Страна победившей коррупции

На модерации Отложенный

В аккурат перед самыми думскими выборами российское общество потряс доселе невиданный «сеанс разоблачений» – в одной из квартир замначальника антикоррупционного главка МВД, полковника Дмитрия Захарченко были обнаружены залежи российских и иностранных денежных знаков, в таком огромном объёме, что для их физической реквизиции следователям пришлось вызывать грузчиков.

38-летний полковник, начавший служить с 2001 года в налоговой полиции и прошедший хорошую российскую коррупционную школу, явно не доверял банкам. Да и как же им доверять, если ЦБ в последнее время «глушит» банки, как карточные домики… Понятно, что подобная политика ЦБ связана с необходимостью наполнения бюджета, так как, при любом банкротстве, «доход» от операции в разы превышает ограниченные выплаты, которые делает АСВ, при этом освобождаясь от обязательств прекративших существование банков по любым надуманным причинам. Сказки о «выводе огромных сумм» – это легенда для обывателя…

Понятно, что всё, что не подлежит выплатам, поступит в доход бюджета. Арифметику этих операций можно привести более подробно, но едва ли этим стоит перегружать повествование, так как это отдельная тема.

Итак, Захарченко. Как потом выяснилось, западным банкам он доверял больше – на счетах его сородичей в швейцарских банках было обнаружено ещё порядка 300 миллионов евро. В средствах массовой информации приводились и такие экзотические теории – дескать, это «средства российского майдана». Но эта версия не выдерживает никакой критики, так как полковник Захарченко, тридцати восьми лет от роду, никогда бы не стал покушаться на систему, которая его выкормила и сделала рублёвым миллиардером. Работая с 2001-го в российской налоговой, подобно Сердюкову, главному налоговику страны, полковник Захарченко постигал азы российской коррупционной модели. То есть, будущий борец с коррупцией, человек явно не случайный. Он дитя системы…

Но вот зачем всё это всплыло перед выборами? Непонятно, ровно, как и другие коррупционные «спектакли» российской власти, устроенные ранее.

В 2012 году российская власть также совершенно неожиданно решила явить обществу аналогичный спектакль, под названием «борьба с коррупцией». Главные роли в этой пьесе отводились министру обороны Анатолию Сердюкову и его подельнице – главе департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ Евгении Васильевой. Пролог явленной обществу пьесы был захватывающий – утро, нагрянувшие ни свет ни заря опера, Сердюков в неглиже в шикарной квартире чиновницы МО РФ Васильевой…

Однако, впоследствии стараниями всё той же российской власти дело о хищениях в Минобороны было развалено. Сердюков попал под амнистию, стрелки перевели на Васильеву. Но и она, что называется отделалась лёгким испугом. Зачем Кремлю нужно было принародно разыгрывать эту пьесу, как и нынешнюю, предвыборную, до сих пор остаётся загадкой для многих. Возможно, это была публичная семейная драма министра и дочери бывшего премьера Виктора Зубкова. Но по количеству вовлечённых в процесс правоохранительных органов, квалифицировать эту историю, как чисто семейные разборки в высшем руководстве страны сложновато. Хотя они уже давно все там (в правительстве) живут одной большой коррупционной семьёй. По принципу круговой поруки.

На этом фоне очень контрастным выглядит аналогичное разбирательство в военном ведомстве США, которое началось в то же самое время…

В январе 2012 года Департамент главного инспектора Министерства обороны США начал проверку контракта по капитальному ремонту и модернизации вертолётов Ми-17, в котором литовская компания Avia Baltika Aviation Ltd.  (далее AVB) принадлежащая российскому гражданину Юрию Борисову  выступала в качестве субподрядчика. 13 августа 2013 года офис особо уполномоченного  генерального инспектора правительства США по вопросам  реконструкции Афганистана по телефону доверия известили о совершенном преступлении, а затем конфиденциально передали  соответствующие документы. Информация касалась работы офиса ответственного офицера нестандартного авиационного  вертолетного крыла на базе Редстоун (Non-Standard Rotary Wing Aircraft (NSRWA) Program Office at Redstone Arsenal), которое структурно подчиняется штабу ВВС и отвечало за ремонт и техническое  сопровождение всех «нестандартных» вертолетов, включая российские Ми-17, поставленные американцами союзникам или партнерам по программе помощи со стороны правительства США. Уже в марте 2013 года основной фигурант этого расследования, арамейский полковник Норберт Вергез (Col. Norbert Vergez), возглавлявший с января 2010 года офис NSRWA вынужден уйти в отставку. Отставка Норберта Вергеза была связана именно с набирающим силу уголовным преследованием. Расследованием было выявлено, что полковник Вергез плотно сотрудничал с компаниями Юрия Борисова, который в 2013 году также занимал должность заместителя генерального директора АО «Вертолёты России» (входит в госкорпорацию РОСТЕХ).

В ходе судебного разбирательства было выявлено, что полковник Вергез трижды в своих докладах  обманывал правительство США и один раз письменно совершил подтасовку фактов в письме на имя генерального инспектора армии США, пытаясь таким образом воспрепятствовать проведению должного аудита контракта по ремонту  вертолетов Ми-17, который находился в административном ведении NSRWA. Аудит должен был пролить свет на то, какую роль в проведении работ по ремонту вертолётов играли субподрядчики, в том числе компания AVB, принадлежащая Юрию Борисову. Осознав всю бесперспективность своего положения Вергез начал сотрудничать со следствием и в своем признании сообщил, что он дважды предоставлял неправдивую информацию командованию армии США и ее генеральному инспектору. В частности, 01.02.2012 года Вергез дал указание своему подчиненному подписать дополнительное соглашение на сумму 3,67 млн. дол. США, которые компания AVB затребовала для завершения ремонтных работ, при этом на документе была поставлена дата – 05.12.2011. В результате чего, деньги в сумме 3,67 млн. дол. США  ушли  субподрядчику ранее, чем об этом был извещен сам генподрядчик.

Далее, в ходе следствия Вергез признал, что умышленно сделал фальшивые сообщения, заполняя утвержденную правительством конфиденциальную декларацию о своих доходах за 2012 год, и утаил то, что его жена получила в подарок от жены представителя борисовской компании часы «Rolex», а он сам лично получил чек на 30 тыс. дол. США от этой же компании. Американский полковник искренне  раскаялся также и в том, что допустил уголовно наказуемый конфликт интересов, оказывая непомерную поддержку зарубежной компании (имеется в виду AVB) при проведении  зарубежных военных закупок. При этом он сознательно допустил вольное толкование и видоизменение действующего контракта, в результате которого эта фирма получила дополнительные средства, а Вергез – рабочее место в  структурах иностранной компании.

Однако чистосердечное раскаяние полковнику не помогло и 16 апреля 2016 года, уже бывший полковник армии США Норберт Вергез, был приговорен судом к восьми  месяцам  домашнего ареста и пяти годам лишения свободы условно, а также лишен воинского знания. Суд обязал рядового Вергеза уплатить штраф в размере 10 тысяч долларов США и уплатить налог в размере 300 долларов США. Полученные им от Борисова 30 тыс. долларов были также изъяты в доход бюджета США. Приговор был вынесен после рассмотрения явки с повинной по двум случаям обмана правительства США и признания конфликта интересов, допущенного должностным лицом.

Подобный, достаточно мягкий, по американским законам, приговор, был вынесен исключительно по причине признания своей вины и сделке со следствием, которое, к слову, продолжается. Ведь бывший полковник также курировал сделку по закупке вертолётов Ми-17В-5 у АО «Рособоронэкспорта» и, может быть, знает какие-то дополнительные интересные подробности. Авиационный департамент в ранге заместителя директора АО «Рособоронэкспорт» в то время занимал давний партнёр Юрия Борисова Александр Михеев, который ныне возглавляет российский вертолётный холдинг. А Вергеза и Михеева познакомил именно Борисов. Возможно этим и обусловлена относительная мягкость (по американским меркам) приговора.

Что можно сказать точно так это то, что на этом карьера бывшего полковника, а ныне рядового Норберта Вергеза закончилась.

Напротив, для бывшего обвиняемого в России Анатолия Сердюкова, ущерб от деятельности которого на посту министра обороны, по мнению следствия, составил  не менее 7 млрд. рублей (в докризисных ценах), то есть даже не сопоставим с «шалостью» Вергеза, всё в жизни только начинается. Чудным образом попав под амнистию, Сердюков сегодня – это преуспевающий государственный бизнесмен. При этом должности в государственной корпорации РОСТЕХ на бывшего министра сыплются как из рога изобилия. Помимо должности управдома в доме, где проживает его бывшая подельница, а сам он имеет несколько совершенно нескромных квартир, он является ещё и индустриальным директором авиационного комплекса чемезовского РОСТЕХа. Входит в советы директоров ряда холдинговых структур госкорпорации. В общем можно сказать, что Сердюков очень удачно социально-адаптировался после амнистии.

Тоже самое можно сказать и о другом фигуранте не менее громкого скандала – главе таможенного ведомства Андрее Бельянинове. Зачем Кремлю понадобилось показывать на всю страну коробки, в которых вместо обуви Бельянинов хранил иностранную валюту и советские рубли в больших количествах (почти 10 млн руб., $400 000 и 300 000 евро)  – непонятно. Особняк государственного служащего поистине впечатлял – дорогие интерьеры, старинные картины, коллекция часов, дорогие украшения и даже слиток золота (вспоминается золотой батон Януковича, который он забыл прихватить с собой, спешно покидая свой загородный дом под Киевом) – всё это всплыло при обыске в доме главы таможенной службы России. Но результатом всего этого стало увольнение по собственному желанию без каких-либо последствий. В России никого не интересует факт, что даже то имущество, которое было предано огласке явно не соответствует декларациям о доходах поданным чиновником.

Напомним, для сравнения: 30 тыс. долл. США, полученные новоиспечённым рядовым Вергезом от компании Борисова и не задекларированные им были изъяты в бюджет США.

Бельянинова подобная участь не постигла. Генерала Бельянинова не разжаловали в рядовые. Его всего лишь уволили… «по собственному». Хотя это увольнение явно противоречит ст. 13 российского закона «О противодействии коррупции». По которой лицо, замещающее государственную должность России, должно быть уволено, в связи с утратой доверия, в случае непредставления «сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений».

Более того, есть все основания полагать, что в ближайшее время Андрей Бельянинов, подобно Сердюкову, будет качественно трудоустроен. По данным издания «Коммерсант» в ближайшее время отставной мытарь может занять должность председателя правления Евразийского банка развития (ЕАБР).

Вот так диаметрально отличаются судьбы проворовавшихся чиновников в России и Америке. Один случай, конечно, может быть случайностью, но два – это уже система. Вывод напрашивается сам собой: чтобы получать в России хорошие доходные должности в государственных структурах и окологосударственной «коммерции» надо уметь воровать! При этом желательно освоить эту процедуру так, чтобы объёмы незаконного накопления впечатляли.

Поэтому полковнику Захарченко не стоит особо волноваться. Своими действиями он никоем образом не перешел грань принятых в чиновничьей Росси норм и, при прочих равных, со всей ответственностью может надеяться на амнистию…

Предвыборный спектакль закончится и всё встанет на свои места, тем более, что высочайше решено упразднить борющееся с коррупцией подразделение в МВД России, а это значит, что коррупция в России одержала убедительную и безоговорочную победу. И это признано на самом верху российской вертикали.