Урок, который российским властям следует извлечь из поездки Зеленского в Вашингтон

На модерации Отложенный

Сегодня завершается вызвавший так много споров визит президента Украины Владимира Зеленского в США. В России его называли «провальным» чуть ли не до его начала, тогда как в Украине говорили о возможности «нового старта в отношениях» двух стран. В Москве обращали внимание на неудачные попытки украинского президента встретиться с Джо Байденом до переговоров последнего с Владимиром Путиным; в Вашингтоне подчеркнули, что Зеленский стал вторым иностранным лидером, который был принят действующим президентом США в Овальном кабинете. Оценки разнились, но итоги остались все же незначительными.

К американской военно-технической помощи Украине, которая с 2014 года составила около $2,5 млрд, добавились еще $60 млн. Киеву пообещали выделить $463 млн на нужды экономического развития, $45 млн дополнительной гуманитарной помощи и $12,8 млн на закупку вакцин и борьбу с пандемией. Стороны обсудили «Северный поток-2», выразили приверженность непризнания Крыма территорией России и сошлись в необходимости противостоять попыткам Москвы прекратить транзит газа через Украину.

При этом в ответ на желание Киева вступить в НАТО было отмечено, что этот вопрос решается не Соединенными Штатами, а всеми членами альянса, и повторено, что условиями принятия в альянс ставятся усиление правового порядка в стране, борьба с коррупцией и даже «ускорение экономического роста». В совместном заявлении отдельными пунктами прописаны необходимость скорейшего назначения прокурора по коррупционным делам и гарантирования независимости Национального антикоррупционного бюро.

Эти, а также другие итоги визита, свидетельствуют, на мой взгляд, лишь об одном: ситуация в четырехугольнике «США-Украина-ЕС-Россия» относительно стабилизировалась.

Стороны прояснили свои позиции; Запад пошел на реальные уступки России при формальной (и финансовой) поддержке Украины. Никто — как бы того ни хотелось Москве — не будет давить на Киев с целью принудить его к выполнению Минских соглашений. Запад предпочтет посмотреть, какими будут последствия ввода в действие «Северного потока-2», не принимая пока решительных мер (слова Зеленского о «самом грязном в мире российском газе» вызвали истерику в Москве, но в Вашингтоне не произвели никакого впечатления). При этом, как ни странно, главная «субъектность» по-прежнему остается у Кремля: ситуацию могут дестабилизировать только непредсказуемые шаги России, в то время как «на западном фронте» все еще довольно долго будет оставаться «без перемен».

Урок, который российским властям следует извлечь из поездки Зеленского, состоит в желательности снижения градуса истерики в отношении Украины хотя бы до того уровня, который проявляют сейчас США и европейские страны в отношении поведения самой России как стороны конфликта. Это сегодня — самая разумная и продуктивная позиция, соответствующая как специфике момента, так и российским национальным интересам.

И, конечно, зря (хотя и понятно почему) в России не обратили внимания на очень достойную речь украинского президента в Музее Холокоста. Владмиру Зеленскому, семья которого понесла огромные жертвы от преступлений нацизма, удалось найти правильные и искренние слова об истории и современности. Более актуальные, чем сентенции о Семилетней… ой, Северной, войне…