Правда [1949]: В Совете Безопасности

На модерации Отложенный

Очередной выпуск нашей постоянной рубрики «Лучше один раз прочесть» рассказывает про тяжелые отношения империалистических держав и третьих стран, про то время, когда была та сила - СССР, которая могла умерить империалистические аппетиты.

Яркой иллюстрацией к излету эпохи классического колониализма, унесенной ветром истории и столь несхожей с современными реалиями, может служить эта статья из №9 газеты «Правда» от 09 января 1949 года.

В Совете Безопасности

«НЬЮ-ЙОРК 8 января. (ТАСС). Совет Безопасности, делегаты которого возвратились на днях из Парижа, возобновил свои заседания во временной резиденции ООН в Лейк-Саксессе. Вчерашнее, заседание Совета было вновь посвящено положению, создавшемуся в Индонезии в связи с нападением Голландии на Индонезийскую республику и оккупацией её территории голландскими войсками.

В качестве заинтересованных сторон на заседании присутствовали представители Индонезии, Австралии, Индии, Филиппин, Бельгии и Голландии.

Прямая и последовательная позиция делегации СССР, настойчиво требовавшей от Совета Безопасности при обсуждении индонезийского вопроса в Париже решительного осуждения голландской агрессии против индонезийского народа и принятия действительных мер против агрессора, так же как и разоблачение ею открытого и циничного пособничества голландским агрессорам со стороны их американских и английских покровителей, встретили глубокое сочувствие у народов всего мира.

Возмущение агрессией голландского правительства и соседних с Индонезийский республикой странах явилось той причиной, которая заставила вчера представителей ряда делегаций выступать с осуждением империалистических действий голландского правительства и по существу присоединиться к делегации СССР в требовании решительных мер против агрессора.

Представитель Австралии Мэйкин призывал Совет Безопасности не уподобляться страусу, прячущему голову в зыбучие пески Лейк-Саксесса, в стремлении не замечать нарушения решений ООН. Приведя многочисленные факты нарушении голландцами соглашений и обязательств по отношению к Индонезийской республике, австралийский делегат подчеркнул, что резолюция Совета Безопасности о прекращении военных действий против Индонезийской республики голландцами не выполнена, а президент и другие политические деятели Индонезийской республики не освобождены голландцами. Мэйкин выдвинул «минимальные условия» для урегулирования этого положения. Нетрудно заметить, что основные из этих условий берут свое начало в предложениях, уже вносившихся делегатом СССР на заседании Совета Безопасности 24 декабря. В число этих условий входит, во-первых, немедленное прекращение военных действий, во-вторых, отвод голландских войск из захваченных ими районов Индонезии и, в-третьих, освобождение и предоставление полной свободы передвижения и действий республиканским деятелям.

Делегат Индии Рама Рау заявил, что так называемые операции «прочесывания», к которым перешли сейчас голландские войска в Индонезии, фактически представляют собой продолжение военных действий, прекращение которых подписано Советом Безопасности. Рама Рау отметил, что голландское правительство для своей агрессии в Индонезии черпает средства, отпускаемые Голландии по «плану Маршалла», и что этот «план», направленный на словах к обеспечению мира, на деле содействует нарушению мира.

Представитель Филиппин Ромуло присоединился к осуждению голландской агрессии. Он даже сделал вид, что слегка критикует позицию делегации США в индонезийском вопросе. Речь Ромуло, выдержанная в тоне наигранного пафоса и трескучей фразеология, прозвучала, впрочем, фальшиво, поскольку он зарекомендовал себя неизменным последователем американской политики и ООН, а также потому, что он не внес никаких предложений для осуществления своих пожеланий.

Выступление представителя Голландии ван Ройена отличалось циничным пренебрежением даже к тем урезанным и недостаточным резолюциям, которые были приняты Советом Безопасности по индонезийскому вопросу. Голландский представитель утверждал, что военные действия голландских войск в Индонезии закончены (а не прекращены) в те сроки, которые он заранее называл Совету. Однако он тут же заявил, что войскам отдан приказ вести операции «прочесывания», являющиеся не чем иным, как прямым продолжением военных действий. Заявляя, таким образом, о намерении голландского командования продолжать истребление индонезийцев, ван Ройен в то же время добивался, чтобы Совет потребовал от индонезийского народа прекратить партизанское сопротивление голландской агрессии.

Явно издеваясь над решением Совета, требовавшим освобождения всех республиканских деятелей, ван Ройен заявил, что они «пользуются подвой свободой передвижения» на небольшом острове Банка, куда они сосланы голландскими военными властями.

Из речи индонезийского представителя Палара явствовало, что народ Индонезийской республики оказывает решительное сопротивление голландским захватчикам. Палар огласил телеграмму, полученную им от республиканского правительства, свидетельствующую о том, что основные силы республиканской армии не разгромлены и перешли к партизанской борьбе на всей территории Явы и Суматры, Телеграмма указывает, что в Южном Борнео началось восстание против голландских властей.

Палар заявил, что пренебрежительное отношение Голландии к резолюциям Совета Безопасности представляет собой вызов Совету, а заявление об окончании военных действий голландскими войсками — насмешку, поскольку окончание крупных военных операций не будет означать прекращение огня, предписанное Советом.

Делегат Индонезийской республики просил Совет вновь рассмотреть предложение о том, чтобы Голландии было предписано отвести войска на линии, на которых они находились до

начала военных действий, и потребовать возобновления переговоров с Индонезийской республикой.

Делегат Египта, присоединившись к осуждению голландской агрессии, в то же время выступил с заверением, что он «не рекомендует поспешные действия», а лишь предлагает, чтобы Совет «занял более сильную позицию».

Хотя можно усомниться в искренности намерений, высказанных на вчерашнем заседании Совета Безопасности, заседание представляло собой необычную картину. Представители американской делегации, к которым были адресованы многие справедливые упреки, ничего не могли на них ответить и хранили упорное молчание.

Очередной председатель Совета канадский генерал Макнотон поспешил объявить, что заседание Совета Безопасности закрывается и, сославшись на важность вопроса и необходимость консультации между членами Совета Безопасности, заявил, что следующее заседание по индонезийскому вопросу состоится 11 января.

НЬЮ-ЙОРК, 8 января. (ТАСС). Сегодня состоялось заседание комитета семи Совета Безопасности по палестинскому вопросу, созданного Советом Безопасности 4 ноября 1948 года. В состав комитета входят представители постоянных членов Совета Безопасности (Советского Союза, Франции, Соединенных Штатов, Англии и Китая), а также двух непостоянных членов Совета — Норвегии и Кубы.

Советский делегат Я. А. Малик предложил пригласить представителей заинтересованных сторон — Израиля и Египта принять участие в работе комитета. Малик указал, что у комитета нет никаких оснований лишить представителей этих стран возможности участвовать в обсуждении вопроса, имеющего для них жизненно важное значение.

Он рекомендовал также обеспечить представителям печати возможность присутствовать на заседании комитета и освещать его работу.

Председательствующий делегат Норвегии Му пытался не допустить представителей Израиля и Египта к участию в работе комитета. Он утверждал, что необходимо сначала заслушать доклад посредника, а затем решить, «есть ли необходимость выслушать заинтересованные стороны».

Комитет одобрил предложение советского делегата, и представители Израиля и Египта заняли места за столом комитета. Исполняющий обязанности посредника ООН в Палестине Банч сообщил комитету, что правительства Египта и Израиля прислали извещения о своем согласии прекратить военные действия с 12 часов дня 7 января и что соглашение о Прекращении военных действий вступило, таким образом, в силу. Оба правительства согласились также немедленно начать под руководством Объединенных Наций непосредственные переговоры о выполнении резолюций Совета Безопасности по палестинскому вопросу. Как известно, резолюции Совета от 4 и 16 ноября 1948 года запрещают нарушение перемирия сторонами и призывают к урегулированию ряда вопросов путем прямых переговоров.

Как сообщил комитету посредник, 6 января правительствам обеих сторон послано официальное приглашение приступить к переговорам. Банч заявил, что в связи с этим дальнейших действий или советов комитета или Совета Безопасности в настоящее время, по его мнению, не требуется.

Английский делегат Шоуи пытался заранее установить весьма узкие сроки для завершения переговоров, место и время которых пока еще даже не назначены. Он предложил, чтобы комитет собрался через 10 дней, чтобы вновь заслушать посредника.

Советский представитель Я. А. Малик заявил, что делегация Советского Союза с удовлетворением отмечает согласие обеих сторон приступить к прямым переговорам но урегулированию спорных вопросов в Палестине. Делегация СССР, сказал он, давно придерживается этой позиции. Еще на заседании Совета Безопасности 4 ноября 1948 года делегация СССР настаивала на том, чтобы была выполнена резолюция от 19 октября, предусматривающая непосредственные переговоры. Однако под давлением английской делегации была принята резолюция от 4 ноября, фактически отменяющая предыдущую резолюцию и не предусматривающая переговоров между сторонами для урегулирования всех спорных вопросов и тем самым усложняющая положение в Палестине, Малик выступил против предложения о созыве следующего заседания комитета и ближайшие дни, поскольку это могло бы оказать давление на ход переговоров. «Нельзя ограничивать стороны, заранее устанавливая определенные сроки для переговоров, которые еще не начались», — сказал он.

Малик предложил не ограничивать переговоры какими-либо сроками и созвать комитет тогда, когда в этом будет необходимость. Это предложение было принято комитетом.

На заседании выступили также представители Египта и Израиля. Представитель Египта Фавзи настаивал на том, чтобы комитет «наблюдал за атмосферой», в которой будут происходить переговоры. Представитель Израиля Лурье выразил уверенность своего правительства в том, что предстоящие переговоры закончатся «справедливым и почетным миром для всех сторон».

Комитет пришел к заключению, что в связи с принятием сторонами предложения о прекращении военных действий, за которым последуют прямые переговоры между правительствами Египта и Израиля, какие-либо дальнейшие действия со стороны комитета или Совета Безопасности в настоящее время не требуются. Комитет постановил довести его заключение до сведения Совета Безопасности».

Комментарий редакции:

Как видим, несмотря на внутренние противоречия в своем лагере, империалистические державы неизменно поддерживали друг друга в ключевом для них вопросе мировой политики: вопросе грабежа и насилия в отношении слабых стран. Как подчеркивал Сталин в своей работе “Экономические проблемы социализма в СССР”, монополистический капитализм не может

существовать иначе, чем стремясь и достигая максимально возможной прибыли, максимальная же прибыль есть прибыль военная. Глубину этого положения мы можем видеть теперь, как и 70 лет назад. Уже 70 лет назад прослеживается и главный тренд в дипломатии западных стран, впрочем, согласный с той дипломатией, которую они применяют в отношении собственного населения: всепоглощающее лицемерие и подлость, прикрываемая высокими целями.

Сегодня мир окончательно погружен в капиталистические отношения, на всей планете господствует капиталистический способ производства, мир сегодня окончательно разделен на лагерь государств-паразитов, государств-империалистических хищников и ограбляемую периферию. Современные формы неоколониализма зачастую превосходят в своей свирепости старую систему колониальных отношений. Сегодня даже сильнейшая страна империалистического склада, пожалуй, едва ли может открыто оккупировать некую страну третьего мира. Ее средства ограничены гуманитарными бомбардировками, миротворческими миссиями, контртеррористическими операциями и прочими инструментами из арсенала демократии. Относительно колониализм и неоколониализма, кончено, можно было бы говорить и о различиях не на уровне риторики. А так ли уж мы убеждены, что такие различия есть?

При всей схожести современной действительности с действительностью 1949-го года есть и принципиальное отличие.

В 1949-м году наша социалистическая родина противостояла войне и империалистической агрессии там, где могла. Только что окончившаяся очередная бойня народов, разгром гитлеровской Германии и милитаристской Японии, ядерная бомба у советов, появившаяся к осени 49-го, объединение под коммунистическими знаменами Китая, подъем коммунистического движения по всему миру – все это несколько охлаждало пыл тогдашних разжигателей войны.

Сегодня СССР, надежный оплот дружбы народов, разрушен, а его место заняла империалистическая Россия, противовес западному милитаризму более не существует, за то есть новый конкурент деле уничтожения мира. Население основных империалистических стран, не видевших большой войны в течение трех поколений, снова поражено заразой социал-шовинизма и социал-империализма. Достаточно сказать, что большая часть американцев не возражала бы против уничтожения двух миллионов иракцев, если бы это спасло 20 тысяч американских солдат. Ядерное оружие распространяется среди все большего и большего числа капиталистических государств. Китайский финансовый капитал все более открыто преследует свои интересы по всему миру. Коммунистическое движение деморализовано и разбито, загнано в подполье, маргинализировано, сведено до стадии кружковщины или вовсе загнано в левацкое болото. Кровопролитие, ни на минуту не останавливаясь, набирает все большие и большие обороты. Все громче, все настойчивее гремят барабаны войны. Новая большая война, новая бойня народов уже на пороге, и нет силы, способной сегодня этому помешать.

Помочь нам не может никто, кроме нас самих. Только сам народ, осознавший свои классовые интересы, способен сбросить гнет капиталистической эксплуатации. Сегодня эти классовые интересы, как никогда, совпадают с интересами выживания человечества.

Е. Морыганов, Ю. Пыльцов