало широкий общественный резонанс.

Самой обсуждаемой в Армении новостью последних дней является избиение директора и владельца 51% акций авиакомпании Air Armenia Арсена Аветисяна. В скандале замешан глава Федерации футбола Армении, негласный «хозяин» административного округа Аван (Ереван), олигарх и экс-депутат, член правящей республиканской партии Армении (РПА) Рубен Айрапетян по прозвищу Немец.

Переговоры вперемешку с побоями

Об инциденте стало известно благодаря жене Аветисяна Изабелле Мелкумян. В субботу она сообщила армянским СМИ, что ее муж был похищен и избит охранниками главы ФФА. По ее словам, у Air Armenia есть задолженность перед владельцем авиакомпании «Тарон-авиа» Гарником Папикяном, который и обратился к Айрапетяну с просьбой помочь вернуть долг.

В свою очередь глава ФФА назначил Аветисяну встречу в Футбольной академии (которой он распоряжается как своей собственностью) по соседству с принадлежащим Айрапетяну рестораном «Арснакар».

Мелкумян также обратилась к президенту Армении Сержу Саргсяну с открытым письмом с просьбой защитить их семью. Копии письма были направлены директору службы нацбезопасности Горику Акопяну, начальнику полиции Владимиру Гаспаряну, генпрокурору Геворку Костаняну и омбудсмену Карену Андреасяну, а также в СМИ.

В письме говорилось, что Аветисян был похищен и лишен свободы на два часа, в течение которых Рубен Айрапетян в присутствии почти сорока вооруженных лиц оказывал на него давление, требуя подписать бумагу о некой задолженности перед главой ФФА. Освободили лишь после звонков представителей ряда СМИ, утверждает автор письма.

«Учитывая вашу личность, вашу строгую требовательность в подобных случаях, прошу вас обеспечить безопасность моего мужа и членов нашей семьи», - попросила президента жена Аветисяна.

Сам Аветсиян, который был доставлен в больницу № 1 имени Гераци с переломами и синяками, в беседе с радио «Азатутюн» (армянская служба радио «Свобода») рассказал, что в субботу около 18.30 в Футбольной академии был избит на встрече с Айрапетяном.

«Рубен Айрапетян потянул меня за руку, я попытался освободить свою руку, тогда все находившиеся рядом начали вместе меня бить», - сообщил он. По словам Аветисяна, он упал на землю и не видел, кто конкретно наносил удары, а затем его перевезли на другую территорию, где глава ФФА продолжил разговор, но уже без рукоприкладства.

Дело «Арснакара»

Столь пристальное внимание общественности обусловлено и тем, что Айрапетян и его «команда» регулярно оказываются в центре скандалов, избивая и оскорбляя людей, в том числе и журналистов.

Самый большой резонанс вызвало совершенное 17 июня 2012 года в принадлежащем Айрапетяну ресторанном комплексе «Арснакар» убийство военного врача Ваге Аветяна. Он вместе с несколькими коллегами был жестоко избит сотрудниками службы безопасности ресторана и спустя 12 дней скончался, не приходя в сознание.

В 2014 году суд приговорил проходящих по этому делу шестерых подсудимых к 12 годам лишения свободы и к административному штрафу в размере 100 тысяч драмов (250 долларов) с каждого.

Сам Айрапетян, хотя его имя в этом деле склоняли на все лады, отделался лишь потерей депутатского мандата, от которого добровольно отказался - вероятно, по совету «сверху» ради снижения градуса общественного недовольства.

А недовольство было действительно нешуточное: у особняка Айрапетяна проходили массовые акции протеста, люди массово бойкотировали ресторанный комплекс «Арснакар».

Недовольство многих армянских болельщиков вызывает авторитарный стиль управления Федерацией футбола, когда вызов футболистов в сборную Армению зависит не от главного тренера, а от симпатий главы ФФА или его желания «засветить» тех или иных игроков перед продажей. Или то, что принадлежащий ему футбольный клуб «Пюник» (вероятно, в европейской практике нет прецедента, чтобы глава федерации одновременно владел клубом - прим. авт.) долгие годы был бессменным чемпионом Армении.

Борьба за «небо» Армении

В деле об избиении Аветисяна привлекает внимание то обстоятельство, что фактически произошел конфликт между компаниями, претендующими на вакантное после банкротства авиакомпании «Армавиа» место национального авиаперевозчика.

На него могла претендовать компания Air Armenia, возглавляемая Арсеном Аветисяном, резко увеличившая количество полетов после ухода «Армавии» с рынка.

При этом один Boeing 737 Air Armenia был зафрахтован у компании «Тарон-Авиа», владелец которой Гарник Папикян, по словам жены Аветисяна, обратился к Айрапетяну с просьбой помочь вернуть долг.

С осени прошлого года в силу различных причин Air Armenia прекратила полеты, против компании были поданы иски на крупные суммы, на ее имущество и денежные средства наложен арест и запрет отчуждать акции.

На этом фоне пошли слухи, что роль местного авиаперевозчика хочет на себя взять «Тарон-Авиа».

Обращение инвесторов

Само избиение Аветисяна произошло в тот момент, когда у компании появилась перспектива решения существующих проблем и возвращения на рынок.

14 августа поступило сообщение о том, что на баланс авиакомпании Air Armenia от владельца 49% акций (инвестиционного фонда East Prospect Fund, зарегистрированного в офшорной зоне Британских Виргинских островов) поступили инвестиции на общую сумму 68,6 млн долларов.

После инцидента с главой Air Armenia директор фонда Владимир Бобылев в телефонной беседе с радио «Азатутюн» заявил, что случившееся вызывает вопросы, связанные с безопасностью ведения бизнеса в авиационной отрасли в Армении, а также наносит ущерб имиджу республики в глазах иностранных инвесторов.

Фонд также распространил заявление о том, что подобные инциденты могут нанести удар по перспективе вложения инвестиций в компанию и осуществлению запланированных реформ. «Мы призываем власти Армении и все вовлеченные стороны найти законный пусть для решения проблемы», - было подчеркнуто в коммюнике.

Как бы прислушиваясь к совету инвесторов (а может, и властных кругов Армении), Аветисян обнародовал свое заявление, в котором сообщил о призыве его партнеров «принять протянутую руку примирения» и о своей готовности внять этому призыву ради будущего Air Armenia.

Он отметил, что от реализации инвестиций зависят не только перезапуск Air Armenia, но и выплата зарплат примерно 250 сотрудникам, а также выполнение обязательств перед партнерами.

Феодальный беспредел

КАВПОЛИТ неоднократно обращался к скандалам с армянскими олигархами и чиновниками, многие из которых себя чувствуют удельными князьями в своих регионах. Особо выделяются губернатор Сюника Сурен Хачатрян по прозвищу Лиска и экс-мэр Гюмри Вардан Гукасян со «свитой» родственников и приближенных.

В обмен на их помощь в деле обеспечения «нужного» результата на парламентских и президентских выборах власть закрывает глаза на все их преступления. Лишь после провала на выборах могут последовать определенные оргвыводы - как, например, случились после проигрыша правящей РПА в Гюмри в ходе парламентских выборов 2012 года, когда Вардан Гукасян был вынужден уйти в отставку.

Единственным сдерживающим фактором является активность армянского общества, которое в последние годы своими акциями протеста вынуждает президентскую администрацию реагировать на эти случаи. Хотя вся реакция ограничивается максимум временным отстранением от поста, как случилось с губернатором Сюникской области Суреном Хачатряном.

Поэтому неудивительно, что они со своими родственниками и приближенными совершают новые преступления, как случилось с Тиграном Хачатряном. Не понеся наказания за убийство Аветика Будагяна и ранение его брата Артака, он избил братьев Арутюна и Мушега Закарянов, вследствие чего Арутюн Закарян ослеп на один глаз.

Основываясь на этом горьком опыте, можно предполагать, что Рубен Айрапетян избежит ответственности за избиение Арсена Аветисяна. К тому же на носу референдум по конституционной реформе в Армении, и вряд ли власти захотят накануне такого события лишиться «ответственного за результат» в Аване Айрапетяна.

К сожалению, президент Серж Саргсян забыл и о своем поручении, данном несколько лет назад олигархам, - отказаться от многочисленных автомобилей с охраной. Был даже принят закон, согласно которому число телохранителей для олигархов было ограничено тремя, а кортеж - одной машиной сопровождения.

Участие многочисленной охраны Айрапетяна в избиении Аветисяна вновь поднимает вопрос о том, зачем в безопасной с точки зрения преступности и тем более терроризма Армении олигархам нужна такая многочисленная охрана.

Во всяком случае, за эти годы секьюрити при олигархах и чиновниках вместо собственно охраны своих работодателей выполняли скорее функции частных армий для запугивания простых жителей республики.